Госудаственные ценные бумаги

Автор работы: k*******************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 21:37, доклад

Описание

В начале 1992 г. Центральный банк РФ приступил к разработке экспериментального проекта по созданию современного рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объёмы прямого кредитования Минфина РФ. Входе этой работой к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных облигаций (ГКО). Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца , постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.

Работа состоит из  1 файл

ЦБ(финал).docx

— 52.30 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение Московской области

     ГУУ 

     Кафедра менеджмента 
 

     Доклад

 

Государственные ценные бумаги 
 
 

     Выполнили:

     студент группы М-07

     Атрашков А.

     Белов И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Москва

2011 г.

Государственные ценные бумаги 

      Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это долговые ценные бумаги, эмитентом которых  выступает государство. Выпуск государственных  ценных бумаг обычно осуществляется для финансирования бюджета, целевых  государственных программ и т.д. 

     Государственные краткосрочные облигации

      В начале 1992 г. Центральный банк РФ приступил  к разработке экспериментального проекта  по созданию современного рынка государственных  ценных бумаг в России. С  его  помощью предполагалось значительно  сократить объёмы прямого кредитования Минфина РФ. Входе этой работой  к началу 1993 г. были созданы все  необходимые условия для полноценного функционирования  рынка государственных  облигаций (ГКО). Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг  со сроком обращения в три месяца , постепенно вводя новые инструменты  с большим сроком обращения. Для  всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.

      

      Нормальному функционированию рынка способствовала разработка пакета документов, регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все стороны размещения ГКО, погашения  облигаций, вторичных торгов. К основным законодательным актам следует  отнести прежде всего Закон о  государственном внутреннем долге  Российской Федерации.

      Второй  по важности нормативный акт - приказ ЦБР No 02-78 от 6 мая 1993 года “ О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями“ .

      Третий  нормативный акт “Положение об обслуживании и обращении выпусков ГКО” Размещение  облигаций происходит на аукционе, организованном  ЦБР по поручению  Министерства финансов РФ. Дата его  проведения, предельный объём выпуска, место и время объявляются  Банком России не позднее, чем за семь календарных дней, хотя этот порядок  не всегда соблюдается. 

      

          

      

         

      Министерство  финансов РФ, выпуская в обращение  ГКО, получает денежные средства, необходимые  для финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства заимствуются на рыночных условиях. В1993 году осуществление эмиссии гособлигаций позволило перечислить на счёт Минфина РФ чистую выручку в размере 150,5 млрд. рублей.

      Преимущества  ГКО:

           1)Высокая ликвидность;

           2)Сроки обращения минимальны;

           3)Низкие процентные издержки;

           4)Все виды доходов от операций  с ценными бумагами освобождены  от налога на прибыль

      ГКО - высоко ликвидные ценные бумаги, сроки  их обращения в денежных средствах  минимальны. Это позволяет официальным  дилерам и их клиентам быстро и  надёжно инвестировать находящиеся  в их распоряжении временно свободные  средства. При этом операционные издержки  (комиссия дилеру, бирже - 0,1 от суммы  каждой сделки , налог на покупку  ГКО - 0,1 от суммы каждой сделки) при  таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в  том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены  от налога на прибыль. Таким образом, несмотря на сравнительную молодость  рынок ГКО постепенно приближается к масштабам тех задач, решение  которых он должен обеспечивать,

      

      

        

        

      

      

        
 

      Эволюция  рынка привела к тому, что ГКО  при первичном размещении в известном  смысле играют определённую макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в инструментарии Банка России по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут  занять заметное место в спектре  рычагов регулирования предложения  денег со стороны ЦРБ. Приобретая или продавая облигации, ЦБР тем  самым будет соответственно увеличивать  дополнительную ликвидность либо изымать  избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО станет важнейшим  денежным ориентиром денежного рынка. Вторым следствием, обусловленным характером структурного свойства, стало расширение рынка ГКО, закономерно вызывающее существенное перераспределение оборотов и финансовых средств между валютными, кредитным и облигационными секторами  денежного рынка в пользу последнего.

      Что касается вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строится на оценке  средневзвешенной эффективной доходности по отношению  к погашению действующих выпусков- учётной ставке. Если в данный период  происходит ускорение или торможение роста котировок ГКО, то оно затрагивает  все обращающиеся выпуски независимо от текущего срока до  погашения  каждого из них.

      Государственные долгосрочные облигации  (ГДО)

ГДО – это ценные бумаги, эмитентом  которых является гос-во, со сроком погашения, превышающим несколько лет: от 5-10 до 30-50 лет. 

    Заём  осуществляется в виде государственных  долгосрочных  облигаций  сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г.  по  1 июля  2021 г.  Облигации выпускаются  в бланковом виде с набором  купонов и реализуются  только среди юридических лиц.

    

    

    

    

      
 
 

    Общий объём займа в 80 млрд. рублей разделён на 16 разрядов по 5 млрд. в каждом.  Облигации могут выпускаться  с разной номинальной стоимостью, кратной 10 тысячам рублей.  В настоящее  время их номинал равен 100 т. рублей.

    Разряды объединены в четыре группы:

    1-й  - 4-й разряды - группа “Апрель”

    5-й  - 8-й разряды - группа  “Июль”

    9-й-12-й  разряды - группа  “Октябрь”

    13-й-16-й  разряды -группа  “Январь”

    Обслуживание  возложено на учреждения Банка России. Для каждой группы разрядов он может  устанавливать особые условия обращения. По облигациям один раз в год 1 июля выплачивается доход путём погашения  соответствующих купонов. В настоящее  время он составляет 15% от номинальной  стоимости и выплата его производится только в безналичной форме путём  зачисления соответствующих сумм на счета держателей облигаций.

    Операции  по продаже и выкупу облигаций  производятся учреждениями Банка России  во все рабочие дни, кроме последнего рабочего дня. Котировка облигаций определяется на каждой предшествующей неделе в течение всего года, за исключением “особой ” недели. Особые недели в соответствующих группах приходятся на вторые недели апреля, июля, октября и января. Цены на эту неделю определяются за 13 месяцев до её наступления, т.е. владелец облигаций может планировать их доходность исходя не из тридцати лет, а одного года.

    Погашение ГДО  начинается с 1 июля 2006 г. в течение  последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются только до 31 декабря 2021 года. При погашении ГДО Банк  России выплачивает их номинальную стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и годовой доход до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.

    Владельцы ГДО могут использовать их в качестве залога при получении кредита. Коммерческие банки могут получить такую ссуду  в Банке России на срок до 3 месяцев  в размере до 90%  от номинальной  стоимости  заложенных облигаций. В  случае не возврата ссуды в срок Банк России имеет право реализовать  заложенные облигации, направив доход  на покрытие задолженности.

    Золотые сертификаты (ЗС)

    Золотые сертификаты обращались на рынке  ценных бумаг в течение года, с  сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г., т.е. относятся  к числу погашённых ценных бумаг. Вполне возможны их последующие выпуски. Процентный доход по золотым сертификатам выплачивался ежеквартально в размере  трёхмесячной долларовой ставки ЛИБОР (ежедневно публикуемая средняя  ставка процента, по которой  банки Лондона размещают свои депозиты  в других банках, играющая роль международного ориентира) плюс 3% годовых. 

    

      
 

      
 
 

    Цена  на золотой сертификат в виде цены первичного размещения устанавливалась  Министерством финансов РФ исходя из золотого эквивалента сертификата  на основе второго фиксинга цены золота пробы 0,9999  на Лондонском рынке. Пересчёт этой цены в рубли осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком России. К цене, определённой таким образом, добавлялась премия в виде накопленного процента за период,  прошедший с начала квартала, с тем чтобы дифференцировать квартальный доход в зависимости от срока приобретения сертификата.

    От  налога  освобождались процентный квартальный доход и разница  между ценой первичной продажи  сертификата и его погашения. Тем самым формально прибыль  от перепродажи становилась объектом налогообложения.

    Обращение золотых сертификатов не было ограничено, но сделки подлежали обязательной сертификации в Министерстве финансов. Несмотря на отсутствие ограничений на перепродажу, вторичный рынок золотых сертификатов не сформировался, во всяком случае, информация о нём отсутствовала. Таким образом, вместо свободной рыночной цены на ЗС имела место единственная исходная цена продажи, назначаемая Министерством  финансов РФ, или цена первичного размещения.

    Облигации  внутреннего  валютного   займа.

    В результате банкротства в 1993 г. (14 мая) Банка внешнеэкономической деятельности СССР на его счетах остались “замороженными” средства юридических и физических лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1 июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 до 15 лет.  Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США, процентная ставка - 3% годовых.

    Общий объём займа составил 7885 миллионов  долларов США. Номинал облигации- одна, десять и сто тысяч долларов. Они  были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой  выпуска займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года. 

    Облигации   федерального   займа (ОФЗ).

    Хар-ки ОФЗ:

    1)Первые  среднесрочные ЦБ, которые появлялись  в РФ;

    2)Выпущены  на 1 год и 2 недели;

    3)Доходы  выплачиваются раз в квартал;

    4)Доход  привязан к доходу на рынке  ГКО

    ОФЗ - это знамение времени, это свидетельство  финансовой стабилизации, потому что  ОФЗ - первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации. Они выпущены сроком на один год и две недели, что объясняется особенностями российского законодательства (нужен срок более года, чтобы бумага считалась среднесрочной), так и удобством начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причём доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся четыре последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продаётся (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ (московская межбанковская валютная биржа). Как и цены на ГКО,  цену на эту бумагу ставят сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому, чтобы определить, устраивает ли министерство эта цена или нет. Это называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения, которые ему невыгодны, и принимает те, которые выгодны.

    Само  по себе появление ОФЗ и для  Минфина, и для всей финансовой системы  имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется некоторая  стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три  месяца о том, чтобы рефинансировать  займы. То есть всё дальше и дальше мы уходим от идеи пирамиды и все  больше приближаемся к идее долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке, хотя мировая  практика говорит о том, что обычно 30% - это краткосрочные заимствования, а остальные 70% делятся между среднесрочными и долгосрочными вложениями.

Информация о работе Госудаственные ценные бумаги