Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:13, курсовая работа
Цель данной работы - оценить эффективность отраслевой политики государства в автомобильной промышленности (в секторе легковых автомобилей) Российской Федерации.
Задачи:
Рассмотреть основные типы, виды и инструменты отраслевой политики государства.
Рассмотреть основные документы, определяющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей.
Определить границы заданного рынка.
Провести анализ отраслевого рынка с акцентом на обосновании необходимости реализации отраслевой политики на целевом рынке, а также определении и обосновании ее контрольных мер.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………….5
Типы, виды и инструменты отраслевой политики государства…………..5
Основные документы, опредляющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей России………………………………………10
АНАЛИЗ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ……………..13
Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей…………………………………………………….……………13
Оценка эффективности отраслевой политики государства на рынке легковых автомобилей……………………………………………………….26
Анализ изменений на рынке в результате отраслевой политики в соответствии с подходом «Структура – поведение – результат»…………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32
- практически не имеют прав на ИС, собственного инжиниринга и НИОКР;
- имеют узкую специализацию
обычно в небольшом
3) Иностранные производители
- характеризуются низким
- имеют узкую специализацию
и неразвитую клиентскую базу,
что приводит к малому
- ориентированы на поставку на внутреннем рынке;
- фокусируются на
Потребности внутреннего рынка автотранспортных средств в 2009 г. были удовлетворены за счет внутреннего производства (отечественных и локализованных иностранных автопроизводителей) по легковым автомобилям на 53,7 % (41% в 2008 г.).
Одной из основных системных
проблем российского
Организация «промышленной
сборки» ведущими иностранными автопроизводителями
ввиду малого объема производственных
мощностей, пока не привела к созданию
экономически оправданных современных
производств автомобильных
Соглашения, подписанные
с иностранными производителями
по организации «промышленной
По различным оценкам, не более 5% российских предприятий, производящих автокомпоненты, соответствовуют требованиям стандарта ISO/ТС-16949, устанавливающего специфические требования к системам менеджмента качества поставщиков автомобильной промышленности, а также иным требованиям по качеству и организации производства.
В современном понимании, российская компонентная отрасль отсутствует. Ее нужно во многом создавать практически заново либо самостоятельно, реструктуризируя автозаводы и базируясь на наличии сырьевых ресурсов, либо с привлечением иностранных поставщиков. Однако лишь 12% из числа мировых лидеров компонентной отрасли сочли необходимым открыть свой бизнес в России.
В то же время, постоянное давление со стороны международных партнеров России в части открытости рынка приведет к тому, что большинство иностранных предприятий, производящих небольшой объем продукции, закроется, переключившись на прямой импорт.
Как уже было сказано
выше, российские производства легковых
автомобилей характеризуются ус
Динамика цен представлена на рисунке ниже на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Динамика цен на лекговые автомобили в 2005 – 2009 гг.(долл.)2
Базовые условия. Спрос.
Покупателями легковых автомобилей являются как физические, так и юридические лица с разными уровнями подушевого дохода. Основными интересами данной группы являются следующие факторы – недорогой, удовлетворительного качества автомобиль, широкий выбор моделей, низкая стоимость владения. Однако данные факторы могут разниться в зависимости от уровня дохода и социального статуса потребителя.
Спрос эластичен по цене. В сегменте покупателей - физических лиц со средним уровнем дохода при повышении цены на легковой автомобиль спрос на него будет снижаться, и наоборот.
Темпы роста производства. Производство легковых автомобилей в 2009 году сократилось на 59,4% по сравнению с 2008 годом и составило 597 тыс. штук. Отечественных моделей легковых автомобилей в 2009 г. изготовлено 316,9 тыс. шт. (36,1% объема 2008 г.) или 53,1% общего объема производства легковых автомобилей. Выпуск автомобилей иностранных брендов составил 280,1 тыс. шт. (47,3% объема 2008 года) или 46,9% общего объема производства легковых автомобилей, в том числе предприятиями, работающими в режиме «промышленной сборки» - 192,2 тыс. шт. (51,1% объема 2008 г.). [2]
Структура рынка.
Данный рынок как рынок дифференцированного продукта, по классификации Щерера и Росса, можно охарактеризовать как монополистическую конкуренцию: много продавцов и много покупателей.
Стоит отметить, что легковые автомобили являюся дифференцированным товаром - то есть такой продукцией, которая различима потребителями по отличным от цены свойствам, и не является совершенно взаимозаменяемой, хотя и удовлетворяет одни и те же потребительские предпочтения.
Покупатели за разную продукцию готовы заплатить и различные цены, т.е. имеет место и ценовая дифференциация. По мере роста дифференциации продукта масштабы и значение ценовой конкуренции снижаются, а конкурентоспособность товара все в большей степени определяется неценовыми методами конкуренции: стратегия в области качества продукции, продуктовая стратегия, реклама и маркетинг продукции и др.
Барьеры на вход и выход велики. Вход на рынок нового игрока возможен в том случае, если этот игрок является уже производителем автомобилей и автокомпонентов в другой стране, и вход в рынок является экспансией на другой (географически) рынок. Высокие барьеры связаны с финансовыми затратами на организацию производства и административными ограничениями.
Структура затрат. Можно предположить, что основными статьями расходов автопроизводителей являются затраты на сырье и автокомпоненты, заработную плату рабочим, т.к. производство является трудоемким, а автоматизация линий производства внедрена не на всех заводах. В 2008 году численность занятых в автомобильной промышленности от общего числа трудоспособного населения (68,5 млн.человек) составляет около 0,7%. Затраты на НИОКР российских производителей автомобилей не превышают 1% от годовой выручки. Кроме того, велика и налоговая нагрузка на предприятия: за период январь-октябрь 2009 года от предприятий автомобилестроения поступило более 39,8 млрд. руб. налогов и сборов (включая единый социальный налог и платежи во внебюджетные фонды) что составляет около 3% общей суммы поступлений по обрабатывающим отраслям промышленности. [4]
Поведение.
Стратегия слияний и поглощений производителей автомобильной промышленности является одной из стратегий крупнейших мировых автоконцернов, которые постоянно совершентсвуют свою деятельностьи ищут стратегических партнеров в различных странах.
Предприятия – производители, в зависимости от ориентированности на сегмент и стадии внедрения продукта на рынок, реализуют различные стратегии ценообразования:
Кроме того, для всех производителей характерна сратегия ассортиментного ценообразования, когда цена варьируется в зависимости от разных моделей и комплектаций автомобиля.
Продуктовая стратегия производителей также направлена на то, чтобы максимально удовлетворить различные потребности покупателей и дифференцировать свою продукцию посредством дополнительных комплектаций легковых автомобилей, оснащением современной системой навигации и бортовыми компьютерами.
Затраты на НИОКР является ахилессовой пятой автомобильной промышленности, особенно российских производителей. Как уже было сказано выше, отечественные предприятия инвестируют в разработки только 1% от годовой выручки, тогда как иностранные производители этот показатель удерживают на уровне 4-5%. Низкая доля затрат на НИОКР в российском производстве является одним из конкурентных недостатков автомобильной промышленности, ее системной проблемой и ключевым фактором в достижении прочной позиции на рынке. [6,8]
Таким образом, все выше описанные факторы определяют низкую конкурентоспособность отечественных легковых автомобилей производства концерна «АВТОВАЗ» на российском рынке. Текущая ситуация в автомобилестроении нуждается в государственном участии. На данный момент Приказом Минпромторга России от 23 апреля 2010 года № 319 утверждена «Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2010 года», которая предназначена:
Весь комплекс предлагаемых в рамках Стратегии мер можно разделить на два условных блока:
1) формирование рыночных
условий развития производства
на территории Российской
2) финансовое оздоровление
и формирование условий
Основную роль государства в рамках реализации Стратегии можно определить как влияние на следующий ряд ключевых параметров российского автомобильного рынка:
В Стратегии также представлены системы индикаторов для мониторинга реализации основных мер политики государства на рынке легковых автомобилей. К числу показателей относятся:
В рамках задач, поставленных
в Стратегии, данные показатели целесообразно
использовать в качестве контрольных
мер, поскольку они отражают состояние
рынка и положение производител
2.2 Оценка эффективности
отраслевой политики
Определим, какие меры отраслевой политики на рынке легкового автомобилестроения государство проводит на текущий момент.
Информация о работе Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей