Автор работы: k*******************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 21:37, доклад
В начале 1992 г. Центральный банк РФ приступил к разработке экспериментального проекта по созданию современного рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объёмы прямого кредитования Минфина РФ. Входе этой работой к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных облигаций (ГКО). Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца , постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.
Эксперимент с ОФЗ в общем удался. Было выпущено облигаций на один триллион и они были проданы за три дня. Причём постоянно снижалась доходность (в первый день - с достаточно высокой доходностью, а на третий - с исключительно низкой).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.07.98 № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" к государственным ценным бумагам относятся ценные бумаги, выпушенные эмитированные) от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов местного самоуправления). Обращающиеся на рынке государственные ценные бумаги представлены в двух видах: дисконтные (бескупонные) и с купонным доходом.
Дисконт определяется как разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки (первичного размещения). Если организация приобрела ценную бумагу и держала ее на балансе до даты официального погашения, то разница между ценой реализации и ценой покупки автоматически составляет величину дисконта, которая была известна заранее при инвестировании средств.
В
том случае, если организация продала
ценную бумагу до даты официального погашения,
то результат от реализации, определяемый
как разница между ценой
Первичная доходность = ((Цена погашения – Цена размещения) / Цена размещения) ´ (365 / Срок обращения) ´ 100%
Доход, рассчитываемый владельцем ГКО за время фактического нахождения облигации на балансе исходя из первичной доходности и цены размещения, является процентным доходом.
В
настоящее время
Особенностью данных облигаций является периодическая выплата купонного дохода, рассчитываемого в процентах от номинальной стоимости облигации. Купонные облигации обращаются на вторичном рынке и выступают объектом купли-продажи. Цена сделки является договорной и устанавливается участниками рынка по согласованию.
Муниципальные ценные бумаги
В экономически развитых странах рынок муниципальных ценных бумаг (облигаций) значителен по масштабам и динамично развивается. Этот вид ценных бумаг считается одним из самых надежных долговых инструментов после ценных бумаг центрального правительства.
Муниципальные облигации — это муниципальные ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти и управления (например, правительствами штатов, провинций, городскими муниципалитетами, бюджетными организациями).
Самый большой в мире рынок муниципальных ценных бумаг находится в США. Муниципальные облигации можно подразделить на две широкие категории: обеспеченные общей гарантией; обеспеченные доходами от проекта.
Более
совершенную форму имеют
Облигации, обеспеченные доходами от проекта, выпускаются в США агентствами или органами власти, созданными в штатах и городах в соответствии с законодательством, с целью финансирования строительства и расходов по эксплуатации. Эти муниципальные ценные бумаги менее надежны, однако с их помощью были осуществлены многие крупные проекты, построены сотни больниц, стадионов, студенческих общежитий, гражданских центров и т. п.
Для
этих облигаций характерны фиксированные
сроки погашения. Обычно они являются
отзывными, т. е. эмитент по истечении
определенного срока может
Штаты
и города нередко испытывают потребность
в наличных деньгах, поскольку налоговые
поступления происходят раз в
квартал, а иногда и раз в год,
а средства требуются постоянно,
например, для выплаты заработной
платы и других расходов. Местные
органы власти решают эту проблему
с помощью выпуска
В
настоящее время увеличивается
число муниципальных структур, имеющих
право выпускать собственные
облигации. Вместе с тем значительно
усиливается и законодательное
регулирование рынка
Подобно
купле-продаже государственных
Основными владельцами
В
Японии основными целями эмиссии
муниципальных облигаций
Муниципальные
ценные бумаги выпускаются на предъявителя,
основными эмитентами являются власти
крупнейших городов и префектур.
Правительственные и
Минимальный
номинал муниципальных
Муниципальные
облигации с 1992 г. выпускаются с
условием частичного или полного
«погашения в любое время», причем
досрочное погашение
Основными
инвесторами муниципальных
Франция
по числу муниципальных
В
Великобритании муниципальные власти
имеют возможность занимать необходимые
денежные средства напрямую у центрального
правительства на довольно длительные
сроки и под низкие проценты. Поэтому объем
рынка муниципальных ценных бумаг постоянно
снижается, и за последнее десятилетие
выпуска новых муниципальных облигаций
не было.
В
России, как и на Западе, бюджет любого
уровня также не может обойтись без
системы заимствования, поскольку
существуют кассовые разрывы между
временем поступления средств и
их расходованием. К тому же в России
положение усугубляется высокой
инфляцией и низкой собираемостью
налогов в большинстве
Первые выпуски ценных бумаг, эмитированных региональными и местными органами власти, были зарегистрированы Минфином России в 1992 г. Тогда было осуществлено пять проспектов эмиссии, в 1993 г. — восемь, в 1994 г. — 16. За 1992—1996 гг. было зарегистрировано 153 таких займов на общую сумму 20 трлн неденоминированных рублей.
Рынок российских муниципальных займов представляет собой довольно пеструю картину: он состоит из мелких займов и крупных эмиссий для реализации серьезных инвестиционных проектов. Только за первые три года своего существования муниципальные ценные бумаги распространились от Санкт-Петербурга до Восточной Сибири. Однако до середины 1995 г. было зарегистрировано всего 43 эмиссии на общую сумму 3 трлн неденоминированных рублей. Муниципальные облигации не пользовались популярностью среди инвесторов в связи с их ненадежностью, низкой доходностью и неразвитостью вторичного рынка.
Активизация
рынка муниципальных ценных бумаг
произошла после принятия решения
Федеральной комиссией по ценным
бумагам и фондовому рынку (23 марта
1995 г.) и письма Минфина от 28 июля
1995 г. «О льготах по налогообложению
ценных бумаг». В соответствии с
письмом отменен налог на прибыль
по муниципальным бумагам и снижен
налог на операции с ценными бумагами
с 0,3 до 0,1%. В итоге к осени 1995 г.
количество эмиссий выросло до 80,
а их общий объем — до 5,6 трлн
неденоминированных рублей. В первой половине
1997 г. общее число эмитентов субфедеральных
и муниципальных ценных бумаг составило
70, из них 59 относились к субъектам Российской
Федерации и 11 — к органам местного самоуправления.
Более 70% объема эмиссий приходилось на
10 крупнейших эмитентов.
В 1997 г. совокупный объем субфедеральных внутренних займов достиг 24,4 трлн неденоминированных рублей.
Перечень выпускаемых местными органами власти облигаций многообразен, однако можно выделить следующие основные виды:
займы, аналогичные ГКО и ОФЗ;
«сельские» облигации;
еврооблигации;
жилищные займы;
сберегательные займы для населения.
Лидерами на рынке субфедеральных и муниципальных ценных бумаг стали займы типа ГКО и ОФЗ, которые обычно носят нецелевой характер, выпускаются в бездокументарной форме и являются именными, бескупонными (диконтными типа ГКО) или купонными (типа ОФЗ).
«Сельские»
облигации выпускаются