Хозяйственная организация: организация и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:53, реферат

Описание

Экономику завершающегося XX столетия называют по-разному. Очевидно, справедливо назвать ее и "экономикой юридических лиц". Доля индивидуальных активов в собственности на ресурсы неуклонно уменьшается, сужаются реальные права "физических лиц" по управлению этой собственностью. На передний план выходит деятельность крупных компаний, уже не связанных с именами конкретных владельцев или семейных кланов. В итоге поистине огромные средства оказываются в распоряжении безличных субъектов -- организаций, которые нельзя отождествлять с вовлеченными в них коллективами людей: со временем и акционеры, и наемные работники сменятся на все 100%, а организация будет жить.

Работа состоит из  1 файл

Хозяйственная организация.doc

— 204.30 Кб (Скачать документ)

     История, однако, упрямо не укладывается в приведенную схему. Сначала действительно казалось, что патернализм -- не более чем отголосок средневекового прошлого, проистекающий из традиционалистской идеи безусловной гарантии прожиточного минимума, возложения на "хозяев" моральных обязанностей по элементарному "страхованию" жизни своих работников и прозябающего простого люда. Затем выяснилось, что многие черты, свойственные, скажем, традиционной сельской общине в Юго-Восточной Азии, проявлялись в относительно сходных формах в становившемся буржуазном английском обществе XVIII в. Во второй половине следующего столетия патерналистская практика заимствовалась промышленными капиталистами. В середине XX в. многие считали, что с распадом большинства семейных фирм и разрушением локальной замкнутости фабричных сообществ патернализм ожидает крах19. Тем не менее он не только по-прежнему остается стержнем воспроизводства социальных отношений в сельском хозяйстве, но и проникает в "святая святых" -- современную хозяйственную корпорацию. На смену "личному" патернализму приходит новый -- "менеджерский" -- патернализм20. Роль "хозяина" берет на себя крупная фирма. Происходит своего рода персонификация, одушевление безличного тела корпорации.

     Применительно к российскому обществу патернализм чаще всего рассматривается в контексте отношений населения с государством, но подобные отношения на уровне предприятия укоренены у нас, пожалуй, в не меньшей степени. Привязанность людей к своему месту работы весьма высока, и социальный контроль государства реализуется во многом именно через его ячейки -- предприятия.

     Какие можно сделать выводы? Во-первых, "традиционные" 
формы хозяйства и жизни оказались более живучими, нежели это предполагалось теоретиками прогрессизма. Какую бы страну мы ни взяли, везде под модернистскими наслоениями проступают силуэты "устаревших" укладов. Во-вторых, "традиционное" вбирается и осваивается новыми хозяйственными формами. Помимо необходимости легитимации власти и поддержания устойчивости социальной микросреды, патерналистские стратегии используются и в чисто "утилитарных" целях, например, для обеспечения долгосрочных перспектив прибыльного развития предприятия (этот тип отношений иногда называют "патерналистским капитализмом")21. В-третьих, понятие "традиционности" многозначно. Корень "старого" патернализма, характерного для феодального манориального хозяйства или семейных компаний раннекапиталистической стадии, -- не в следовании "традиции", а в служении конкретному хозяину. Хозяин же подкрепляет свои позиции безвозмездными дарениями, непременным оказанием помощи своим подопечным "в трудную годину", одновременно подпитывая их преданность и поддерживая социальную дистанцию22. А место отдельной личности в роли "хозяина" в принципе могут со временем занять семья, предприятие или государство. В-четвертых, прежние стратегии и практики получают совершенно новые идеологические основания. Современные социал-демократические идеи стали постоянным вызовом технологии хозяйственного управления, основанной на формализме и административной иерархии. Столкновение технократических и социал-демократических идеалов на внутрихозяйственном уровне вряд ли будет преодолено в сколько-нибудь обозримом будущем, и это заставит каждый раз отыскивать новые решения, в том числе, вероятно, и "нерационального" свойства.

     Общий вывод заключается в том, что перечисленные нами базовые способы утверждения авторитета представляют собой нечто более устойчивое и фундаментальное, чем технологические способы производства. Управленческие стратегии и практики, относимые к "преодоленному" историческому прошлому, весьма динамичны, активно приспосабливаются к изменяющимся хозяйственным условиям и соседствуют с более "современными" формами 
поведения. Причем их нельзя уложить в простые дихотомии типа "традиционное -- модернизированное" (первое -- со знаком "минус", второе -- со знаком "плюс").

Заключение. Итак, по сравнению с экономической теорией фирмы социология организаций движется с противоположного конца -- от внутренней структуры фирмы к внешним рынкам. В отличие же от делового администрирования, социологическая теория не создает универсальных моделей и не предписывает, что следует считать самым эффективным поведением, а скорее описывает многообразие организационных форм. Мы продолжим далее разговор о моделях организации, переведя его в плоскость трудовых отношений

Информация о работе Хозяйственная организация: организация и признаки