Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:13, курсовая работа
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.
Введение
1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1 Понятие и сущность государственного долга
1.2 Виды государственного долга, причины возникновения и последствия
1.3 Две точки зрения на государственный долг
2. Способы и методы управления государственным долгом
3. Государственный долг Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа "Пятилетка – в четыре года" на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплаты процентов и на погашение ранее выпущенных займов. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (во время консолидации же займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход).
Конверсия, консолидация и унификация государственных займов обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.
Ещё одним методом управления государственным долгом является его частичное или полное списание. Списание части внешнего долга является одной из процедур, применяемых в случае возникновения значительных финансовых трудностей у страны-заемщика. Так, с 1995 г. Всемирный банк и МВФ осуществляли руководство программой HIPC, в рамках которой было проведено списание долгов семи государств на 3 млрд. дол. Боливия, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гайана, Мозамбик, Мали и Уганда приняли участие в программе как страны с низким ВВП и чрезмерно высоким уровнем задолженности.
Власти США, координирующие усилия по оказанию экономической помощи Ираку, призвали страны-кредиторы списать иракский внешний долг. Общий внешний долг Ирака составляет 140 млрд. USD. которые были заимствованы в период с 1980-го по 1988 г. для ведения военных действий с Ираном. Саудовская Аравия списала 80% долга Ираку, что составляет около 15 млрд. USD. Еще 52 страны согласились списать от 80 до 100% иракского внешнего долга.
В 1992 году было списано 50% чистой приведенной стоимости задолженности Польши и Египта, хотя эти страны относились к государствам со средним уровнем доходов (беднейшим из них). В результате внешний долг Польши сократился с 30 млрд, до 15 млрд. долл., а Египта - с 25 млрд. до 12,5 млрд. долл. Списание долгов Польше и Египту было обусловлено прежде всего политическими соображениями ведущих стран Запада (в случае Польши - успешное проведение рыночных реформ в первой стране бывшего советского блока; в случае Египта - заключение мира с Израилем).
В данной курсовой работе уже много сказано о методах управления государственным долгом. А какие же ещё элементы и направления есть в системе управления государственным долгом?
Одним их элементов управления государственным долгом является регламентирование допустимых пределов роста долга в планируемом периоде либо установление предельно допустимого уровня долга по отношению к валовому внутреннему продукту. Уровень задолженности в пределах 50-70 % ВВП обычно не вызывает опасений. Однако у многих стран с достаточно устойчивым финансовым положением уровень государственного долга значительно выше. Например, в Бельгии и Италии он превышает 120% ВВП. Этот показатель не всегда адекватно отражает ситуацию с состоянием государственного долга страны, так как источником погашения долга является не национальный продукт, а лишь государственный бюджет. Более корректным в этой связи представляется сравнение государственного долга с уровнем бюджетных доходов. В процессе управления государственным долгом для некоторых стран имеет значение установление и соблюдение именно соотношения между уровнем бюджетных доходов и государственным долгом.
Следующим важным направлением в системе управления государственным долгом является контроль за соотношением внутреннего и внешнего долга. При высоком уровне внешнего долга, по сравнению с внутренним, целесообразно обратиться к показателю упомянутому выше: внешнего долга и объема экспорта, так как последний является основным источником поступления валюты для расчета с иностранными кредиторами. Эта сторона в управлении внешним долгом оказалась весьма важной для России. Финансовый кризис 1998 года привел к резкому дефициту иностранной валюты для платежей по внешнему долгу. С целью решения этой проблемы были, в первую очередь, применены меры по усилению валютного контроля. В их числе увеличение доли обязательной продажи экспортной выручки Центральному банку, ужесточение контроля за переводом валюты за рубеж, строгая регламентация целей, на которые может приобретаться иностранная валюта, занижение курса национальной валюты с целью стимулирования экспорта и ограничения импорта. В системе управления внешним долгом меры валютного контроля обычно рассматриваются как временные. Они приводят к определенным экономическим и политическим издержкам. В частности, к дефициту импортных товаров на внутреннем рынке, их недоступности для многих потребителей, замедлению ввоза иностранного капитала в страну с чрезмерно жестким валютным законодательством, усилению тенденций сокрытия валютной выручки и т.п.
В системе управления внешним долгом важное место занимает осуществление специальных приватизационных программ. Как и в других рассмотренных выше случаях, данный инструмент имеет различные схемы применения. Один из них — приватизация предприятий отечественными инвесторами для пополнения бюджетных доходов, которые в последующем могут быть использованы для погашения или обслуживания внешнего долга. Второй вариант представляет собой приватизацию предприятий иностранными инвесторами также с целью пополнения финансовых ресурсов государства, необходимых для обслуживания внешнего долга. Третий вариант предполагает непосредственный обмен государственных облигаций на акции приватизируемых предприятий. Так в ряде стран Евросоюза форсировали осуществление приватизационных программ с целью снижения размеров государственного долга до допустимого критерия в 60% ВВП; при том, что в этих случаях выручка от приватизации, по положению, не должна засчитываться в покрытие бюджетного дефицита (с критерием 3% ВВП), но может использоваться для снижения долга правительства. Среди стран Евросоюза с наибольшими поступлениями в 1997 г. от приватизации отмечают Италию (свыше 20 млрд. дол.), Швецию. Францию, Испанию, Германию, всего на сумму около 60 млрд. дол., и только в прошлом году около 40 млрд. дол. В Испании значительная часть выручки от приватизации (около 2% ВВП) идет на погашение госдолга. В Египте поступления от приватизации используются для реструктуризации государственного долга в целях снижения процентных платежей. В Австралии для снижения государственного долга постепенно проводят полную приватизацию ведущей телекорпорации на общую сумму около 19 млрд. дол. В Венгрии половина выручки от приватизации должна направляться на погашение внешнего долга.
Таким образом:
1.Управление государственным долгом – это совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.
2.При управлении государственным долгом необходимо учитывать ряд показателей, которые не должны превышать пороговой оценки.
3.Важное значение имеет расходование заимствованных средств
4.Правильное управление государственным долгом ведёт к экономическому росту страны.
3. Государственный долг Республики Беларусь
Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации экономического курса с целью вывести из кризиса финансовую систему страны и придать новый импульс экономическому развитию. На сегодняшний день нет страны в мире, в которой бы имелась совершенная финансовая система: у каждого государства имеются свои проблемы. Беларусь не является исключением: среди прочих проблем управления государственными финансами, возникающих в связи с переходом к рыночным взаимоотношениям, Правительство страны решает проблемы обслуживания государственного долга.
Государственный долг Республики Беларусь существует в следующих формах долговых обязательств:
· кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;
· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
· договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь;
Основными целями привлечения и использования государственных займов являются [11, ст 2]:
- покрытие дефицита республиканского бюджета;
- пополнение валютных ресурсов Республики Беларусь;
- реализация инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приобретенными направлениями развития экономики республики;
- решение острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
- импорт сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случаях критического положения в обеспечении ими республики;
- поддержка экономических реформ.
В первой главе мы говорили о том, что государственный долг любой страны представлен долгом внутренним и внешним. Не является исключением и наша республика, государственный долг которой регламентируется определенными законодательными актами отдельно по внутреннему и внешнему долгу страны.
Лимиты внутреннего и внешнего государственного долга устанавливаются Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учётом параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере.
Проанализируем внешний государственный долг Республики Беларусь.
Впервые внешний долг появился в Беларуси в 1992 году. Первые кредиты были предоставлены Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти заемные средства использовались для закупки зерна, сахара, детского питания, медикаментов, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита.
Условно можно выделить несколько периодов в истории белорусских внешних заимствований.
До 1996 г. республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику от 300 до 600 млн.USD иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996 гг.) были периодом наиболее активного привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 г. внешний государственный долг достиг своего максимума и составил 1,5 млрд.USD.
В 1996 году произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 года он составлял 1513,1 млн.USD, в течение 1996 г. привлечено 453,8 млн.USD, а погашено 96,2 млн.USD. Таким образом, на конец 1996 г. внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн.USD. Однако реально он составил только 950 млн.
Такое значительное уменьшение внешнего долга объясняется тем, что в соответствии с Соглашением с РФ от 27 февраля 1996 г. было произведено урегулирование части долга России путем отказа российской стороны от претензий по беларускому государственному долгу по состоянию на 1 января 1996 г. за ранее предоставленные кредиты. Со своей стороны Беларусь отказалась от претензий и компенсаций по внутреннему валютному долгу бывшего СССР за расходы, связанные с затратами на экологическое обследование и рекультивацию мест дислокации выведенных воинских формирований Министерства обороны РФ, за комплекс зданий, переданных для размещения дипломатического и консультативного представительств России [12, с.13-15].
С конца 1996 - начала 1997 гг. начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах нашей страны ограничилось в основном технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют нашей стране займы. Кроме того, по привлеченным ранее кредитам наступили сроки уплаты основных сумм долга. Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000 год, однако положение было несколько смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет).
Рисунок №1 – Динамика внешнего государственного долга Республики Беларусь 1992-2002гг
В развитии государственного долга 2008-2009гг. хочется отметить его большой рост. Беларусь и Россия заключили соглашение, предусматривающее выделение Беларуси стабилизационного кредита в размере $2 млрд. в 2008-2009 годах. Первый транш кредита от Российской Федерации в размере $1 млрд. поступил на счет Министерства финансов в Нацбанке Беларуси 18 ноября 2008 года. Второй в размере $500 млн. - в марте 2009 года. В январе 2009 года руководство МВФ одобрило выделение кредита "стэнд-бай" для Беларуси в объеме около 2,46 млрд долларов под программу экономических реформ, рассчитанную на 15 месяцев (до апреля 2010 года). В результате чего за этот период внешний государственный долг вырос более чем в 3 раза[13].
Рисунок №2 – Динамика внешнего государственного долга Республики Беларусь 2003-2009 гг
В числе основных кредиторов Беларуси можно назвать Россию, Германию, МВФ, ЕБРР, МБРР, США, Кувейт.
Информация о работе Государственный долг республики Беларусь