Государственный внутренний долг и проблемы его обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики.

Содержание

Введение
Глава 1. Образование государственного долга, сущность и состав внутреннего государственного долга.
1. Причины возникновения государственного долга и его виды.
1.2. Внутренний государственный долг и его сущность.
1.3. Состав внутреннего государственного долга.
Глава 2. Управление государственным внутренним долгом РФ.
2.1. Анализ его динамики и структуры за 2009-2011 гг.
2.2. Основные способы погашения внутреннего долга.
2.3. Основные направления совершенствования управления
государственным внутренним долгом в РФ.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

     В дальнейшем под внутренним государственным  долгом будем понимать - внутреннюю задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках, выраженную в валюте Российской Федерации.

     1.3 Состав внутреннего  государственного  долга.

     В состав общего государственного долга  в странах с рыночной экономикой, как правило, включается долг центрального правительства (федеральный долг), задолженность местных органов власти (коммунальный долг), государственных корпораций и предприятий и другие долги, причисленные законодательством страны к государственному долгу. Их соотношение определяется особенностями экономического и исторического развития каждой страны, но, как правило, большую часть внутреннего долга составляет задолженность центрального правительства.

     Качественный  анализ государственной задолженности  позволяет выделить три ее составных  элемента.

     Первый  из них - финансовая задолженность, под которой понимаются денежные обязательства государства, возникшие в связи с правительственными займами кредитных средств (государственные ценные бумаги, кредиты Центральных банков и др.), предназначенные для финансирования расходов государственного бюджета. Данный вид задолженности широко распространен как в развитых рыночных странах, так и в странах с переходной экономикой, и именно этот вид задолженности определяет в большей степени размеры внутреннего госдолга.

     Второй  вид государственной задолженности - административная задолженность, которая включает в себя находящиеся в тесной взаимосвязи с проведением текущей бюджетной политики денежные обязательства. К данному виду долга относятся, прежде всего, задолженности по платежам в государственном секторе (например, долги по выплате заработной платы на государственных предприятиях и учреждениях). Другими словами, это те средства, статьи расхода по которым уже были утверждены в бюджете, но платежи по ним в силу возникших проблем не были произведены. Этот вид задолженности сохраняется до момента его погашения в новом финансовом году и носит обычно краткосрочный характер. Данный вид задолженности в большей степени характерен для стран с переходной экономикой, где существуют огромные проблемы с пополнением доходной части бюджета, связанных в первую очередь с общим экономическим кризисом в стране (падение производства, стагнация, высокие темпы инфляции, неэффективная система налогообложения). К примеру, это было в России в 1990-х годах, когда задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетных предприятий и организаций составляла более 47 трлн. руб., или около 2% ВВП. При этом, как правило, сумма просроченных платежей такого рода из государственной казны не учитывалась в качестве составляющей госдолга и бюджетного дефицита.

     Третий  вид государственной задолженности  представляет собой возможные долговые обязательства, возникающие при  предоставлении государственными органами гарантий и поручительств в рамках содействия определенной деятельности государственных и частных предприятий. Выделение бюджетных средств на подобные цели является наиболее плодотворным и отвечающим государственным экономическим интересам. Данный вид госзадолженности широко распространен в развитых странах. Для стран с развивающейся экономикой этот вид долга представляется наиболее перспективным с точки зрения промышленного подъема экономики.

     В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации согласно бюджетного кодекса включаются:

  • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объём основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
  • объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

     Размеры и структура государственного внутреннего  долга представлены в программе  государственных внутренних заимствований  Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

     Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий  финансовый год (верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2009 года установлен в сумме 1 824 700 718,8 тыс. рублей). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.

 

Глава 2. Управление государственным  внутренним долгом РФ.

2.1. Анализ его динамики  и структуры за 2006-2008 гг.

     Рынок внутреннего долга не может считаться  уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира, где  финансовая сфера присутствует в  более или менее оформленном  виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

     Структура современного внутреннего долга  РФ состоит из:

  • Облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998г. а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;
  • Облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Купонным доход по данным облигациям начисляется начиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода составил 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% годовых – во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее – 10 % годовых. Начиная со второго купона, выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца.
  • Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размешаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);
  • Облигаций государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. руб. – разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей. Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;
  • Облигаций государственного нерыночного займи (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;
  • Облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа – доллары США. Номинал облигации – 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный объем выпуска – 7885 млн. долл. Пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонная ставка – 3% годовых выплачивается один раз в год [18].

     Основное  увеличение внутреннего долга произошло  в период 1993-98гг., когда бурно рос  рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. Только за последние 3 года внутренний долг увеличился на 397,74 млрд. руб. (рис. 1) 

     

     Рис.1 Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб. 

     Автор предлагает проанализировать структуру  внутреннего долга по следующим данным (таб. 1).

 

      Таблица 1. Государственный внутренний долг, выраженный в государственных  ценных бумагах

Виды

ценных

бумаг

ГКО ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-ФК ОФЗ-АД ГСО-ППС ГСО-ФПС ОРВВЗ

1992 года

Итого

внутренний

долг

На 1.01.2009 0,02 0,001 123,64 131,13 596,33 - - 0,03 851,15
На 1.12.2009 - - 200,12 94,83 667,43 - 40,00 0,03 1002,41
На 1.01.2010 - - 205,62 94,83 675,16 0,42 52,00 0,03 1 028,06
На 1.12.2010 - - 288,12 51,43 803,69 10,42 85,00 0,03 1238,69
На 1.01.2011 - - 288,42 51,43 807,59 10,42 91,00 0,03 1 248,89
На 1.12.2011 - - 328,17 33,83 882,03 10,42 132,00 0,03 1386,48
 

     Государственный внутренний долг Российской Федерации

     Государственный внутренний долг РФ на 1.12.2009 года составил 1002,41 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть на 1 декабря 2009 года составляют:

     ОФЗ-АД – 667,43 млрд. руб. (на 71,1 млрд. больше, чем  на 1января 2009 года).

     Затем следуют:

     ОФЗ-ПД – 200,12 млрд. руб.(на 76,48 млрд. больше, чем  на 1 января 2009 года);

     ОФЗ-ФК – 94,83 млрд. руб. (на 36,30 млрд. меньше, чем  на 1 января 2009 года);

     В целом с начала года государственный  внутренний долг увеличился на 151,26 млрд. руб.

     Государственный внутренний долг РФ на 1.12.2010 года составил 1238,69 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть на 1 декабря 2010 года составляют:

     ОФЗ-АД – 803,69 млрд. руб. (на 128,53 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2010 года).

     Затем следуют:

     ОФЗ-ПД – 288,12 млрд. руб. (на 82,50 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2010 года);

     ГСО-ФПС  – 85,00 млрд. руб. (на 33,00 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2010 года);

     ОФЗ-ФК – 51,43 млрд. руб. (на 43,40 млрд. руб. меньше, чем на 1 января 2010 года);

     ГСО-ППС  – 10,42 млрд. руб. (на 10,00 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2010 года);

     В целом с начала года государственный  внутренний долг увеличился на 210,63 млрд. руб.

     Государственный внутренний долг РФ на 1.12.2011 года составил 1386,48 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть на 1 декабря 2011 года составляют:

     ОФЗ-АД - 882,03 млрд. руб. (на 74,44 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2011 года);

     Затем следуют:

     ОФЗ-ПД - 328,17 млрд. руб. (на 39,75 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2011 года);

     ГСО-ФПС - 132,00 млрд. руб. (на 41,00 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2011 года);

     ОФЗ-ФК - 33,83 млрд. руб. (на 17,6 млрд. руб. меньше, чем на 1 января 2011 года);

     ГСО-ППС - 10,42 млрд. руб. (без изменений).

     В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 137,59 млрд. руб. В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 27.11.2009г., утверждена Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (Приложение 1). 

Информация о работе Государственный внутренний долг и проблемы его обслуживания