Инфляция и антиифляционная политика государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть теоретические основы процесса инфляции, как одной из форм макроэкономической нестабильности в условиях рыночной экономики и провести анализ антиинфляционной политики государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………..................3
Глава I. Понятие Инфляция. Теоретические основы процесса инфляции.........6
Понятие и виды инфляции.................................................................6
Причины возникновения инфляции. Измерение инфляции.........12
Социально-экономические последствия инфляции.......................16
Глава II. Антиинфляционная политика государства..........................................22
2.1. Понятие, цели, задачи антиинфляционной политики.......................22
2.2. Механизмы регулирования инфляции...............................................26
Глава III. Особенности инфляции в России........................................................32
3.1. Инфляция России на современном этапе.....................................................32
3.2. Причины инфляции в России........................................................................34
3.3.Перспективные направления антиинфляционной политики в России......36
Заключение.............................................................................................................39
Список литературы.........................................................................................41
Приложение.......................................................................................................43

Работа состоит из  1 файл

Moya_kursovaya_iNFLYaTsI.doc

— 107.46 Кб (Скачать документ)

Еще шире диапазон негативных последствий инфляции в экономической  сфере. Особенно заметно она влияет на развитие производства, торговлю, кредитную  и денежную системы, государственные  финансы, валютную систему и на платежный баланс страны.

Сначала, в частности на стадии ползучей инфляции, последняя обеспечивает временное стимулирование развития производства благодаря тому, что государство путем дефицитного финансирования расширяет свои заказы предприятиям, помогает им в обновлении основного капитала, в создании социально-экономической инфраструктуры и т.д. Одновременно возникает особая экономическая ситуация, в которой, с одной стороны, растет спрос на инфляционное финансирование, а с другой - притупляется ощущение опасности чрезмерного насыщения оборота денежными средствами, вследствие чего инфляция поднимается на высшую ступень и превращается в тормоз экономического развития, если ее своевременно не остановить.

Инфляция вызывает усиление хаотичности и диспропорциональности  развития общественного производства. Ссудные капиталы направляются преимущественно  в отрасли с быстрым ростом цен и отвлекаются из других отраслей, где может наступить застой и  упадок производства. Частые колебания  и скачки цен усиливают экономический  риск инвестиций, что вызывает сокращение новых капиталовложений и затухание научно-технического прогресса. Техническому регрессу способствует также то, что в период инфляции цена рабочей силы нередко растет медленнее, чем цена средств производства, и применение ручного труда оказывается более выгодным, чем техники.

Сокращая платежеспособный спрос населения, инфляция приводит к сужению рынка сбыта товаров  народного потребления, что может  вызвать затухание темпов их роста  или даже сокращения объемов производства. Нередко возникает затоваривание на этих рынках при абсолютном сокращении личного потребления.

Спад производства может  определяться также оттоком капиталов  из производственной сферы в торговлю, где инфляционный рост цен усиливается спекуляцией, которая обусловливает ускорение оборота капитала и рост прибылей. В сферу спекулятивной торговли отвлекается также значительная часть рабочей силы, что также сдерживает развитие производства. Погоня за спекулятивной наживой приводит к разрыву устоявшихся хозяйственных связей между экономическими субъектами, к значительным нерациональным перевозкам товаров, в результате чего дезорганизуется производство, растут издержки обращения.

В условиях инфляции экономическим  субъектам невыгодно держать  свои активы в денежной форме. Это  негативно влияет на кредитные отношения  и денежное обращение. Собственники денежных средств не будут вкладывать их в банки, если депозитный процент  не компенсирует инфляционных потерь. Если же банки увеличивают депозитный процент, то это неизбежно приведет к удорожанию банковских займов, следствием чего будет сокращение спроса на них и дальнейшее повышение цен предпринимателями с целью компенсаций своих дополнительных расходов на оплату процентов. Сворачивается также коммерческий кредит, поскольку кредиторам невыгодно и рискованно продавать свою продукцию с отсрочкой платежа.

Инфляция, особенно на галопирующих и гипервысоких стадиях, сама предопределяет новые инфляционные факторы и усиливает разрушительное воздействие на денежный оборот. Стремление экономических субъектов быстрее избавиться от «горячих» денег ускоряет их обращение, что уменьшает необходимую для его обслуживания денежную массу. У владельцев товаров постепенно снижается желание реализовывать их за обесцененные деньги, и они переходят на бартерные операции или продают их за иностранную валюту.

По мере углубления инфляции, особенно на гипервысокой стадии, возникает «голод» на денежные знаки, так как мелкие купюры вовсе теряют свою стоимость и перестают функционировать. Поэтому быстро возрастает потребность в крупных купюрах, за которым не успевает их выпуск эмиссионным центром. Создается парадоксальная ситуация, когда при наличии в обращении большой массы лишних денег все экономические субъекты испытывают нехватку платежных средств (денежный «голод»).

Постепенно этот «голод»  распространяется и на оборот денежного  капитала, вследствие чего у все  большей части предприятий усиливается  нехватка основного и оборотного капитала. Развивается глубокий кризис неплатежей. Это объясняется тем, что опережающее обесценивание денег по сравнению с ростом их эмиссии приводит к уменьшению реальной ценности денежной массы в обращении.

Негативно влияет инфляция и на финансовую систему, особенно на второй стадии, когда эмиссия денег  не успевает за их обесцениванием. Реальная стоимость всей суммы государственных  доходов постоянно уменьшается. Поэтому государство вынуждено  все время использовать печатный станок, чтобы компенсировать финансовые потери от инфляции. Поскольку сделать  это невозможно, то ей приходится так  или иначе уменьшать свои издержки, прежде всего на социальные нужды, что  еще больше обостряет социально-политическую нестабильность в стране. На определенной стадии инфляции дальнейший рост эмиссии  становится финансово невыгодным и социально опасным.

Особого внимания заслуживает  вопрос влияния инфляции на внешнеэкономические  связи. Наиболее обобщенным следствием ее является падение курса национальной валюты относительно валют стран, где  инфляция отсутствует или развивается ниже темпами.

Падение курса происходит неравномерно и неадекватно снижению покупательной силы денег на внутреннем рынке. При попытках государства  вмешиваться во внешнеэкономические  и валютные отношения возникают  расхождения между официальным  и рыночным курсом валюты, формируется  несколько рыночных курсов и т.д. Все эти явления дезорганизуют  внешнеэкономические связи, вносят в них значительный спекулятивный  элемент, сдерживающие приток иностранного капитала, ухудшают платежный баланс страны, ее валютное положение, подрывают  ее позиции на мировом рынке.

Таким образом можно сделать выводы о том, что социально-экономические последствия инфляции выражаются в:

  • перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;
  • обесцененивании денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
  • неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
  • искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
  • снижении экономической активности, росте безработицы;
  • снижении  покупательной способности национальной валюты и искажении её реального курса по отношению к другим валютам;
  • социальном расслоении общества, обострении социальных отношений.

Рассмотрев теоретические  вопросы процесса инфляции, изучив причины ее возникновения, можно предложить варианты  их решния. Этому вопросы посвящена вторая глава курсовой работы. [Деньги.Кредит.Банки. стр 192]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Антиинфляционная политика государства

 

2.1. Понятие, цели, задачи  антиинфляционной политики

Одним из сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией  доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в различных странах, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики  хозяйственного механизма. В целом  в экономически развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах.

Негативные социальные и экономические  последствия инфляции вынуждают  правительства разных стран проводить  определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает  богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых  мероприятий, программ стабилизации и  действий по регулированию и распределению  доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Первоочередные цели антиинфляционной политики:

  • сокращение инфляционного потенциала
  • предсказуемость динамики инфляции
  • снижение темпов инфляции
  • стабилизация цен

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста  денежной массы в соответствие с  темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

  1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
  2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Если инфляция растет в  результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку  правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь  приходится прибегать к таким  методам, как увеличение налоговых  ставок.

Как показывает мировая практика, сократить инфляцию в короткие сроки  помогает программа стабилизации, которая  включает набор взаимосвязанных  мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как  правило, она осуществляется единым комплексом, и часто в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Основными задачами стабилизационной программы являются:

- сокращение правительственных  расходов, в том числе сокращение  субсидий;

- повышение налогов;

- снижение объемов кредитования  коммерческих банков;

- увеличение выпуска казначейских  облигаций и объемов зарубежных  займов;

- повышение социальных  расходов на нужды малообеспеченных  слоев населения;

- фиксация обменного курса  национальной валюты.

В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой  требуется и политическая дальновидность. Известно, что повышение налогов  является крайне непопулярным шагом  любого правительства. И проведение этой меры не находит поддержку у  населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен  на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально  значимые программы могут зарубежные займы.

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Основная задача, чтобы она  начала работать. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением  государственных расходов вносить  изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты  правительству или коммерческим банкам.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних  организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная  реформа, направленная на преодоление  возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания  инфляции необходимо разрабатывать  после определения характера  инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.

  1. Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. [Экономическая теория. Стр.396]

Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

Информация о работе Инфляция и антиифляционная политика государства в рыночной экономике