Госудаственный долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:56, курсовая работа

Описание

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов экономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка. Также определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его «сбалансированного» государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.
Среди расходов государственного бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при испо

Содержание

Введение
Глава 1. Бюджетная система………………………………………………………..4
1.1. Бюджетный дефицит…………………………………………………………..7
Глава 2. Государственный долг………………………………………………….....7
2.1. История государственного долга………………………………………………8
2.2. Внутренний государственный долг………………………………………….11
2.3. Внешний государственный долг……………………………………………..12
Глава 3. Современное состояние проблемы государственного долга…………15
3.1 Что произошло с госдолгом России?............................................................16
3.2. Что нас ждет впереди?...................................................................................18
3.3 Бремя государственного долга для будущих поколений………………..20
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы …………………......................................................................23
Приложение ………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 История государственного долга.docx

— 614.25 Кб (Скачать документ)

   На  протяжении всего XIX и в начале XX века расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX века правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

Стремясь  сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно  разделяло бюджет на обыкновенный и  чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и  пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные  средства шли на финансирование строительства  железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном  положении часть чрезвычайного  бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных  займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

   Выпуск  новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной  Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и  условия займа по- прежнему определялись по решению правительства.

   По  большей части государственных  долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 миллиардов золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

   Все ценности, размещаемые в то время  на рынке, разделялись на 3 категории:1) краткосрочные;2) долгосрочные;3) бессрочные.

   Срок  обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался  от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска  не должны были превышать 500 рублей. Право  эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая  сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 миллионов рублей. В 1905 году права министра были расширены до 200 миллионов рублей с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Основу  государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки— от пятидесяти до восьмидесяти лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство  обязывалось выплачивать только договорный процент - для держателя  заем становился рентой. Правительство  оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной  стоимости. В этом случае заем погашался  тиражами. Иногда государство скупало  облигации на бирже.

   Также существовало формальное определение  внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как  никаких ограничений на покупку  иностранных выпусков для российских подданных и внутренних - для иностранцев  не существовало.

   В 1906 году в Основном законе имелась  статья 114, которая гласила:“При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам”. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка —  платить вовремя и полностью.

Российское  правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать  репутацию надежного заемщика, который  действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным  статусом.

Теперь  я хотела обсудить более недалекие  года, например 1991 год. Напомню, начиная  с середины 80-х годов власти СССР пошли по пути крупных внешних  заимствований для финансирования импорта продовольствия, потребительских  товаров, а также машин и оборудования. Это часто случается с режимами, неспособными из-за экономических и  иных причин удержать власть. В итоге  всего за шесть лет — с 1985 года по конец 1991 — государственный внешний  долг СССР увеличился более чем в три раза: с 31 до 96,6 млрд. долл. США. Заимствования по принципу «бери, что дают», привели к тому, что к моменту распада СССР совершенно неуправляемой стала структура задолженности: срочными оказались долговые обязательства, общая сумма которых достигла 30 процентов от суммы долга. Глубочайший экономический кризис, наложившийся на политический передел страны, поставил точку в начатом в 1991 году цикле привлечения финансовых кредитов, используемых, главным образом, для обслуживания уже накопленной задолженности. Деньги занимались у Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Республики Корея. Распавшийся Советский Союз не был объявлен банкротом лишь потому, что в октябре 1991 года власти СССР и 12 входивших в него республик (за исключением Латвии, Литвы и Эстонии) подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором попытались успокоить внешних кредиторов, заявив о солидарной ответственности по долгу бывшего СССР. Понятно, что не Россия была виновата в том, что для кредиторов наступили черные дни. Конечно, был вариант, использованный в 1918 году большевиками — всем все «простить». Но он никогда не рассматривался всерьез, поскольку на деле означал бы глубокую экономическую и финансовую изоляцию страны на годы вперед. Парижский клуб надо было еще убедить в том, что когда-то можно будет получить хоть что-то от государства, с трудом выполнявшего (а часто не выполнявшего) обязательства перед своими гражданами. Ведь у России не было денег даже для того, чтобы не только платить проценты по долгам, но и заработную плату бюджетникам. И такое положение длилось не день или два — годы, долгие годы, в ходе которых шли и реформы, и переговоры о приемлемых параметрах урегулирования советского долгового наследия. Клуб сделал первый и, возможно, самый важный шаг на пути развития отношений с Россией, когда принял результаты осуществленного при методологической поддержке МВФ распределения между 12 республиками долей в долговом наследии бывшего СССР. Относительная доля таких стран, как Грузия, Молдова, Киргизия, Таджикистан в долге бывшего СССР была небольшой, соответственно 1,62%, 1,29%, 0,95%, 0,82%. Однако в абсолютных цифрах советское долговое бремя оказалась бы для большинства из этих стран неподъемным. После «раздела» долга лишь Россия предпринимала попытки хоть каких-то выплат кредиторам. Тогда Россия принимает историческое по своему значению решение: единолично отвечать по долгу бывшего СССР. К этому подтолкнули два обстоятельства: угроза финансовой изоляции (просроченные обязательства по суверенному внешнему долгу исключали возможность финансового сотрудничества с другими странами) и бесперспективность надежды на то, что принцип солидарной ответственности, о котором договорились республики бывшего СССР, когда-либо действительно заработает. Не меньшее значение имело и согласие членов Парижского клуба с этим решением. Таким образом, задолго до председательства в «большой восьмерке» Россия проявила себя как страна, ориентированная на глобальное партнерство, понимающая свою роль и осознающая ответственность за положение в мировой финансовой системе. В современном мире государственный долг растет в разных странах, разными темпами. Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам.

Государственный  долг  растет  в разных странах разными темпами. Превышение государственного  долга  над  ВНП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

 Долг   различают по двум критериям:

1) по  сроку

2) по  месту выплаты

По  сроку  различают  следующие  виды  долга:  краткосрочный  (до  1  года),среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).

Наиболее  тяжелым является краткосрочный, так  как по нему  вскоре  приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.

По месту  выплаты различают внутренний и  внешний долги.

2.2. Внутренний долг -  это  долг  своему  населению,  который  приводит,  прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.  Утечки  товаров  и  услуг обычно не происходит, но возникают определенные  изменения  в  экономической жизни, последствия, которых могут быть весьма значительны.  

В объем внутреннего государственного долга включаются:     

1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;     

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

  1. объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  2. объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;
  3. объем иных (за исключением указанных)  налоговых обязательств Российской  Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

Рост  объема заимствований на внутреннем рынке приводит к абсолютному  увеличению процентных расходов бюджета - со 156,8 млрд. руб. в 2007 г. до 247,1 млрд. руб. в 2010 г. Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета увеличится по сравнению с 2007 г. на 119,95 млрд. руб. и составит в 2008 г. 172,8 млрд. руб., в 2009 г. - 233,5 млрд. руб., в 2010 г.-333,31 млрд. руб.     

В 2008 г. за счет размещения государственных  ценных бумаг на внутреннем рынке  привлечено 463,3 млрд. руб., что больше по сравнению с 2007 г. на 169,67 млрд. руб. В 2009-2011 гг. привлечение составит 496,7-673,3 млрд. руб. соответственно. Погашение государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации увеличится по сравнению с 2007 г. на 14,15 млрд. руб. и в 2008 г. составит 94,25 млрд. руб., в 2009 г. - 100,44 млрд. руб. в 2010 г. - 148,4 млрд. руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2008-2011 г. т.е. возрастет с 369,04 млрд. руб. до 524,8 млрд. руб. - превысит полутриллионный рубеж.

2.3. Внешний долг - это  долг   иностранным  государствам,  организациям  и физическим лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем,  так как для  его  погашения  государство  должно  отдавать  какие-нибудь  ценные товары, оказывать определенные услуги.

     Внешний долг России составляют  кредиты иностранных государств,  кредиты

иностранных коммерческих банков и  фирм,  кредиты  международных  финансовых организаций, а также государственные  ценные  бумаги  России  в  иностранной валюте.

     Внешний долг государства  имеет такие составные:

     - долг органов государственной  власти и управления, который  возник в результате привлечения  кредитов иностранных государств  и выпуска государственных ценных  бумаг, которые размещаются на  международных рынках капиталов;

     - долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством. Он  погашается и обслуживается субъектами  хозяйствования – заемщиками.

     Состояние внешнего долга государства  можно охарактеризовать с помощью таких  показателей:

     А) соотношение внешнего долга к  валовому внутреннему продукту;

     Б) соотношение плановых платежей касательно обслуживания долга валютных поступлений  государства. Он свидетельствует о платеже способности страны в ближайшей перспективе;

     В) соотношение дисконтированной стоимости  долга и экспорта. Этот показатель используется для оценки долгосрочной платежеспособности.

Внешний долг представляет особое внимание. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высоки проценты, требуя залогов или особых поручительств. 

Государственный долг, особенно при условии его  возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, госдолг приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальной напряженности. Во-вторых, поиски источников погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на хозяйственной активности. В-третьих, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Если государственные займы были истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем. В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами бюджета, новыми займами для расчета по старым долгам. В-пятых, рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.

Возникновение и рост государственного долга обусловливают  необходимость управления им. Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия и консолидация государственного долга  являются важнейшими приемами, используемыми  в процессе управления государственным  долгом Конверсия государственных займов предполагает изменение их первоначальных условий, например срока, процента и др. Как правило, правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращению краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства. Существуют несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец государственной ценной бумаги может выбирать: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить бумагу. При принудительной конверсии владелец обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий. Конверсия обычно осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Информация о работе Госудаственный долг России