Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:13, курсовая работа
Цель данной работы - оценить эффективность отраслевой политики государства в автомобильной промышленности (в секторе легковых автомобилей) Российской Федерации.
Задачи:
Рассмотреть основные типы, виды и инструменты отраслевой политики государства.
Рассмотреть основные документы, определяющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей.
Определить границы заданного рынка.
Провести анализ отраслевого рынка с акцентом на обосновании необходимости реализации отраслевой политики на целевом рынке, а также определении и обосновании ее контрольных мер.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………….5
Типы, виды и инструменты отраслевой политики государства…………..5
Основные документы, опредляющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей России………………………………………10
АНАЛИЗ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ……………..13
Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей…………………………………………………….……………13
Оценка эффективности отраслевой политики государства на рынке легковых автомобилей……………………………………………………….26
Анализ изменений на рынке в результате отраслевой политики в соответствии с подходом «Структура – поведение – результат»…………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОЙ
ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32
ВВЕДЕНИЕ
Многие аспекты анализа отраслевых рыночных структур являются спорными, но никакой аспект не является столь заманчивым предметом оживленной дискуссии среди экономистов, как вопрос о государственной политике.
Любой отраслевой рынок в разные моменты своего функционирования по ряду причин может стать несостоятельным. В силу этой несостоятельности результаты «жизнедеятельности» рынка могут оказаться ниже ожидаемых результатов и принятых норм. В такой патовой ситуации государство может вмешаться и оказать влияние на рынок, постараться улучшить состояние экономики, применяя политические меры, которые будут иметь воздействие как на структуру рынка, так и на поведение фирм.
Спектр инструментов государственной политики достаточно широк. Государство может оказывать влияние на издержки, инвестиции, цены и выпуск продукции с помощью налогов и субсидий. Правительство может действовать на покупателей или продавцов, увеличивая или уменьшая количество доступной им информации. В истории хорошо известны примеры правительственного вмешательства для определения, например, субъектов рынка и формирования таким образом рыночной структуры или для контроля ценообразования, или для других параметров поведения фирм. В экстремальных ситуациях государство может взять на себя заботу об обеспечении товарами или услугами, управлении национализированными предприятиями в соответствии с критерием, выработанным для удовлетворения интересов общества. [11]
Ситуацию в российской автомобильной промышленности
в последние несколько лет можно охарактеризовать
как неоднозначную.
С одной стороны, происходил бурный рост
рынка, вызванный, в том числе, ростом покупательской
способности населения, развитием потребительского
кредитования и укреплением национальной
валюты.
С другой стороны, постоянно сокращалась
доля отечественных производителей на
автомобильном рынке при одновременном
усилении конкуренции внутри ценовых
сегментов.
Бесспорно, государственное регулирование отраслевых рынков в ряде случаев оказывает спасительное воздействие на данные рынки. Однако зачастую сложно определить эффективность этой политики.
Цель данной работы - оценить эффективность отраслевой политики государства в автомобильной промышленности (в секторе легковых автомобилей) Российской Федерации.
Задачи:
Данная работа написана с использованием таких литературных источников, как учебно-методические пособия, отраслевые справочники, периодические издания, а также данные статистических агенств, опубликованных в Интернет. Более подробно список использованных данных приведен в конце работы.
Термин «отраслевая политика государства» вошел в отечественную экономическую литературу относительно недавно. Отраслевая политика является частью государственной экономической политики, направленной на регулирование деятельности экономических субъектов в рамках отдельных отраслей национальной экономики.
В зависимости от конечной цели можно выделить два вида отраслевой политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая отраслевая политика направлена на развитие отрасли, сдерживающая – на сокращение деловой активности в отрасли (в этом случае речь идет, как правило, о программах реструктуризации или перепрофилировании действующих предприятий).
Условно отраслевую политику, в зависимости от применяемых методов, можно разделить на активную и пассивную.
Активная отраслевая политика основывается на государственно-плановой экономической концепции. Считается, что государство должно активно вмешиваться в функционирование отрасли с тем, чтобы стимулировать ее развитие.
Пассивная отраслевая политика государства исходит из либерально-рыночной экономической концепции. Общая цель пассивной отраслевой политики состоит в решении проблем, связанных с провалами рынка, и создании конкурентной среды.
Основными критериями для принятия решений относительно регулирования отрасли выступают:
1) экономическая
эффективность, достигаемая
2) оптимизация
поведения экономических
Таким образом, главной целью государства при осуществлении отраслевой политики является создание условий, благоприятствующих развитию отрасли.
Инструменты государственной отраслевой политики.
В арсенал инструментов
отраслевой политики входят различные
инструменты налогово-
Также к инструментам отраслевой политики относят:
1. Варьирование доступной
продавцам и покупателям
2. Государство может
определять субъектов рынка,
3. В случае если в
отрасли протекают процессы
4. В некоторых случаях
государство может напрямую
В зависимости от поставленных
целей и применяемых
Таблица 1.1 - Типы отраслевой политики
По используемым методам | |||
Пассивная |
Активная | ||
По выдвинутым целям |
Защитная |
Конкурентная политика: контроль над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование |
Антимонопольное регулирование в сочетании со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой |
Наступательная |
Благоприятный экономический климат: конкурентная политика в сочетании с улучшением условий хозяйствования через меры фискальной, кредитно-денежной политики и законотворчества |
Структурная политика в целях ускорения экономического роста, разработка системы координации (вплоть до создания системы индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике |
Выбор того или иного типа отраслевой политики определяется исходя из характеристик отрасли и ее внешнего окружения. Наиболее подходящей концепцией для комплексного анализа отрасли является концепция «Структура – поведение – результативность».
Кратко охарактеризуем предложенные в таблице выше типы отраслевой политики государства.
Пассивная защитная
отраслевая политика ставит основной
целью противодействие
Пассивная наступательная
отраслевая политика предполагает создание
в отрасли благоприятного экономического
климата через противодействие
монополизации отрасли и
Активная защитная отраслевая политика преследует цели по недопущению нежелательного поведения компаний. Основными инструментами здесь выступают меры структурной и внешнеторговой политики. Данный вид отраслевой политики был принят странами ЕС в 1970-1980-х гг. с целью противодействия увеличивающейся конкуренции со стороны азиатских стран, в первую очередь Японии и Южной Кореи.
Активная наступательная отраслевая политика преследует конкретные позитивные цели и при этом использует направленное воздействие на решения хозяйствующих субъектов. Данный вид отраслевой политики соответствует реформируемой экономике. [1]
1.2 Основные
документы, определяющие
Правительством Российской Федерации было учреждено несколько нормативно-правовых актов, регламентирующих отраслевую политику государства на рынке легкового автомобилестроения.
Постановление Правительства
РФ от 14.01.2009 N 24 (ред. от 10.12.2009) "О мерах
государственной поддержки
Информация о работе Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей