Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:13, курсовая работа
Цель данной работы - оценить эффективность отраслевой политики государства в автомобильной промышленности (в секторе легковых автомобилей) Российской Федерации.
Задачи:
Рассмотреть основные типы, виды и инструменты отраслевой политики государства.
Рассмотреть основные документы, определяющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей.
Определить границы заданного рынка.
Провести анализ отраслевого рынка с акцентом на обосновании необходимости реализации отраслевой политики на целевом рынке, а также определении и обосновании ее контрольных мер.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………….5
Типы, виды и инструменты отраслевой политики государства…………..5
Основные документы, опредляющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей России………………………………………10
АНАЛИЗ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ……………..13
Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей…………………………………………………….……………13
Оценка эффективности отраслевой политики государства на рынке легковых автомобилей……………………………………………………….26
Анализ изменений на рынке в результате отраслевой политики в соответствии с подходом «Структура – поведение – результат»…………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32
Приказ Минпромторга РФ от 20.02.2009 N 78 (ред. от 17.08.2009) "Об утверждении Перечня автомобильной техники, производимой на территории Российской Федерации, для закупки федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.03.2009 N 13612). Данным документом утвержден перечень автомобильной техники российского производства, определенной для закупки за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти РФ.
Приказ Минпромторга РФ от 15.07.2009 N 650 "Об утверждении Перечня автомобилей, производимых на территории Российской Федерации, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 году в 2010, 2011 и 2012 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.07.2009 N 14391). Данный документ учреждает перечень автомобилей, производимых на территории Российской Федерации, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 году в 2010, 2011 и 2012 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Приказ Минпромторга РФ от 30.06.2009 N 587 "О внесении изменений в Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20 февраля 2009 г. N 78 "Об утверждении Перечня автомобильной техники, производимой на территории Российской Федерации, для закупки федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.08.2009 N 14638). Внесены уточнения в перечень автомобильной техники российского производства, определенной для закупки за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти РФ.
Приказом Минпромторга России от 23 апреля 2010 года № 319 утверждена «Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». Стратегия предназначена:
· для определения приоритетных направлений развития автомобильной промышленности Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу и путей их реализации;
· для обеспечения на основе государственно-частного партнерства согласованности действий органов государственной власти различных уровней и бизнеса по ключевым направлениям развития отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
· для определения перспективных направлений по разработке и корректировке законодательной и нормативной правовой базы развития автомобильной промышленности;
· для принятия решений на государственном уровне по разработке и реализации целевых программ и проектов развития автомобильной промышленности.
2.1 Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей
Для того, чтобы наиболее полно охарактеризовать отраслевой рынок, необходимо описать его, в частности его временные, продуктовые, пространственные и отраслевые границы.
Временные границы. Рассмотрим динамику рынка за период с 2005 по 2010 гг.
Продуктовые границы. При их определении необходимо учесть взаимозаменяемость товаров. В соответствии с подходом, предложенным Джоан Робинсон, рассмотрим цепь ближайших заменителей. Ближайшим субститутом, удовлетворяющим схожую потребность и предлагающим аналогичную ценность для потребителя, является другой легковой транспорт, например, велосипед, мотороллер. Отнесение к тому же отраслевому рынку других транспортных средств, типа легковых коммерческих автомобилей (типа «Газель»), в силу определения отраслевого рынка, некорректно.
Пространственные границы.
Рассматривать целевой
Отраслевые границы. В текущей ситуации в рыночном сегменте производителей легковых автомобилей присутствуют 4 основных типа предприятий:
1) традиционные российские
производители (ОАО «АВТОВАЗ»,
предприятия «Группы «ГАЗ») –
характеризируются наличием
2) российские сборочные
предприятия группы «Соллерс») – характеризуются
относительно современными технологиями
и гибкостью производства, западным стилем
управления неразвитостью собственного
инжиниринга и недостаточными масштабами
производства для увеличения локализации.
Еще одной проблемой является отсутствие
прав на интеллектуальную собственность.
3) иностранные автопроизводители
(предприятия Ford, GM, Renault и т.д.) –
характеризуются относительно
4) прямые импортеры – присутствуют на рынке во всех категориях транспортных средств объем их импорта напрямую зависит от государственных мер тарифного и нетарифного регулирования.[10]
Динамика продаж новых легковых автомобилей в России представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Динамика продаж новых легковых автомобилей в РФ (тыс. шт.)1
Сегмент |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Импорт новых иномарок |
460 |
745 |
1200 |
1750 |
1970 |
Сборка иномарок в РФ |
157,2 |
276,9 |
467,9 |
665 |
910 |
Российские марки |
832,2 |
752,5 |
755,1 |
735 |
730 |
Весь рынок |
1449,4 |
1774,4 |
2423 |
3150 |
3610 |
Важным с точки зрения анализа рынка являются показатели концентрации продавцов на рынке. Чем больше уровень концентрации на рынке, тем сильнее фирмы зависят друг от друга, а, следовательно, тем важнее становится для фирм учитывать ответную реакцию конкурентов. Уровень концентрации также определяет стратегическое поведение компаний и возможность сговора в отрасли. В этой связи можно предположить, что чем выше концентрация на рынке, тем в меньшей степени этот рынок является конкурентным.
Можно выделить следующие основные показатели, позволяющие измерять уровень концентрации продавцов на рынке.
Индекс концентрации (concentration ratio)
Данный показатель представляет собой сумму рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:
где Si – размер фирмы относительно рынка (например, рыночная доля);
k – число фирм, для которых рассчитывается индекс.
Индекс концентрации равен сумме долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем менее конкурентным является рынок.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)
Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:
где n – число фирм-продавцов, действующих на рынке.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в случае совершенной конкуренции) до 1 (в случае монополии). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.[1]
Для того,
чтобы рассчитать основные показатели
концентрации, необходимы данные о рыночных
долях предприятий-
Таблица 2.2 – Динамика рыночных долей автопроизводителей на рынке России за период с 2005 по 2009 гг [7]
Название автоконцерна |
Доля на рынке России,% | ||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
АвтоВАЗ |
3,7 |
3,5 |
3 |
3,7 |
6,3 |
GM |
3,6 |
3,8 |
3,9 |
4,0 |
3,6 |
Toyota |
15,7 |
16 |
15,5 |
16,2 |
14,8 |
Ford |
8,4 |
6,9 |
7,3 |
7,1 |
8,4 |
Volkswagen Group |
5,6 |
5,3 |
5,7 |
5,5 |
5,6 |
Daimler Chrysler |
2,6 |
2,5 |
2,8 |
2,7 |
2,6 |
Nissan |
13,3 |
12,3 |
13,4 |
12,5 |
13,4 |
Honda |
11,8 |
10,5 |
11,5 |
10,7 |
10,9 |
PSA Peugeot Citroen |
3,4 |
4,2 |
3,9 |
4,4 |
3,4 |
Suzuki-Maruti |
4,1 |
3,4 |
3,7 |
3,6 |
4,1 |
Fiat |
4,7 |
4,2 |
4,5 |
4,4 |
4,7 |
Mitsubishi |
6,7 |
6,3 |
6,5 |
6,5 |
6,7 |
BMW |
4,8 |
4,5 |
4,7 |
4,7 |
4,8 |
Mazda |
7,4 |
6,9 |
6,5 |
7,1 |
7,4 |
Значение индекса концентрации для приведено в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Динамика индекса концентрации за период 2005 -2009 гг.
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
95,8 |
90,3 |
92,9 |
92,4 |
96,9 |
Индекс HHI рассчитать сложнее, поскольку он рассчитывается для всех фирм, действующих на рынке. Однако приближенная оценка свидетельствует о том, что рынок является высококонцентрированным.
Проанализируем
отраслевой рынок легкового
Базовые условия. Предложение.
Сырье, используемое при производстве, разнообразно: от автомобильного листа, литья чугуна, цветных металлов и углепластика до пластмасс и стекла. Наблюдается нехватка базовых технологий. Автокомпоненты для автомобилестроения производятся предприятиями трех типов:
1) Российские производители компонентов, входящие в состав предприятий-производителей автомобилей, а также самостоятельные предприятия (предприятия группы «СОК», «Ителма» и т.п.):
- нацелены преимущественно на производство компонентов для существующих и устаревших российских моделей;
- располагают в основном
- характеризуются нехваткой
- не имеют достаточных
- имеют низкий уровень качества,
не позволяющий поставлять
2) Совместные предприятия (СП) российских и иностранных производителей (таких как ZF, Faurecia, Delphi и т.д.):
- располагают относительно
- фокусируются на производстве
технологически простых
Информация о работе Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей