Государственный долг: опыт развитых стран, проблемы для России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание

Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием. Таким образом, для достижения цели работы необходимо:
рассмотреть общее состояние государственного долга;
определить механизм взаимодействия внутреннего и внешнего государственного долга;
рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств;
попытаться увидеть, какую роль в данное время играет государственный долг в системе экономических отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Государственный долг…………………………………..……….....4
1.1 Виды государственного долга……………………………………………4
1.2 Формы государственного долга………………………………………….5
1.3 Причины возникновения и последствия связанные с государственным долгом ……………………………………………………..5
1.4 Способы сокращения государственной задолженности………………8
Глава 2. Внутренний государственный долг……………………………….10
2.1 Понятие внутреннего государственного долга………………………....10
2.1.1 Формы внутреннего долга……………………........................................13
2.1.2 Виды внутреннего государственного долга…………………………13
2.2 Государственный долг субъектов Российской Федерации ..……...…16
2.3 Основные особенности внутреннего долга России, его современное состояние………………………………………………………………………...17
Глава3. Внешний государственный долг……………………..……………..22
3.1 Структура и состав государственного внешнего долга. ……………...22
3.2 Динамика государственного внешнего долга РФ……………………...23
3.3 Состояние внешнего государственного долга и внешнего корпоративного долга России………………………………………………...25
3.4 Рынок государственного внешнего долга……………………………...26
Глава 4. Зарубежный опыт управления государственным долгом ……31
Заключение………………………………………………………………..…….34
Список используемой литературы…………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 85.25 Кб (Скачать документ)

Государственный внутренний долг РФ на 1 марта 2004 года составил 685,506 млрд. руб., увеличившись за месяц на 13,897 млрд. руб. 
  В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 марта составляют

ОФЗ-АД - 405,093 млрд. руб. (на 13,6 млрд. больше, чем на 1 февраля).

Затем следуют: 
ОФЗ-ФК - 187,693 млрд. руб. (-3,624 млрд.); 
ОФЗ-ПД - 50,471 млрд. руб. (-0,005 млрд.); 
ОФЗ-ПК - 24,100 млрд. руб. (-0,001 млрд.); 
ОГНЗ - 11,50 млрд. руб. (без изменений); 
ГКО - 6,649 млрд. руб. (+3,927 млрд.)

Финансирование  расходов на обслуживание государственного внутреннего долга РФ в январе - августе 2005 года составили 33,4 млрд. руб.

ОФЗ-ФК - 10,7 млрд. рублей,

ОФЗ-АД - 21,0 млрд. рублей,

 ОФЗ-ПД - 1,7 млрд. рублей.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации были уменьшены на общую сумму 1,42 млрд. рублей (накопленный купонный доход и сумма дохода, превышающая номинальную стоимость, полученную Минфином России при размещении государственных ценных бумаг на вторичных торгах), в том числе

ОФЗ-ФК - на 0,07 млрд. рублей,

ОФЗ-АД - на 0,79 млрд. рублей

ОФЗ-ПД - на 0,56 млрд. рублей

и составили 31,9 млрд. рублей.

  Кроме того, за отчетный период были произведены выплаты процентов по векселям АПК в сумме 0,6 млрд. рублей.

  Таким образом, кассовые расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации составили 32,6 млрд. рублей.12 
Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 г составил порядка 850 млрд. руб. против 756,82 млрд. руб. на 1 января 2005 г

  В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 января составляют

ОФЗ-АД - 596,33 млрд. руб.

Затем:

ОФЗ-ФК- 131,13 млрд. руб.

ОФЗ-ПД - 123,6 млрд. руб.

ГКО - 0,02 млрд. руб.

ОФЗ - ПК - 0,001 млрд. руб.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2007г составил 1 028,06 млрд. руб., увеличившись за год на 178,06 млрд. рублей.

ОФЗ-АД- 675,16 млрд. руб. (на 78,83 млрд. руб. больше чем на 1 января 2006года)

ОФЗ-ПД- 205,62 млрд. руб. (на 82,02 млрд. руб. больше)

ОФЗ-ФК- 94,83 млрд. руб. (на 36,3 млрд. руб. меньше)

ГСО - ФПС- 52,00 млрд. руб.

ГСО – ППС - 0,42 млрд. руб.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2008г составил 1 248,89млрд. руб., увеличившись за год на 220,83 млрд. рублей.

ОФЗ-АД- 807,59 млрд. руб. (на 132,43 млрд. руб. больше чем на 1 января 2007г.)

ОФЗ-ПД- 288,42 млрд. руб. (на 82,8 млрд. руб. больше)

ОФЗ - ФК- 51,43 млрд. руб. (на 43,4 млрд. руб. меньше)

ГСО - ФПС – 91,00млрд. руб. (на 39 млрд. руб. больше)

ГСО – ППС – 10,42млрд. руб. (на 10 млрд. руб. больше)

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2009г составил 1 421,47 млрд. руб., увеличившись за год на 172,58 млрд. рублей

ОФЗ-АД- 882,03млрд. руб. (на 74,44 млрд. руб. больше чем на 1 января 2008г.)

ОФЗ-ПД- 328,17 млрд. руб. (на 39,75 млрд. руб. больше)

ОФЗ - ФК- 33,83  млрд. руб. (на 17,6 млрд. руб. меньше)

ГСО - ФПС – 132,00 млрд. руб. (на 41 млрд. руб. больше)

ГСО – ППС – 45,41 млрд. руб. (на 34,99 млрд. руб. больше)

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2010г составил 1 837,17 млрд. руб., увеличившись за год на 415,7 млрд. рублей

ОФЗ-АД- 863,38млрд. руб. (на 18,65 млрд. руб. меньше чем на 1 января 2009г.)

ОФЗ-ПД- 706,37 млрд. руб. (на 378,2 млрд. руб. больше)

ГКО –0,02 млрд. руб. (без изменений)

ГСО – ППС – 135,42 млрд. руб. (на 90,01 млрд. руб. больше)

На 1 июля 2010 г. общий объем государственного внутреннего долга РФ, выраженного  в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), составил 1911,6  млрд. руб. и по сравнению с 1 января 2010 г. увеличился на 74,6 млрд. руб. или (+4,1%.), с учетом погашений в объеме 142,9 млрд. руб.

  В июне было привлечено государственных внутренних заимствований на 80,8 млрд. руб. (за месяц +4,4%), погашения не происходило. Заимствования были осуществлены в форме облигаций ОФЗ-ПД, объемом 60,8 млрд. руб., из них на аукционах было привлечено 39,0 млрд. руб., и 21,7 млрд. руб. доразмещено на вторичном рынке. Кроме этого, заимствования происходили в виде облигаций ГСО-ППС, серии 39004, в размере 20 млрд. руб., по закрытой подписке – купонная ставка составила 7,27%, доходность первичного размещения 6,99%.

Всего на 2010 год чистые заимствования, в соответствии с декабрьским 2009 Законом 308-ФЗ запланированы в объеме 568,4 млрд. руб., при этом объем приходящегося  на год погашения внутренних обязательств по госбумагам составляет 275,7 млрд. руб.13

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2011г составил 2 461,59 млрд. руб., увеличившись за год на 624,42 млрд. рублей

ОФЗ-АД- 815,58 млрд. руб. (на 47,8 млрд. руб. меньше чем на 1 января 2009г.)

ОФЗ-ПД- 1 338,59млрд. руб. (на 632,22 млрд. руб. больше)

ГСО - ФПС – 132,00млрд. руб. (без изменений)

ГСО – ППС – 175,42млрд. руб. (на 40 млрд. руб. больше)

Таким образом, мы видим ежегодное  увеличение государственного долга. Говоря о размещении государственных облигаций в 2011 году Минфин будет размещать новые выпуски десятилетних ОФЗ с амортизацией долга в течение 2 лет, 15-летние бумаги – в течение 3 лет. При этом объем в обращении 10-летних облигаций будет доводиться до 80-85 млрд. руб., 15-летних – до 90-100 млрд. руб.14

Глава 3. Внешний государственный долг

3.1 Структура и состав  государственного внешнего долга.

  В составе государственного долга  РФ внешняя его часть постоянно  превалирует над внутренней. Однако в период с 1993 по 1997 год наблюдалась  тенденция к сближению удельного  веса внутренней и  внешней  задолженностей: если в 1993 году величина внешних обязательств в 6,1 раза превышала величину внутреннего долга, то к 1997 году они соотносились как 1,5:1. Августовский кризис 1998 года и девальвация рубля изменили эту тенденцию, и внешний долг стал превышать внутренний в 4,3 раза. В 1999 году соотношение составило 7,4:1. В последующие годы структура совокупного государственного долга России несколько улучшилась.15

  Таким образом, на 1 января 2005 года внешний долг России на 44,7% сформировался за счет кредитов, полученных от правительств иностранных государств, подавляющая часть которых приходится на долю кредиторов стран-членов Парижского клуба. На вторую позицию вышла задолженность по государственным облигациям, представленным евробондами размещаемых за границей займов, бумагами, эмитируемыми в связи с реструктуризацией советских долгов, и облигациями внутреннего валютного займа. Данные финансовые инструменты обеспечили 37,1% внешнего долга России. Это, безусловно, является знаменательной вехой для кредитной истории РФ, которая разместила свой первый самостоятельный облигационный заем на внешнем рынке лишь в ноябре 1996 года. Некогда ведущие кредиторы России – международные финансовые организации – ушли на третью позицию и на конец 2003 года формировали менее 1/10 внешнего долга страны.

  Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет незначительную величину (2,4%) в виду урегулирования в 2000 году долгов перед кредиторами Лондонского клуба и переоформления несписанной их части рыночные долговые инструменты.

  Что касается задолженности по кредитам Центрального Банка России, то она сформировалась вследствие острой потребности Правительства РФ в валютных ресурсах для производства платежей по внешнему долгу после дефолта 1998 года.

3.2 Динамика государственного  внешнего долга РФ.

  В развитии долговой ситуации в РФ просматриваются три периода: 1992г август 1998г, август 1998г – 2001г, 2002г – настоящее время.16 Основными факторами, оказывающими влияние на состояние государственного внешнего долга в первом периоде, явились обвальное падение объемов производимого ВВП, высокие темпы инфляции, опережающие темпы роста цен по сравнению с динамикой изменения курса рубля по отношению к доллару США, а также, как следствие всего этого, глубокий бюджетный кризис, глобальная реструктуризация внешнего долга бывшего СССР  и слабость государственного контроля за собственностью и целевым использованием внешних   заимствований.

 

  Основные параметры, характеризующие величину, структуру и динамику внешнего долга России на первом этапе отражены в таблице 1.

 Таблица 1    

Объем, структура и динамика государственного внешнего долга РФ в 1993 – 1998 годах.

 

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Внешний госдолг (в млрд. руб.)

140,5

425,6

558,6

695,0

736,1

3233,8

Внешний госдолг (в % к ВВП)

61,3

43,0

33,7

28,9

29,7

118,6


 

   

Из  таблицы видно, что за рассматриваемый период величина внешнего долга в текущих ценах  увеличилась в 23 раза, составив к началу 1999 года 3233,8 млрд. руб. Относительно ВВП бремя внешнего долга неуклонно снижалось и в 1997 году составило 29,7%, что на 31,6 процентных пункта ниже уровня 1993 года.   При этом за счет высокой инфляции, приводившей к обесцениванию накопленного внутреннего долга, и договоренностей 1996 – 1997 годов с внешними кредиторами показатель общей долговой нагрузки в 1995 – 1997 годах стабилизировался на приемлемом уровне: 47 – 49% к ВВП. Это объясняется в основном опережением темпов роста цен (следовательно, и объемов ВВП в текущих ценах), показателей изменения курса рубля к доллару США (следовательно, и динамики роста внешнего долга в рублевом исчислении). Однако эта тенденция была нарушена в 1998 году девальвацией рубля, и к концу года внешний долг составил 118,6% ВВП.   

Во  втором периоде (1999 – 2001 гг.) решающее значение в развитии долговой ситуации на внешнем  рынке сыграли:

    • Девальвация рубля конца 1998 года
    • Активизация внутреннего производства и инвестиций на базе благоприятных условий, сложившихся для отечественных производителей после падения российской валюты
    • Списание части советского долга  и реструктуризация оставшейся части задолженности перед Лондонским клубом кредиторов в 2000 году
    • Бездефицитное исполнение бюджета за 2000 и 2001 годы
    • Реализация жесткой политики внешних заимствований в 1999 – 2000 годах и осторожной политики привлечения средств с финансовых рынков в 2001 году
    • Курс на полное исполнение обязательств по внешнему долгу при ограничении привлечения новых иностранных займов и кредитов.

 

   В третьем периоде (с 2002 года) проводится работа по закреплению и развитию положительных тенденций  в динамике российской экономики и финансов: федеральный бюджет исполняется  со значительным профицитом, для безусловного исполнения обязательств формируется масштабный финансовый резерв (с 2004 года Стабилизационный фонд), курс на ограничение привлечения новых иностранных заимствований все чаще сочетается с их досрочными выплатами кредиторам, акцент переносится на развитие рынка государственных внутренних заимствований.   

Основные  параметры, характеризующие величину, структуру и динамику внешнего государственного долга России  на втором и третьем  этапах, отражены в таблице 2.     

Таблица 2    

Объем, структура и динамика государственного внешнего долга РФ в 1999 – 2004 годах.

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Внешний госдолг (в млрд. руб.)

4266,0

3922,3

3896,7

3882,3

3671,9

3628,2

в % к ВВП

89,8

53,7

43,1

35,7

27,8

23,5


 

  Согласно  таблице, абсолютная и относительная  величины внешнего долга в втором и третьем периодах неуклонно  снижаются. Это явилось результатом  долговой политики, направленной на безусловное  производство установленных платежей по внешним обязательствам и замещение иностранных заимствований внутренними источниками. При этом в 1999 году имело место значительное сокращение бремени внешних заимствований (на 28,9 процентных пункта) вследствие значительного отставания темпов роста курса доллара США от темпов инфляции (следовательно, и темпов роста объемов ВВП в текущих ценах) и четкого выполнения Россией графиков погашения и обслуживания внешнего долга.

3.3 Состояние внешнего государственного долга и внешнего корпоративного долга России

  В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов,17 что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на начало апреля 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд., или 2,5% ВВП. В то же время 22 апреля 2010 года Россия, после двенадцатилетнего перерыва, снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

  Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП.  
  Для сравнения — на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.

  По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг.. ,  государственный долг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП.     Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным.

Корпоративный внешний долг на начало 2009 года составлял 448,3 млрд. долларов США, к началу 2010 года сократился до 425,7 млрд. долларов США и до 416,7 млрд. долларов США по состоянию на 1 июля 2010 года.

3.4. Рынок государственного  внешнего долга.

  Провозгласив  свою государственную независимость  в 1991 году, Российская Федерация не утратила доступа к внешним источникам государственных  заимствований. Однако структура заимствований изменилась.

  Советский Союз не являлся членом межправительственных валютно-кредитных организаций ООН и не пользовался их кредитами и займами. РФ в 1992 году оформила свое членство в МВФ, МБРР и ЕБРР и с 1993 года стала широко пользоваться заимствованиями этих международных организаций. 18 Сейчас на их долю приходится около 10% внешней задолженности РФ.   

В настоящее время Россия активно  привлекает коммерческие кредиты иностранных  банков и фирм, гарантированные или  застрахованные правительствами стран-кредиторов или уполномоченными ими институтами. Проявляя доверие к проводимой Россией политике демократических и рыночных преобразований, все большее число стран проявляет готовность к предоставлению государственных гарантий по привлекаемым ею заимствованиям. Россия использует и межправительственные займы. На долю этой части задолженности (ее называют официальной) сейчас приходится почти 45% российского внешнего долга.   

Информация о работе Государственный долг: опыт развитых стран, проблемы для России