Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:13, курсовая работа
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.
Введение
1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1 Понятие и сущность государственного долга
1.2 Виды государственного долга, причины возникновения и последствия
1.3 Две точки зрения на государственный долг
2. Способы и методы управления государственным долгом
3. Государственный долг Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
По оценкам Всемирного банка к числу государств, считающихся несущими тяжёлое бремя внешних долгов относятся те страны, у которых три показателя превышают расчётные уровни в среднем в течении трёх лет:
· Отношение общей суммы долга к ВВП, если оно не превышает 50 %. В Беларуси этот показатель в 2000 – 2009 г. составлял 18,5 – 31,5 %, то есть на много ниже 50%.
· Отношение общей суммы долга к годовому объёму экспорта товаров и услуг, если оно превышает 275 %. В последние годы в Беларуси этот показатель составлял менее 50%. Однако в течение этого года он увеличился до 62,3 %, что существенно меньше порогового значения.
· Отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30 %.
В Республике Беларусь этот показатель в последние годы не превышал 20%, однако в этом году он вырос до 26,5%. Таким образом, по международным стандартам уровень внешнего государственного долга нашей страны далёк от критического, что свидетельствует о потенциальной возможности привлекать новые внешние государственные займы.
Таблица 1— Относительные показатели внешнего долга Республики Беларусь за последние 5 лет [14]
Показатели | Пороговое значение показателя | 1.01.05 | 1.01.06 | 1.01.07 | 1.01.08 | 1.01.09 | 1.07.09 |
Внешний долг/ВВП | 55 | 21,3 | 17,0 | 18,5 | 27,9 | 25,1 | 31,5 |
Внешний долг/экспорт | 100 | 31,5 | 28,2 | 30,8 | 45,3 | 40,9 | 62,3 |
Обслуживание долга/ экспорт | 30 | 15,6 | 12,4 | 16,6 | 14,4 | 17,4 | 26,5 |
С учётом этих данных определяется лимит внешнего государственного долга, который утверждается Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь" на очередной финансовый год. Первоначально лимит внешнего государственного долга Беларуси на 2009 год был определен в границах 6 млрд. долл. США, однако Президент Беларуси в конце мая своим указом скорректировал установленный лимит внешнего госдолга, увеличив его до 8 млрд. долл.
Анализируя внешний долг можно отметить ещё и такую негативную тенденцию, что основную часть внешнего долга страны составляют краткосрочный обязательства на один год и менее. А как мы знаем краткосрочные кредиты в силу небольшого периода их обращения не могут быть инвестированы в реальный сектор экономики, и выплаты по ним наступают быстрее, что может привести к оттоку капитала из страны[15,с33].
"На первый взгляд, ситуация с внешним долгом нашей страны выглядит штатно. Но доминирование краткосрочных кредитов в ближайшей перспективе может усугубить проблему отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса страны, - считает Сергей Пупликов. - Зарубежные деньги привлекать нужно, но в форме прямых инвестиций в уставные фонды предприятий на обновление активной части основных фондов (машины, оборудование)".
С тем, что соотношение краткосрочных и долгосрочных заимствований необходимо менять в пользу последних, согласны и в Минэкономики. "Конечно, желательно, чтобы доминировало привлечение долгосрочных ресурсов на инвестиционные цели. Такие займы напрямую влияют на темпы экономического роста, - отметил начальник главного управления финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики Минэкономики Вахтанг Воложинец. - Однако я бы не стал называть сложившуюся ситуацию опасной. Надо стремиться к тому, чтобы в общем объеме внешнего долга больший удельный вес занимали долгосрочные заимствования. Это работа длительная и непростая".
Рисунок № 3 – Сопоставление краткосрочных и долгосрочных займов Республики Беларусь
Процесс увеличения доли долгосрочных заимствований в общем объеме совокупного внешнего долга непосредственно связан и с улучшением кредитных рейтингов как страны в целом, так и отдельных банков. В этом направлении за последние годы Беларусь добилась значительных успехов. Международные эксперты также постоянно отмечают улучшение инвестиционного климата в стране. Все это дает основания предполагать, что в будущем доля долгосрочных заимствований в общем объеме внешнего долга будет стабильно увеличиваться, а краткосрочных - снижаться. На сегодняшний день такая тенденция уже имеется. По состоянию на 1 июля 2007 года доля краткосрочных кредитов в общем объеме совокупного внешнего долга составляла 72,5%, к 1 июля 2008 года она снизилась до 66,2%, а на 1 августа 54,6% 2009 года. Это хорошая динамика, считают в Минэкономики [16]. Важными показателями, характеризующими уровень задолженности страны, являются показатели ее кредитоспособности.
Таблица 2 – Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь [17].
Показатели кредитоспособности | 01.01.2008 | 01.01.2009 |
- отношение внешнего госдолга к экспорту товаров и услуг, % | 8,4 | 10 |
- отношение внешнего госдолга к ВВП, % | 5,2 | 6.4 |
- отношение платежей по внешнему госдолгу к экспорту товаров и услуг, % | 1,1 | 1,0 |
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. Относительно последнего показателя, следует отметить, что преобладает тенденция, когда республика осуществляет платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга больше, чем привлекает новых займов. И это не удивительно, ведь основная тяжесть долга состоит именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга, что тяжким бременем ложится на любое государство, берущее взаймы. Отсюда обеспечение своевременного выполнения заемщиками обязательств по кредитам является наиболее острым вопросом, связанным с обслуживанием внешнего долга. Наличие просроченной и сомнительной задолженности перед кредиторами негативно сказывается на взаимоотношениях с иностранными партнерами и ограничивает доступ к внешним источникам финансирования.
Рассмотрев проблемы в сфере внешнего долга Республики Беларусь, обратимся к ситуации с внутренним государственным долгом страны.
В соответствии с Законом Республики Беларусь "О внутреннем государственном долге" под внутреннем госдолгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории республики. [18, ст.1] Причем гарантией по внутреннему долгу является имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь выражается:
- в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров;
- кредитов Национального банка Республики Беларусь;
- других государственных долговых обязательств (краткосрочных или долгосрочных), гарантированных Правительством Республики Беларусь.
Исключительное право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит Министерству финансов Республики Беларусь. Для этого используются операции на открытом ранке - один из трех основных методов финансирования дефицита бюджета (помимо эмиссии гособлигаций, это - использование золотовалютных резервов Национального банка и денежная эмиссия). При этом учитываются следующие моменты:
- размер внутреннего государственного долга, в свою очередь, является бюджетной функцией, при положительном сальдо бюджета появляется перспектива сократить внутренний госдолг;
- новая эмиссия государственных ценных бумаг выполняет функцию рефинансирования накопленной задолженности, первостепенно той ее части, по которой наступают сроки платежа;
- финансирование бюджетного дефицита путем новых эмиссий государственных ценных бумаг не обязательно приведет к росту инфляции в будущем (хотя такой потенциал имеет место).
Таким образом, внутренний государственный долг - это задолженность правительства юридическим и физическим лицам в пределах национальных границ, выраженная в денежной или иных формах, обеспечиваемых актами Республики Беларусь. Его образование обусловлено, прежде всего, несоответствие между потребностями государства в финансировании своих расходов и его возможностями. Государство всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование дефицита бюджета. В структуре внутреннего государственного долга примерно 47% занимают кредиты, предоставленные Нацбанком на финансирование дефицита республиканского бюджета, 31% - государственные облигации, 22% - обязательства правительства, сформированные в рублевых и валютных векселях. Для большей наглядности представим эти данные в диаграмме (рис.№4).
Рисунок №4— Структура внутреннего долга Республики Беларусь
В 2006–2010 гг. будет проводиться активная долговая политика в рамках создания механизма мониторинга и управления государственного долга с целью минимизации рисков и ограничения прироста государственного долга параметрами экономической безопасности страны, в том числе сокращения рисков, связанных с обязательствами бюджета по гарантированному долгу. Эффективное управление государственным долгом с учетом достигнутого уровня стоимости государственного заимствования и структуры используемых финансовых инструментов, оптимизации консультационных, административных и операционных расходов по инвестиционным проектам будет обеспечиваться за счет государственных внешних займов [19].
Что касается минимизации государственного Республики Беларусь, то тут нужны стратегические меры. Для минимизации внутреннего долга Республики Беларусь нужно упростить налоговую систему (документооборот, запутанность и т.д.), тем самым это позволит уменьшить нагрузку на малый бизнес и позволит "развернуться предпринимателям", что в свою очередь позволяет появиться новому бюджетному источнику. Для минимизации внешнего долга нужно поступление иностранных инвестиций в государство, т.е. продажа обанкротившихся предприятий другим странам.
Во избежание ошибок в управлении и минимизации государственного долга необходимо учитывать мировой опыт и особенность экономического развития нашей страны.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что:
1. Впервые внешний долг появился в Беларуси в 1992 году
2. По международным стандартам уровень внешнего государственного долга Республики Беларусь далёк от критического
3. Начиная с 2007 года внешний долг Республики Беларусь стремительно растёт
4. За последние годы Беларусь добилась значительных успехов в улучшении кредитных рейтингов как страны в целом, так и отдельных банков. Международные эксперты также постоянно отмечают улучшение инвестиционного климата в стране.
5. При увеличении внешнего долга предпочтения следует отдавать заимствованиям на долгосрочной основе.
Заключение
Государственный долг - сумма задолженностей (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и внешнего займов.
Внешний долг более опасный, чем внутренний, т.к. внешний долг надо отдавать теми деньгами, которыми занимал, т.е. в валюте, кроме того нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны.
Информация о работе Государственный долг республики Беларусь