Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:53, реферат
Экономику завершающегося XX столетия называют по-разному. Очевидно, справедливо назвать ее и "экономикой юридических лиц". Доля индивидуальных активов в собственности на ресурсы неуклонно уменьшается, сужаются реальные права "физических лиц" по управлению этой собственностью. На передний план выходит деятельность крупных компаний, уже не связанных с именами конкретных владельцев или семейных кланов. В итоге поистине огромные средства оказываются в распоряжении безличных субъектов -- организаций, которые нельзя отождествлять с вовлеченными в них коллективами людей: со временем и акционеры, и наемные работники сменятся на все 100%, а организация будет жить.
Корпорация уже имеет явную тенденцию выйти за пределы
чисто профессионального контроля6. Зависимость от корпорации простирается на многие функции, формально вроде бы к ее целям не относящиеся. Здесь могут учитываться политические пристрастия или конфессиональная принадлежность. Например, в Англии XVIII столетия нельзя было поступить в Оксфордский или Кембриджский университеты, не принадлежа к официальной церкви. А в советский период от допуска в члены такой "экономически ориентированной" организации, как коммунистическая партия, серьезно зависели возможности профессиональной карьеры: право преподавать общественные науки, претендовать на руководящую должность.
Наконец, вознаграждение услуг в форме привилегий, связанных с самой принадлежностью к организации, более характерно для общины и корпорации. В ассоциации оно чаще сопряжено с размером вложенной собственности или оценкой трудового вклада.
Отметим, что с помощью введенной типологии (община -- корпорация -- ассоциация) можно анализировать любые хозяйственные системы, но, конечно, удельный вес указанных форм в них будет различаться7. Происходит изменение их относительной значимости и в современном хозяйстве: например, можно говорить о снижении роли общинной и усилении роли ассоциативных форм организации (особенно там, где речь идет о крупных хозяйственных образованиях). Но, конечно, история хозяйственных процессов не укладывается в простую смену форм. Все они продолжают воспроизводиться, образуя причудливые сплетения социальных и экономических отношений.
Способы утверждения авторитета. Организации не только образуют внешние рамки, в которых развертывается хозяйственная деятельность их участников, но сами выступают продуктом формирующего действия групп, реализующих свои властные ресурсы. В экономике или в любой другой сфере власть ищет способы своей легитимации, удесятеряющей ее начальные силы. Она жаждет морального оправдания, доверия и лояльности, принятия и поддержки. В силу этого власть имущие вынуждены использовать стратегии и практики утверждения собственного авторитета. На этой почве складываются более или менее целостные системы действия, обеспечивающие воспроизводство отношений субординации. В соответствии с ними и строятся отношения внутри любой фирмы.
Мы уже указывали на то, что исходим из априорного предположения о непременном существовании иерархии (формальной или неформальной) внутри хозяйственного предприятия. Без этого хозяйственное предприятие вряд ли жизнеспособно. Даже рабочие кооперативы, пытающиеся поддерживать принципиально неиерархическую структуру отношений, нельзя считать чистым исключением, да и распространены они не слишком широко8.
Однако если само наличие иерархии следует воспринимать как норму, то различия в конкретных способах ее оформления могут быть достаточно велики. Отношения субординации всегда облекаются в какие-то "одежды", по которым мы собственно и познаем "стиль" организации. Мы предлагаем типологию, включающую четыре модели отношений между руководителями и подчиненными: бюрократизм, патернализм, фратернализм и партнерство9.
Бюрократизм.
В основе взаимодействия в рамках данного
типа отношений лежит административная
иерархия. За каждым работником жестко
закреплены его функциональные обязанности.
Начальникам положено принимать решения,
подчиненным -- их исполнять, строго следуя
букве распоряжений. Контроль за работой
представляет отлаженную процедуру текущих
проверок. Ответственность за провалы
несет соответствующий исполнитель. Соблюдается
строгий график выходов на работу. Контакты
между начальниками и подчиненными в основном
формальны (деперсонифицированы) и ограничены
делами чисто служебного свойства.
Патернализм. Иерархичность отношений четко выражена, и права "хозяина" неоспоримы. Он обычно принимает единоличные решения и бдительно контролирует действия своих работников. От подчиненных ожидается лояльность по отношению к руководителю; вдаваться в смысл тех или иных решений и обладать сколько-нибудь полной информацией о предприятии им не обязательно. Организация труда имеет достаточно гибкий характер, исполнители могут периодически замещать друг друга в напряженных ситуациях. Ответственность за провалы -- общая, коллективная. "Хозяин" поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря своему личному влиянию. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки. Внерабочие проблемы подчиненных также становятся предметом непосредственной заботы и опеки со стороны руководителя.
Фратернализм. Иерархия в отношениях старательно сглаживается. Отчетливо выражено стремление принимать решения коллегиально. Руководитель считает необходимым обсуждать их содержание, разъяснять подчиненным заложенный в них смысл, делиться с ними информацией и на этой основе заручиться их осознанной поддержкой. Подчиненным предоставляется достаточная самостоятельность, дело во многом строится на доверии. Работа организована гибко, предполагается взаимная помощь и поддержка как со стороны лидера, так и рядовых участников. Любой неуспех есть общая беда всего коллектива. Отношения имеют подчеркнуто неформальный характер. Строгого деления проблем подчиненных на "рабочие" и "внерабочие" нет.
Партнерство.
Иерархические отношения явно не выражены.
Решения принимаются на основе общего
обсуждения, где каждый вносит предложения
в соответствии со своей квалификацией
и сферой компетенции. Подчиненные должны
понимать смысл решений и выполнять их
в ходе самостоятельной работы. Основные
параметры работы заранее оговорены. Руководитель
не приказывает, а "координирует"
общие действия. За каждым четко закреплены
соответствующие функции, причем наниматель
в них не вмешивается, текущий контроль,
как правило, не предусмотрен. Но конечная
ответственность за отведенный участок
работы возлагается на конкретного исполнителя.
Отношения деперсонифицированы,
переведены на служебно-контрактную основу.
Никто не считает необходимым налаживание
внеслужебных связей или вникать в чьи-то
личные дела. Никто не обязан также проявлять
особую преданность предприятию, достаточно
исполнения прямых профессиональных обязанностей.
Итак, в бюрократических отношениях руководитель принимает на себя роль "начальника", в патерналистских -- ведет себя, скорее, как "хозяин", при реализации фратерналистских стратегий он претендует на роль "лидера", а в отношениях партнерства становится "координатором". Бюрократическая система в идеале напоминает машину с хорошо отлаженными функциональными механизмами. Патернализм противостоит "механицизму", перенося в хозяйственную среду отношения семейного характера, когда "хозяин" становится мастером, а младшие члены семьи выполняют роль учеников и подмастерьев. Фратернализм возникает из артельных, общинных, товарищеских отношений, в которых "братья по классу" следуют за своим "лидером", "старшим братом". Партнерство же отличается формальным демократизмом -- самостоятельные индивиды объединяются для работы по свободному контракту, а верховный "координатор" распределяет подряды и контролирует соблюдение оговоренных условий.
В упрощенном виде нашу типологию можно представить как пересечение двух шкал, измеряющих относительную строгость иерархии и степень формальности отношений (см. табл. 3). Шкалы эти относительно самостоятельны. Так, подчеркнутая неформальность отношений вовсе не означает ослабления контроля. Напротив, там, где стираются грани между служебным и личным, контроль часто становится плотнее, централизация выше, а дистанция, разделяющая руководителя и его подчиненных значительнее. Это хорошо видно как на примере японской корпорации, так и в совершенно другой среде -- в калифорнийских фирмах с их активно демонстрируемой демократичностью (все обращаются к "боссу" по имени, вместе проводят уик-энды и т.п.)10.
Методологическая работа с данной и подобными типологиями предполагает несколько последовательных шагов. Первый шаг заключается в разработке "идеальных типов"; второй -- в соотнесении "идеальных типов" с эмпирическими данными, определении их "удельного веса"; третий -- в описании эмпирических типов действия, каждый из которых есть сложная комбинация "идеальных" ориентации, вбирающая их в качестве своих элементов; наконец, четвертый шаг -- в выявлении разнородных факторов, стоящих за выбором того или иного типа действия.
Таблица 3. Основные способы организации внутрифирменных отношений
|
Идеальные
типы, таким образом, только растягивают
некий "экран", на котором высвечиваются
системы действия разной конфигурации.
Идеальный тип (чистая ориентация) подобен
вектору (оси координат), а эмпирический
тип (деловая стратегия и практика) образует
подобие геометрической фигуры. И нет,
скажем, предпринимателей-"бюрократов"
или предпринимателей-"
Строительный материал для наших типов черпается из разных теоретических источников. О классических описаниях бюрократической системы мы уже говорили в предыдущей лекции. О патернализме написано, пожалуй, не меньше, например, теоретиками "моральной экономики"12. Несколько более непривычно понятие фратернализма, введенное в активный оборот исследователями проблем малого и среднего бизнеса Р. Скэйсом и Р. Коффи13. Партнерство же более других форм напоминает экономическое поведение в духе упоминавшейся ранее теории агентских отношений (см. лекции 1 и 8).
Если речь идет о факторах выбора форм внутрифирменной организации, то к их числу несомненно относятся: размер предприятия, технология производства, сфера деятельности, форма собственности, социальный состав работающих и, наконец, личные предпочтения менеджеров. Что касается размера организаций, то мы вправе ожидать, что, скажем, ориентации на неформальные отношения в большей степени присущи малым и средним предприятиям или локальным ("тесным") сообществам, и что крупные современные фирмы нуждаются в более интенсивном бюрократическом контроле14. Но эту связь не стоит абсолютизировать. Не менее важен профиль работы предприятия. Например, сама идея фратернализма выросла из исследования строительных фирм, где трудовые отношения обладают рядом особенностей, проистекающих из самой технологии подрядных работ15. Относительная автономия квалифицированных исполнителей, кочующих с объекта на объект, затрудненность контроля за текущей деятельностью, разбросанной по строительным площадкам, поощряет "артельный" тип отношений. В сельском хозяйстве с его характерной "земельной зависимостью", где предприятия зачастую являются прямым продолжением семейного круга, более укоренены патерналистские отношения16. По контрасту, банковские операции требуют большей бюрократической жесткости и персональной ответственности. А в организации научных коллективов относительно чаще прибегают к партнерским отношениям. Так что "технологические" различия, безусловно, есть, но и здесь железной зависимости не наблюдается. Например, трудно отказаться от конвейерных линий в автомобильной сборке. Но отношения вокруг конвейера могут складываться самые разные (об этом в следующей лекции).
Некоторые
различия связаны с формой собственности
хозяйств. Государственные организации,
при прочих равных условиях, являют больший
формализм и насаждают больше иерархических
ступеней по сравнению с частными предприятиями,
где иерархия имеет меньше ступеней и
не столь подчеркивается. Оказывает влияние
социальный состав нанимателей и наемных
работников. Отношения с представителями
своей статусной или возрастной группы
имеют менее формальный характер; с этническими
группами они складываются по-разному,
в зависимости от "демократичности"
культуры.
Остается место и для личных предпочтений управляющих, которые не следует сводить к сугубо психологическим пристрастиям или инстинктам, речь идет прежде всего о культурных ориентациях и традициях разных стран. Если в Японии, например, руководитель печется о внеслужебных делах и моральном облике своих подопечных как заботливый и уважаемый отец, то британская фирма более культивирует бюрократические или партнерские отношения: руководитель напоминает здесь офицера добровольной армии, а рядовые работники -- солдат, набранных по срочному индивидуальному контракту17. Предпочтения управляющих складываются в процессе выработки 'целенаправленных стратегий и в следовании сложившимся практикам хозяйственной жизни. Формируя сценарии своих организующих действий в первом случае, или не задумываясь о них во втором случае, предприниматели переносят в сферу трудовых отношений более широкий социальный опыт, выстраивают своего рода общество в миниатюре18.
О
"традиционных" и "современных"
организационных формах.
В поиске исторических оснований перечисленных
моделей утверждения авторитета управляющих
допускаются, на наш взгляд, серьезные
упрощения, свойственные прямолинейному
историцизму. Рассмотрим их на примере
патернализма, который нередко представляется
своего рода "рудиментом феодализма",
постепенно преодолеваемым индустриальным
развитием и присущим, в основном, малоразвитым
странам (в первую очередь, странам третьего
мира). В такой упрощенной трактовке патерналистские
отношения также приписываются Восточной
культуре. А Россия видится как некая промежуточная
система -- "недомодернизированный"
социальный организм с не излеченными
до конца болезнями "азиатчины". Патернализм
зачастую связывается с доиндустриальными
технологиями и идеологиями, сохраняющимися
в сравнительно отсталых хозяйственных
сферах, прежде всего в сельском
хозяйстве. Речь идет о локальных, относительно
замкнутых территориальных общностях,
мелких хозяйственных единицах, в частности,
семейных предприятиях. Конечная перспектива
"традиционных" отношений при такой
трактовке ясна: рано или поздно они падут
под напором наступающей цивилизации,
предстающей в образе крупных рационально-организованных
хозяйственных систем.
Информация о работе Хозяйственная организация: организация и признаки