Инфляция. Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание

В наше время на каждом шагу можно услышать слово «инфляция». О ней говорят все и везде: ведущие новостей на известных телеканалах, сотрудники на работе, домохозяйки в магазинах… Ее обсуждают, с ней борются, ее боятся. Что же это такое - инфляция?

Содержание

Содержание.
1. Введение.
2. Инфляция.
2.1. Как появился этот термин?
2.2.Что такое инфляция?
3. Причины инфляции.
3.1. Основные причины инфляционного роста цен.
3.2. Альтернативные концепции инфляции.
3.3. Виды инфляции.
4. Экономические и социальные последствия инфляции.
5. Антиинфляционная политика.
5.1 Методы антиинфляционной политики
5.1.1 Прямые методы.
5.1.2 Косвенные методы.
5.1.3 Первоочередные антиинфляционные методы.
5.2 Сценарии макроэкономической стабилизации.
5.3.Особенности финансовой стабилизации в России.
6.Как спасти отечество?
7. Выводы.
8. Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Инфляция. Антиинфляционная политика..doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

В условиях “инфляционных ожиданий” предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.

Весьма опасна двузначная и тем более - трехзначная инфляция. В условиях двузначной инфляции большинство экономических агентов испытывают трудности с планированием доходов (расходов), в результате чего экономическая деятельность тянет к наиболее доходным и быстроокупаемым видам деятельности и экономический спад становится весьма вероятным. Длительная трехзначная инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики, в результате чего проигрывают почти все экономические агенты.

Но каковы бы ни были якобы “позитивные” функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между “крайними” группами получателей доходов.

Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии “связать” деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

     снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

     обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

     потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

     усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

     ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

     ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

5. Антиинфляционная политика.

 

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

 

5.1 Методы антиинфляционной политики

 

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и  косвенные.

5.1.1 Прямые методы.

 

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1.     Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2.     Государственное регулирование цен;

3.     Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4.     Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

 

5.1.2 Косвенные методы.

 

1. Регулирование общей массы денег через  управление ими центральным банком;

2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

 

5.1.3 Первоочередные антиинфляционные методы.

 

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

1.Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли  промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

 

5.2 Сценарии макроэкономической стабилизации.

 

В экономике выделяются два основных сценария макроэкономической стабилизации.

Первый – ортодоксальный, где упор делается на минимизацию бюджетного дефицита за счет уменьшения государственных расходов на управление, оборону, социальные нужды, дотации предприятиям госсектора, инвестиции, а также за счет увеличения доходов, путем ужесточения налоговой политики, сокращения налоговых льгот и т.д. Бюджетная политика сопровождается ужесточением денежно-кредитной политики, которая выражается в ограничении денежной эмиссии, повышении ставки рефинансирования, увеличении нормы резервных требований, продаже государственных ценных бумаг на фондовом рынке. Ортодоксальный подход делится на две основные разновидности в зависимости от выбора экономических стабилизаторов. В первом случае выбирается денежный якорь – проводится жесткая бюджетная, налоговая, денежно-кредитная политика с целью ограничения денежной массы и сокращению совокупного спроса. При таком подходе обменный курс плавает. Ограничение денежной массы приводит к тому, что поднятие цен наталкивается на ограничители спроса и, следовательно, рост цен останавливается. Во втором случае используется валютный якорь - поддерживаемый ЦБ фиксированный обменный курс или валютный коридор, который позволяет преодолеть неопределенность и снизить инфляционные ожидания.

Второй – гетеродоксный сценарий основан на проведение жесткой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики в сочетании с регулированием (замораживанием) цен и доходов.

На начальном этапе рыночных реформ Россия была вынуждена пойти по ортодоксальному пути финансовой стабилизации с использованием денежного якоря, при сохранении подвижности обменного курса.

Это было обусловлено тем, что для гетеродоксного сценария необходим социальный договор между правительством, трудом и капиталом. А в то время существовал раскол общества на сторонников и противников рыночных реформ. В тоже время, в начале 1992 года существовал тотальный дефицит товаров и услуг из-за развала товаропроводящей сети, значительное превышение денежной массы над предлагаемой массой товаров и услуг, а также высокий дефицит государственного бюджета.

В тоже время, использование валютного якоря было также невозможным из-за того, что на первом этапе стабильность курса национальной валюты должна поддерживаться за счет солидных валютных резервов страны. Однако к началу 1992 года валютный запас России не превышал уровня, необходимого для оплаты импорта в течение всего одного месяца. На тот момент Россия не имела финансовых ресурсов для создания и поддержания так называемого стабилизационного фонда.

Информация о работе Инфляция. Антиинфляционная политика