Государственный долг республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:13, курсовая работа

Описание

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1 Понятие и сущность государственного долга
1.2 Виды государственного долга, причины возникновения и последствия
1.3 Две точки зрения на государственный долг
2. Способы и методы управления государственным долгом
3. Государственный долг Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Гос долг Республики Беларусь.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты государственного долга

1.1 Понятие и сущность государственного долга

1.2 Виды государственного долга, причины возникновения и последствия

1.3 Две точки зрения на государственный долг

2. Способы и методы управления государственным долгом

3. Государственный долг Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.

В долг живут как слаборазвитые или развивающиеся страны, так и страны с мощной экономикой. Такие, как, например, США, Япония, Германия. Причём лидером является США, его долг на середину 2009г. составлял 12,1 трлн. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. долл. США[1].

Республика Беларусь также имеет государственный долг, и хотя наша страна относится к странам с малым государственным долгом, не перестаёт волновать то обстоятельство, что он постоянно растёт. По данным Национального статистического комитета, на первое августа 2009 года внешний государственный долг Беларуси составил 6,09 млрд. долларов. В начале 2009 года задолженность Беларуси находилась на уровне 3,718 млрд. долларов. Таким образом, за семь месяцев 2009 года внешний госдолг Беларуси увеличился на 63,8%. Увеличение внешнего госдолга Беларуси в июле вызвано поступлением в Беларусь очередного транша кредита Международного валютного фонда в размере 679,2 млн. долларов. С внутренним долгом дела обстоят лучше. В Национальном статистическом комитете сообщили, что внутренний государственный долг Беларуси уменьшился в июле 2009 года на 2,3% по сравнению с июнем и составил на первое августа 8,736 трлн. рублей. С учетом инфляции внутренний государственный долг сократился с первого января 2009 года на 5,5%[2].

На мой взгляд такая ситуация не может остаться без внимания. В связи с этим я поставил перед собой цель – проанализировать ситуацию в области государственного долга в Республике Беларусь и выявить пути его погашения.

На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

-           изучить теоретические основы вопроса о государственном долге;

-           рассмотреть ситуацию по проблеме управления государственным долгом в различных странах мира;

-           описать ситуацию на внутреннем и внешнем рынке государственного долга Республики Беларусь;

-           рассмотреть проблемы государственного долга в Республики Беларусь

 

1. Теоретические аспекты государственного долга

1.1 Понятие и сущность государственного долга

В научной литературе государственный долг определяется по-разному. Н.Е.Заяц определяет его как сумму задолженностей (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [3, c 286]; выдающиеся экономисты Кэмпбелл С. Макконнелл и Стэнли Л. Брю – общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственный ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные доходы (профициты)[4,с254]. Иными словами можно сказать, что государственный долг – это сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов.

Рассматривая категорию государственного долга нельзя обойти стороной понятие государственного кредита. Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Можно выделить следующие принципы государственного кредита:

·          принцип возвратности подразумевает возврат выданных взаймы денежных средств.

·          принцип срочности означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться.

·          принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент.

Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и внешнего займов. Рост государственного долга может повлечь за собой реальные негативные экономические последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

И последние и, пожалуй самое важное – большой внешний государственный долг может быть причиной угрозы экономической безопасности страны.

 

1.2 Виды государственного долга, причины возникновений и последствия

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Но в данной работе нас будет интересовать государственный долг с точки зрения рынка размещения займов, а именно, внутренний и внешний.

Внутренний долг – это долг правительства перед физическими и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета[5, с 330]. В соответствии со второй статьёй Бюджетного кодекса Республики Беларусь внутренний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени.

В качестве основных компонентов внутреннего долга можно выделить:

·              кредит, полученный правительством в центральном банке страны;

·              кредит, полученный в коммерческих банках, за минусом размещенных депозитов;

·              объём продаж государственных обязательств, распростра-няемых среди юридический лиц;

·              облигации внутренних займов, распространяемых среди физических лиц;

·              простроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, берёт на себя;

·              вклады населения в государственные сберегательные банки(за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий.

Обобщив выше сказанное внутренний государственный долг можно определить как сумму долговых обязательств перед резидентами данной страны.

Западные экономисты склоняются к той точке зрения, что умеренный внутренний долг - явлений обычное, не имеющий тяжёлых социально-экономических последствий. Они считают, что даже большой внутренний государственный долг не приведёт к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, потому что при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из самых ярких проблем.

Рост внутреннего долга опасен для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению внутренним государственным долгом.

Внешний государственный долг – это финансовые долги правительства данной страны перед иностранными государствами, зарубежными банками, международными финансовыми организациями и т.п. [5, с 331].

Внешний долг более опасный, чем внутренний. Внутренний долг всегда можно вернуть, пойдя, как выражаются экономисты, на управляемую инфляцию. Внешний же долг надо отдавать теми деньгами, которыми занимал, т.е. в валюте, кроме того нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Также можно отметить что, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его динамику и относительную величину:

·              Показатель внешнего долга на душу населения даёт больше представления о внешнеэкономической зависимости страны, чем его абсолютное значение.

·              Коэффициент "Внешний долг/ВВП" позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны. Данный коэффициент не должен превышать установленного предельного норматива (55%).

·              Коэффициент "Внешний долг/Экспорт". Соотношение объёма внешнего долга страны и экспорта товаров и услуг является индикатором состояния долга, отражающим возможность страны погасить его накопленный объём. Данный показатель имеет отличительную особенность: при превышении критической отметки до 275% может частично или полностью списываться внешний долг страны.

·              Коэффициент "Платежи по внешнему долгу/Экспорт". Коэффициент обслуживания внешнего долга позволяет оценить способность страны погашать и обслуживать внешний долг с точки зрения способности правительства и резидентов приобрести необходимую им для этих целей иностранную валюту. Критическим считается коэффициент, если расчетная сумма годовых платежей превышает 30% экспорта.

Основной причиной широкого привлечения иностранных ресурсов для финансирования инвестиционного процесса, а тем самым и образования внешнего долга, является недостаток внутренних накоплений и сбережений для проведения экономических реформ и соответствующих им преобразований. Страны также прибегают к внешним заимствованиям при дефиците государственного бюджета, при пассивном платёжном балансе.

Использование средств внешнего заимствования в качестве дополнительного источника финансирования расширенного воспроизводства (или, другими словами, экономического роста) неизбежно влечёт за собой изъятие из оборота ресурсов для возврата заёмных средств, необходимость делиться частью прибавочного продукта для выплаты процентов по международным кредитам[6, с 10].

Понятно, что если полученный совокупный прибавочный продукт превышает величину процентных платежей, то в стране-получателе внешнего финансирования сложились условия для экономического роста (расширенного воспроизводства). Приемлемым является и вариант, когда проценты по международным кредитам, например, можно выплачивать и из других источников, если это не создает напряжения в других секторах национальной экономики. И только при соблюдении этих двух условий возможно нормальное использование средств внешнего финансирования на расширенное воспроизводство, но именно эти условия и труднее всего соблюсти странам-реципиентам заемных средств, для которых чаще характерно совершенно обратное соотношение, в случае которого мы имеем дело с сужающейся воспроизводственной базой. Причем в 1990-х гг. у стран-реципиентов она объяснялась не столько неэффективностью инвестированных внешних средств (за этим в рамках своих стабилизационных и инвестиционных программ строго следил МВФ), сколько эффектом "долгового навеса", т. е. накопившейся массы внешней задолженности.

Информация о работе Государственный долг республики Беларусь