Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 08:44, курсовая работа
В наше время на каждом шагу можно услышать слово «инфляция». О ней говорят все и везде: ведущие новостей на известных телеканалах, сотрудники на работе, домохозяйки в магазинах… Ее обсуждают, с ней борются, ее боятся. Что же это такое - инфляция?
Содержание.
1. Введение.
2. Инфляция.
2.1. Как появился этот термин?
2.2.Что такое инфляция?
3. Причины инфляции.
3.1. Основные причины инфляционного роста цен.
3.2. Альтернативные концепции инфляции.
3.3. Виды инфляции.
4. Экономические и социальные последствия инфляции.
5. Антиинфляционная политика.
5.1 Методы антиинфляционной политики
5.1.1 Прямые методы.
5.1.2 Косвенные методы.
5.1.3 Первоочередные антиинфляционные методы.
5.2 Сценарии макроэкономической стабилизации.
5.3.Особенности финансовой стабилизации в России.
6.Как спасти отечество?
7. Выводы.
8. Заключение.
Список литературы.
В условиях “инфляционных ожиданий” предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.
Весьма опасна двузначная и тем более - трехзначная инфляция. В условиях двузначной инфляции большинство экономических агентов испытывают трудности с планированием доходов (расходов), в результате чего экономическая деятельность тянет к наиболее доходным и быстроокупаемым видам деятельности и экономический спад становится весьма вероятным. Длительная трехзначная инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики, в результате чего проигрывают почти все экономические агенты.
Но каковы бы ни были якобы “позитивные” функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.
Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между “крайними” группами получателей доходов.
Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии “связать” деньги у населения.
Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:
снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;
ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
2. Государственное регулирование цен;
3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:
1.Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.
а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;
б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.
3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.
4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.
5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:
а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.
7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.
В экономике выделяются два основных сценария макроэкономической стабилизации.
Первый – ортодоксальный, где упор делается на минимизацию бюджетного дефицита за счет уменьшения государственных расходов на управление, оборону, социальные нужды, дотации предприятиям госсектора, инвестиции, а также за счет увеличения доходов, путем ужесточения налоговой политики, сокращения налоговых льгот и т.д. Бюджетная политика сопровождается ужесточением денежно-кредитной политики, которая выражается в ограничении денежной эмиссии, повышении ставки рефинансирования, увеличении нормы резервных требований, продаже государственных ценных бумаг на фондовом рынке. Ортодоксальный подход делится на две основные разновидности в зависимости от выбора экономических стабилизаторов. В первом случае выбирается денежный якорь – проводится жесткая бюджетная, налоговая, денежно-кредитная политика с целью ограничения денежной массы и сокращению совокупного спроса. При таком подходе обменный курс плавает. Ограничение денежной массы приводит к тому, что поднятие цен наталкивается на ограничители спроса и, следовательно, рост цен останавливается. Во втором случае используется валютный якорь - поддерживаемый ЦБ фиксированный обменный курс или валютный коридор, который позволяет преодолеть неопределенность и снизить инфляционные ожидания.
Второй – гетеродоксный сценарий основан на проведение жесткой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики в сочетании с регулированием (замораживанием) цен и доходов.
На начальном этапе рыночных реформ Россия была вынуждена пойти по ортодоксальному пути финансовой стабилизации с использованием денежного якоря, при сохранении подвижности обменного курса.
Это было обусловлено тем, что для гетеродоксного сценария необходим социальный договор между правительством, трудом и капиталом. А в то время существовал раскол общества на сторонников и противников рыночных реформ. В тоже время, в начале 1992 года существовал тотальный дефицит товаров и услуг из-за развала товаропроводящей сети, значительное превышение денежной массы над предлагаемой массой товаров и услуг, а также высокий дефицит государственного бюджета.
В тоже время, использование валютного якоря было также невозможным из-за того, что на первом этапе стабильность курса национальной валюты должна поддерживаться за счет солидных валютных резервов страны. Однако к началу 1992 года валютный запас России не превышал уровня, необходимого для оплаты импорта в течение всего одного месяца. На тот момент Россия не имела финансовых ресурсов для создания и поддержания так называемого стабилизационного фонда.