Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:56, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть теоретические основы процесса инфляции, как одной из форм макроэкономической нестабильности в условиях рыночной экономики и провести анализ антиинфляционной политики государства.
Введение………………………………………………………………..................3
Глава I. Понятие Инфляция. Теоретические основы процесса инфляции.........6
Понятие и виды инфляции.................................................................6
Причины возникновения инфляции. Измерение инфляции.........12
Социально-экономические последствия инфляции.......................16
Глава II. Антиинфляционная политика государства..........................................22
2.1. Понятие, цели, задачи антиинфляционной политики.......................22
2.2. Механизмы регулирования инфляции...............................................26
Глава III. Особенности инфляции в России........................................................32
3.1. Инфляция России на современном этапе.....................................................32
3.2. Причины инфляции в России........................................................................34
3.3.Перспективные направления антиинфляционной политики в России......36
Заключение.............................................................................................................39
Список литературы.........................................................................................41
Приложение.......................................................................................................43
Большинство развитых стран
тяготеет к умеренной инфляции, нарастание
инфляции от умеренной через галопирующую
к гиперинфляции не является неизбежным.
Настойчивая государственная
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения – соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста: сбалансированная инфляция; несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция
не страшна для бизнеса. Приходится
лишь периодически повышать цены товаров:
сырье подорожало в 10 раз, и соответственно
увеличивается цена конечной продукции.
В этом случае по результатам среднегодового
роста цен поднимается
Несбалансированность инфляции – большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
Так же инфляция может быть ожидаемая и неожидаемая.
Ожидаемая инфляция может
предсказываться и
Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения.
В случае наличия у населения
инфляционных ожиданий такая ситуация
вызовет резкое увеличение спроса,
что само по себе создает трудности
в экономике и искажает реальную
картину общественного спроса, что
ведет к сбою в прогнозировании
тенденций в экономике и при
некоторой нерешительности
Таким образом, можно сделать вывод, что существует большое многообразие форм и видов инфляций.
Можно выделить внешние и внутренние причины инфляции. К внешним причинам относятся:
1. Интернационализация
2. Падение курса национальной
денежной единицы по отношению
к валютам других стран. В
результате этого, во-первых, растут
внутренние цены на
3. Мировые экономические кризисы;
4. Состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика.
Внутренние причины обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить :
1. Несбалансированность государственных расходов и доходов. Например, дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что как следствие приводит к инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы.
3. Отсутствие чистого
свободного рынка и
4. Инфляционные ожидания
- возникновения у инфляции
Одно из главных больных
мест инфляции - это то, что цены имеют
тенденцию подниматься очень
неравномерно. Один из наиболее наглядных
показателей наличия или
Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.
Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в 2010 г. индекс цен на потребительские товары был равен 100,4 а в 2011г.- 107,6. Следовательно, уровень инфляции для 2011 г. вычисляется следующим образом:
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции.
Существует несколько индексов цен.
Индекс потребительских
цен - первый из них. Он измеряет стоимость
«корзины» потребительских
Индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания.
Индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение.
Индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).
Выделяют и другие, менее известные индексы цен:
Движение потребительских цен по всему миру неравномерно. В представленной ниже таблице можно увидеть и сравнить прирост индекса потребительских цен в разных странах.
Таблица1
Индексы потребительских цен, в % в разных странах1
№ п/п |
Страны |
К предыдущему месяцу |
Февраль 2011г. | ||
декабрь |
январь |
февраль | |||
1 |
Россия |
101,1 |
102,4 |
100,8 |
103,2 |
2 |
Австрия |
100,7 |
99,9 |
100,8 |
100,7 |
3 |
Германия |
101,2 |
99,5 |
100,6 |
100,1 |
4 |
Польша |
100,3 |
101,0 |
100,2 |
101,2 |
5 |
Великобритания |
101,0 |
100,1 |
... |
... |
6 |
Франция |
100,5 |
99,7 |
100,5 |
100,2 |
7 |
США |
100,2 |
100,5 |
100,5 |
101,0 |
8 |
Беларусия |
101,0 |
101,4 |
102,7 |
104,2 |
9 |
Чехия |
100,6 |
99,1 |
100,5 |
99,6 |
10 |
Бельгия |
100,6 |
98,8 |
102,2 |
101,0 |
В феврале текущего года среди рассматриваемых зарубежных стран наибольший прирост потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем отмечался в Беларусии (2,7%) и Бельгии (2,2%), за период с начала года - в Беларусии (4,2%), России (3,2%).
В отдельных европейских
В России потребительские цены на товары и услуги возросли по сравнению с предыдущим месяцем на 0,8% (в среднем по странам Европейского союза - на 0,4%), по сравнению с декабрем 2010г. - на 3,2% (в среднем по ЕС - практически не изменились).
Инфляция приводит к ощутимым последствиям во многих сферах общественной жизни, прежде всего в социальной и экономической. Как раз через эти последствия инфляция постоянно находится в центре общественного внимания, вызывает беспокойство у предпринимателей, политиков,всей общественности.
В социальной сфере инфляция
создает предпосылки для
Однако в реальной действительности эта закономерность не всегда реализуется так однозначно. Ведь предприниматели не только продают, но и покупают товары за растущими ценами, а работники не только покупают товары, но и продают свой товар - рабочую силу, цена на которую в период инфляции тоже растет.
Если цены на товары, которые продает предприниматель, растут медленнее, чем цены на товары, которые он покупает, то он понесет убытки. Вместе с тем если заработная плата работника увеличивается соответственно или скорее рост цен на товары народного потребления, то его материальное положение не изменится или даже улучшится. Все зависит от способности того или иного экономического субъекта или их группы защитить свои доходы, добиться их адекватного роста, который определяется монопольным положением на рынке товаров или труда, политической организованностью и силой профсоюзов и т.п.
Однако есть социальные группы
населения, которые не имеют возможности
защитить себя от потерь вследствие инфляции.
Это прежде всего пенсионеры, лица,
живущие за счет выплат по социальному
страхованию, все работники с
фиксированным доходом, в частности
служащие государственных учреждений,
ученые, студенты и др.
Особенно негативно влияет инфляция на
материальное положение людей преклонного
возраста, которые нередко живут за счет
своих сбережений. Вследствие инфляции
эти сбережения заметно обесцениваются
или даже исчезают вовсе.
Кроме прямых потерь, которые
испытывает через инфляцию значительное
количество экономических субъектов,
ее негативными социальными
Информация о работе Инфляция и антиифляционная политика государства в рыночной экономике