Государственный внутренний долг и проблемы его обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики.

Содержание

Введение
Глава 1. Образование государственного долга, сущность и состав внутреннего государственного долга.
1. Причины возникновения государственного долга и его виды.
1.2. Внутренний государственный долг и его сущность.
1.3. Состав внутреннего государственного долга.
Глава 2. Управление государственным внутренним долгом РФ.
2.1. Анализ его динамики и структуры за 2009-2011 гг.
2.2. Основные способы погашения внутреннего долга.
2.3. Основные направления совершенствования управления
государственным внутренним долгом в РФ.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Глава 1. Образование  государственного долга, сущность и  состав внутреннего государственного долга.

1. Причины  возникновения  государственного  долга  и его виды.

1.2. Внутренний  государственный долг и его  сущность.

1.3. Состав  внутреннего государственного долга.

Глава 2. Управление государственным внутренним долгом РФ.

2.1. Анализ его  динамики и структуры за 2006-2008 гг.

2.2. Основные  способы погашения внутреннего  долга.

2.3. Основные направления совершенствования управления

государственным внутренним долгом в РФ.

Заключение

Список использованной литературы 

 

     Введение 

     Данная  курсовая работа посвящена изучению государственного внутреннего долга РФ. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

     Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

     Цель  данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики.

     Достижению  поставленной цели подчинено решение  следующих задач:

  • Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
  • Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
  • Исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом.

     Структура работы. Курсовая работа состоит из:

  • Введения;
  • Двух глав;
  • Заключения;
  • Списка используемой литературы.

Глава 1. Образование государственного долга, сущность и  состав внутреннего  государственного долга.

1. Причины возникновения государственного  долга и его виды.

     Государственный долг – это задолженность, накопившаяся у правительства в результате заимствования денег для финансирования предшествующих бюджетных дефицитов. Государственный долг равен сумме  прошлых бюджетных дефицитов, минус бюджетные излишки.

     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так, как, во-первых, государственный  заем - важный источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько  опасен тот или иной размер дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

     Причинами возникновения государственного долга  обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга – это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

     Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

     Превышение  государственного долга над ВВП  более чем в 2,5 раза считается  опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

     Виды  государственного долга:

     Государственный долг подразделяется на внутренний и  внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.

     Государственные органы стараются консолидировать  краткосрочную и среднесрочную  задолженность, т.е. превратить ее в  долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственным долгом при министерстве финансов, которые занимаются погашением и консолидацией старых долгов, а также привлечения новых заемных средств.

     Внутренний  государственный долг – это сумма  задолженности по выпущенным и ценным непогашенным государственным бумагам, размещенным на территории Российской Федерации, включая затраты на погашение  и выплату крупного дохода. Число  видов государственного внутреннего долга с 1997г. увеличилась в 1,5 раза, в основном за счет не рыночных инструментов. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. Расходы бюджета по обслуживанию данного вида долга с начала 1996г. фактически не учитывается в составе расходов федерального бюджета, казначейство сальдирует все обороты рынка ГКО, включая выручку от новых выпусков и суммы, направляемые на погашение старых.

     Облигации – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратную сумму с процентами. Облигации – долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлению срока выплаты – погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (а не совладельцем, как акционер). По российскому законодательству облигация ценная эмиссионная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости.

     Задолженность по государственным займам, в которых  государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.

     По  способу размещения государственные  займы делятся на группы:

     1) Свободно обращающиеся облигации,  размещающиеся по подписке.

     2) Облигации, свободно размещающиеся  на рынке ссудного капитала, обычно  свободно размещаются через систему коммерческих банков (сберегательных и акционерных). Основными подписчиками облигаций по государственным займам выступают организации, специальные фонды, банки, страховые компании.

     К ценным бумагам, используемым для мобилизации  денежных ресурсов, относятся кроме облигации также и иные ценные бумаги, которые предусмотрены Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

     Статья 75 Конституции РФ подчеркивает, что  государственные займы выпускаются  в порядке, определяемом Федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

     В последние годы на рынке ценных бумаг  основная роль отводится государственным  облигациям, эмитентом которых выступает  правительственный орган – Министерство финансов РФ. Наиболее распространенными  среди государственных облигаций являются государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и государственного сберегательного займа РФ.

     Внешний государственный долг – это задолженность  перед иностранцами, он предполагает утечку ресурсов из страны-должника и сужает тем самым возможности потребления и инвестирования в национальной экономике.

1.2. Внутренний государственный  долг и его сущность.

 

     Экономика каждой отдельной страны представляет собой достаточно сложную картину, весьма богатую ярко выраженными  индивидуальными чертами. Наличие индивидуальных признаков в государственных бюджетах отдельных стран обусловлено многочисленными и многообразными причинами, среди которых на первом месте стоят размеры территории государства, и, в особенности, численность населения, географическое положение страны, строй экономических отношений, относительное богатство или бедность нации, политический строй государства.

     Но, несмотря на все разнообразие индивидуальных и локальных признаков, характеризующих  финансовые системы отдельных стран, им присущи общие, типические черты, существование которых объясняется общностью тех основных условий, в среде которых развивается хозяйство современных государств. Одной из особо важных типических характеристик является наличие в финансовых системах всех государств - государственного долга, везде государственная задолженность порождает огромные ежегодные расходы, повсюду финансовая политика практически ежегодно сталкивается с необходимостью прибегать к системе государственного заимствования с целью мобилизации или стерилизации денежных средств, что стало вторым после налогов методом финансирования государственных расходов.

     Существование государственного долга в бюджетах всех государств, неизбежная необходимость  постоянного обращения к системе государственного заимствования, безусловно, является одним из самых характерных фактов в истории мирового финансового хозяйства. Многочисленные исторические изыскания обильным фактическим материалом доказывают, что практически все государства с древних времен прибегали к услугам и помощи кредита и, что в их истории слишком часто встречались такие моменты, когда единственным выходом из затруднительного положения оказывалось обращение к кредиту в той или иной форме.

     По  своей сущности государственный  внутренний долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с перемещением капиталов из национального частного сектора в государственный бюджет на основе их заимствования. С помощью государственного долга преодолевается ограниченность налоговых поступлений в госбюджет, ограничивается рост наличной денежной массы, государственные займы играют существенную роль в обеспечении бюджетного равновесия.

     На  первоначальных этапах развития стран  с рыночной экономикой нарастание госдолга было связано с увеличением правительственных военных расходов, а также расходов для обеспечения механизма функционирования тогда еще относительно небольшого государственного сектора. А постепенно, начиная с 1930-х годов, в связи с резким ростом правительственных расходов по вмешательству в экономику значение внутреннего государственного долга качественно изменилось.

     Последнее было вызвано двумя обстоятельствами. Во-первых, превращением государственных  финансов в важнейшую материальную основу государственного регулирования экономики, основным теоретическим источником для которого стали научные разработки представителей кейнсианского течения. Превращение кредитного финансирования в важнейший инструмент стимулирования совокупного спроса и легализация бюджетных дефицитов как средства стабилизации экономики привело к увеличению размеров и качественным изменениям государственных расходов. Во-вторых, модификацией природы денежного обращения, когда в связи с утратой деньгами связи с золотом государственный кредит остался единственным стержнем их стабильности. Государственные займы стали выступать эффективным инструментом кредитно-денежной политики государства.

     Внутренний  государственный долг играет достаточно весомую роль в экономике всех государств и по его доле в общем, объеме госзадолженности можно судить об экономическом положении государства. Например, в развитых рыночных государствах на долю внутреннего долга приходится основная масса всей госзадолженности, в то же время, как в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой в связи с низким уровнем внутренних накоплений основная масса государственной задолженности приходится на внешний долг.

Информация о работе Государственный внутренний долг и проблемы его обслуживания