Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 08:44, курсовая работа
В наше время на каждом шагу можно услышать слово «инфляция». О ней говорят все и везде: ведущие новостей на известных телеканалах, сотрудники на работе, домохозяйки в магазинах… Ее обсуждают, с ней борются, ее боятся. Что же это такое - инфляция?
Содержание.
1. Введение.
2. Инфляция.
2.1. Как появился этот термин?
2.2.Что такое инфляция?
3. Причины инфляции.
3.1. Основные причины инфляционного роста цен.
3.2. Альтернативные концепции инфляции.
3.3. Виды инфляции.
4. Экономические и социальные последствия инфляции.
5. Антиинфляционная политика.
5.1 Методы антиинфляционной политики
5.1.1 Прямые методы.
5.1.2 Косвенные методы.
5.1.3 Первоочередные антиинфляционные методы.
5.2 Сценарии макроэкономической стабилизации.
5.3.Особенности финансовой стабилизации в России.
6.Как спасти отечество?
7. Выводы.
8. Заключение.
Список литературы.
В России в основном применялся ортодоксальный вариант финансовой стабилизации:
Либерализация цен повлекла за собой ликвидацию инфляционного навеса в экономике
Проведение более или менее жесткой кредитной политики.
При снижении уровня инфляции и некоторой стабилизации экономики с середины 1995 года наряду с денежным якорем начинает использоваться и валютный якорь (валютный коридор), который действовал до сентября 1998 года. В рамках данной политики ЦБ устанавливал два контрольных показателя: денежной базы и динамики колебаний валютного курса в пределах установленного коридора.
Кроме того, параллельно с ортодоксальным сценарием использовались элементы гетеродоксного:
Ограничение доходов населения путем взимания налога на превышение норматива оплаты труда (1992-95 годы)
Введение единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы
Массовые невыплаты зарплат в государственном секторе
Обесценивание денежных вкладов населения в СБ в результате либерализации цен
Сдерживание (или постепенный отпуск) роста цен и тарифов на энергоресурсы, железнодорожный транспорт, коммунальные услуги, социально значимые продукты – хлеб, молочные продукты.
В качестве наиболее общего критерия финансовой стабилизации в России может служить возобновление устойчивого экономического роста. Вызванный применением любого сценария постстабилизационный шок – спад производства, снижение реальных доходов населения, увеличение безработицы, снижение жизненного уровня, должен смениться ростом производства на фоне уже достигнутого снижения уровня инфляции. Критерием финансовой стабилизации считается снижение годового уровня инфляции до 20-40%. В этом более узком смысле финансовая стабилизация в России была достигнута к середине 1996 года, когда ежемесячный рост потребительских цен снизился до уровня менее 2%. Такая финансовая стабилизация при ползучей инфляции сохранялась до кризиса 1998 года. Однако в течение этих двух лет не сложились достаточные предпосылки для перехода к достаточному экономическому росту. Некоторые экономисты считают, что на тот период стабилизация сложилась в форме отложенной инфляции, которая должна была скакнуть через некоторый промежуток времени и наличии определенных факторов. Такими катализаторами кризиса 1998 года явились падение общемировых цен на нефть и отголоски азиатско-тихоокеанского кризиса. Кроме того, следует учитывать, что в период
1996-98 годов происходили массовая невыплата заработной платы работникам государственного сектора, невыполнение государственным бюджетом своих обязательств по оплате товаров и услуг для государственного потребления.
Подавление высокой инфляции в 1996-97 годах было достигнуто очень дорогой ценой и на весьма короткий срок. Жесткая антиинфляционная политика привела к падению платежеспособного спроса предприятий и населения, что повлекло за собой резкое сокращение производства. Подавление высокой инфляции не привело к немедленному возобновлению экономического роста на основе притока инвестиций в реальный сектор. Этому, на тот момент, противодействовали большая зависимость от импорта, политическая нестабильность и значительная криминализация экономики.
Проводившееся сдерживание роста денежной массы вызвало дефицит ликвидных ресурсов у предприятий, всеобщую нехватку денег. Все это не привело к банкротству убыточных предприятий, как надеялись реформаторы, а к взрывному росту неплатежей, осложнению хозяйственных связей и социальных отношений.
Остановимся отдельно на причинах возникновения неплатежей, проблемах с ними связанными и путях решения. Первый серьезный кризис неплатежей разразился в 1992 году, как реакция на проведение правительством жесткой денежно-кредитной политики. Либерализация цен и политика дорогих денег лишила предприятия оборотных средств и льготных кредитов. Несмотря на нехватку оборотных средств из-за ограниченного платежеспособного спроса, предприятия продолжали отгружать свою продукцию традиционным покупателям, не получая от них оплаты и, в свою очередь, не оплачивая свои долги поставщикам из-за отсутствия денежных средств. Тем самым предприятия стали накапливать взаимные неплатежи.
Кроме того, инфляционные процессы – обесценивание оборотного капитала и удорожание кредита, делают выгодным не платить поставщикам, т.е. заставлять их давать бесплатный коммерческий кредит. Огромные суммы взаимных неплатежей между предприятиями в значительной мере были связаны с неразвитостью в России коммерческого кредита.
Экономическое содержание неплатежей расценивается одними экономистами как способ, найденный российскими предпринимателями обойти жесткие условия рыночной экономики, как спросовые ограничения, дорогой кредит. Другие экономисты считают неплатежи своеобразным способом смягчить стабилизационный шок, вызванный жесткой денежно-кредитной политикой, и поддержать производство. Отмечается также, что неплатежи превратились в своеобразный компонент денежной массы.
Неплатежи представляют собой своего рода социальный амортизатор, который на начальном этапе рыночных реформ сдерживал рост безработицы.
К концу 1997 года просроченная кредиторская задолженность предприятий составляла уже 27% от ВВП России. Причем если в 1992-93 годах, неплатежи касались в основном взаиморасчетов между предприятиями, то в 1997 году в структуре неплатежей значительно выросли долги по налогам, взносам во внебюджетные фонды и по заработной плате.
Структура просроченной задолженности предприятия на конец 1997 года:
Поставщикам – 43,7%
Банка – 9%
Бюджету – 22,3%
Внебюджетные фонды – 17,3%
По заработной плате – 7,7%
Минимизация дефицита государственного бюджета, осуществлявшаяся за счет расходов на оборону и социальные цели, привела к неспособности государства оказывать общественные услуги. Это выразилось в глубоком кризисе многих институтов государственной власти: правоохранительные органы – еще большая криминализация общества, армия - общее ослабление значимости России на международной арене, образование, здравоохранение, наука и т.д.
Меры по укреплению рубля с помощью валютного коридора повлекли за собой значительный рост импорта, что обусловило сильную зависимость динамики цен на внутреннем рынке от цен импортеров. В тот момент товары российского производства по уровню цен примерно соответствовали импортным товарам, а по качеству значительно уступали.
Девальвация рубля в августе-сентябре 1998 года привела к новому взрыву инфляции. Однако одним из позитивных последствий девальвации стал рост замещения импортных товаров на отечественные и ослабление зависимости от импорта. Наряду с проведением жесткой денежной политики в послекризисный период ослабление импортируемой инфляции повлекло за собой снижение роста цен до верхнего уровня финансовой стабилизации.
Необходимо отметить, что комбинация различных способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны. Становление рынка в нашей стране, в частности, в значительной мере зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами тотального или значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики.
Предложения по введению государственного заказа, обильному инвестированию промышленности (за счет бюджетного дефицита), установлению жесткого курса валюты и вообще твердых цен на все товары - вызывают сомнения в нормальности их авторов. Странно, почему подобные мероприятия практикуются сейчас на Украине. В любом случае, это наглядный пример всем странам СНГ.
Необходимы серьезные и комплексные антиинфляционные мероприятия. Сложность ситуации состоит в том, что антиинфляционную политику в России сейчас нельзя все-таки свести к только косвенным экономическим рычагам. Дело в том, что в России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени, и, как следствие, чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высочайшая степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы и другие особенности.
Очевидно, что нарушение народнохозяйственных пропорций невозможно устранить без определенной структурной политики государства, осуществляемой даже прямыми административными мерами, в частности, сокращением военного производства и расходов, а также рационализацией производственных капиталовложений, обильным финансированием за счет акционерных и частных капиталов, широким привлечением иностранных инвестиций и сокращением бюджетного финансирования. Необходимо сломать монополистическую структуру советской экономики.
Все это важно дополнять мерами, которые ограничат денежную массу, устранят дефицит государственного бюджета, стабилизируют соотношение валют, а также созданием условий для здоровой конкуренции. В таком случае успех будет достигнут.
В начале реформ в 1992 году многие реформаторы предполагали, что финансовая стабилизация экономики России пойдет по польскому пути. На тот момент Польша являлась страной со схожим уровнем и отраслевой структурой экономики, которой потребовался один год, чтобы подавить высокую инфляцию, а еще через два года возобновить устойчивый экономический рост. Однако в России потребовалось десятилетие, чтобы достигнуть финансовой стабилизации. Достижение стабилизации было связано с громадными усилиями и сопровождалось большими социальными стрессами из-за падения уровня доходов и жизни в целом.
Следует выделить несколько причин столь долгого периода стабилизации:
К началу финансовой стабилизации в России отсутствовали некоторые условия успешного проведения – рыночное поведение экономических агентов, развитая и современная банковская система, сформировавшийся фондовый рынок
В связи с милитаристической направленностью советской экономики, в России сложились огромные структурные диспропорции (около трети производственного потенциала можно было использовать для выпуска потребительских товаров). Эти структурные перекосы не могли быть устранены так быстро, как в других странах Центральной Европы, и потребуют порядка 20-25 лет. Сохранение же диспропорций требовало значительных государственных дотаций убыточным отраслям, поддерживало высокий дефицит бюджета, являющийся одной из основ инфляции.
В связи со специфическим географическим местоположением государство вынуждено финансировать промышленность и социальную сферу Крайнего Севера, что влечет за собой значительные денежные вливания – еще один фактор, порождающий инфляцию
В России к моменту начала реформ не было единого мнения по поводу перехода к рыночной экономике, поэтому непопулярные меры антиинфляционной политики проходилось проводить при постоянном конфликте, это обуславливало непоследовательность действий правительства, чередование жесткой и мягкой денежной политики, что естественно затягивало достижения финансовой стабилизации.
Принципиально различаются два подхода к способам преодоления кризиса: рыночный и коммунистический. Я убеждена в том, что спад для экономики периода реформ - дело абсолютно нормальное, на это указывает и весь мировой опыт, и наш собственный времен 1920-х годов. Так же очевидно для меня, что эти реформы были необходимы. Возвращение к командно-административной системе (либо к политике доминирования административных методов ведения хозяйства) просто невозможно.
Поэтому преодоление спада не может рассматриваться как вещь сама по себе. Важно - к чему мы придем, что будет после. Для меня "построение" рыночного, нормального, свободного государства – главная цель, и по отношению к ней я сужу современных политиков и их программы.
Для достижения этой цели безусловный приоритет имеет, конечно, финансовая стабилизация, и лишь в условиях сбалансированных финансов, умеренной инфляции и положительных процентных ставок можно реабилитировать накопления и сформировать инвестиционный капитал. Что же касается "воздушных" централизованных капиталовложений, то есть государственных инвестиций, проводимых за счет увеличения бюджетного дефицита, то это лишь усугубит проблемы: жить надо по средствам.
В оценке современного состояния нашей экономики существуют два различных мнения: первое, что спад в производстве объясняется исключительно структурной перестройкой экономики, и второе, что этот спад приобрел уже тотальный характер. Никто не спорит с тем обстоятельством, что в предперестроечный период никакого спада не наблюдалось, и в то же время значительная часть произведенной продукции просто не востребовалась, то есть производилась зря. Однако если обратиться к опыту западных стран, то можно убедиться, что там структурные изменения были ориентированы прежде всего на модернизацию промышленности. В России же наряду со свертыванием ряда "иррациональных" отраслей (больше всего, конечно, военное производство) не наблюдается никаких надежд на начало процесса обновления основного капитала промышленности.
Причины на это опять-таки две: во-первых, у государства для этого нет средств, а частные и акционерные капиталы отпугиваются нерентабельностью инвестиций и инфляцией. Если обратиться к мировому опыту и к собственной истории времен НЭПа, то с источником денег там все вроде бы ясно.
Послевоенная Западная Европа получала помощь на восстановление индустрии от Америки по плану Маршалла, сама Америка проводила индустриализацию на деньги, вырученные от разработки месторождений техасской нефти и клондайкского золота (не будучи при этом отягощенной грузом требующих модернизации производств, как современная Россия).