Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ……………………………………5
1.1. Понятие инфляции…………………………………………………………...5
1.2. Причины инфляции…………………………………………………………..6
1.3. Способы измерения инфляции……………………………………………..12
2. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ИНФЛЯЦИИ………………………….16
2.1. Классификация инфляции………………………………………………….16
2.2. Механизмы инфляции………………………………………………………21
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ………...29
3.1. Социально-экономические последствия инфляции………………………29
3.2. Адаптационная политика…………………………………………………...31
3.3. Антиинфляционная политика……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
Несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая «испортить» свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения. [10, стр.568]
Монополии способны сильно влиять на денежную политику государства и уровень инфляции. У них нет конкурентов, они способны диктовать свои цены. Поэтому государственный контроль над монополиями – необходим.
В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, всё большим втягиванием её в мировые хозяйственные связи, увеличивается опасность «импортируемой» инфляции. Упомянутый выше скачок цен на энергоносители в 1973 г. («энергетический кризис») вызывал рост цен на импортируемую нефть и — по технологической цепочке — на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с «импортируемой» инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, девальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.
В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий.
Население, напуганное постоянным ростом цен, приобретает товары впрок, сверх своих текущих потребностей, ожидая нового повышения цен и одновременно с этим требуя повышения заработной платы, подталкивая потребительский спрос к расширению. Производители опасаются повышения цен со стороны поставщиков и закладывают в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие. Банкиры закладывают предполагаемую инфляцию в процент, под который дают кредит. Предприниматели – в планы сделок, будущие цены.
Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей — важнейшая задача антиинфляционной политики.
Ещё две возможные причины инфляции:
Первая – налоговая инфляция, когда к росту цен ведут избыточные налоги со стороны государства. Когда налоги становятся слишком высокими, предприниматели либо сокращают объём производства в силу его невыгодности, либо, если это возможно, повышают цены на свою продукцию.
Вторая – политическая. Инфляция как будто создана для должников. Берёшь кредит и, чем больше упадет национальная валюта, тем больше твоя прибыль. И тем хуже положение кредиторов. Зная это, должники могут с помощью лобби, скажем, надавить на правительство с целью увеличения инфляции. При большой сумме долга – на этом можно сделать состояние.
Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, субсидий и других государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Основными причинами здесь могут также быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров восстанавливается путем повышения цен.
Множество
причин инфляции отмечается практически
во всех странах. Однако комбинация различных
факторов этого процесса зависит от конкретных
экономических условий. Так, сразу после
Второй мировой войны в Западной Европе
инфляция была связана с острейшим дефицитом
многих товаров. В последующие годы главную
роль в раскручивании инфляционного процесса
стали играть государственные расходы,
соотношение «цена - заработная плата»,
перенос инфляции из других стран и некоторые
другие факторы. Что касается бывшего
СССР, то наряду с общими закономерностями,
важнейшей причиной инфляции в последние
годы можно считать уникальную диспропорциональность
в экономике, возникшую как следствие
командно-административной системы. Советской
экономике было присуще длительное развитие
в режиме военного времени, чрезмерная
доля военных расходов в ВНП.
1.3.
Способы измерения инфляции
Одно
из главных больных мест инфляции
- это то, что цены имеют тенденцию
подниматься очень
Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен - это отношение цены потребительской корзины в 1-м году к её цене в базовом году. При расчёте инфляции по индексу потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую «потребительскую корзину», приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят основные продовольственные товары, набор основных непродовольственных товаров (одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг (медицинские, транспортные услуги, связь, отдых, культура, личная гигиена) - набор товаров и услуг, покупаемых среднестатистическим городским жителем в течение того или иного промежутка времени (года, квартала, месяца).
Для
вычисления индекса потребительских цен
берут соотношение между совокупной ценой
товаров и услуг определенного набора
(«потребительская корзина») для данного
периода и совокупной ценой идентичной
или сходной группы товаров и услуг в базовом
периоде. Стоимость корзины за прошлый
год, квартал, месяц берется за базу, отправную
точку и сопоставляется со стоимостью
корзины, исчисленной в ценах данного
года, квартала или месяца. Выражается
индекс цен обычно в процентах:
индекс цен в данном периоде
в
данном = ------------------------------
периоде, % цена аналогичной «потребительской
Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.
Для
измерения общего уровня цен чаще
используется индекс
цен валового национального
продукта - дефлятор ВНП - отношение
номинального ВНП к реальному ВНП:
Дефлятор
ВНП = ------------------------------
где номинальный ВНП – расходы в нынешнем году по текущим ценам, реальный ВНП – расходы в нынешнем году по ценам базового года. [8, стр.372]
Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. То есть дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг. По сравнению с индексом потребительских цен индекс валового национального продукта шире и представительнее, поскольку он включает не только цены потребительских товаров и услуг, но и цены на сырьё, материалы, оборудование и т.д. Однако ежемесячно данные по нему собрать очень сложно, поэтому в ежемесячной статистике во многих странах предпочитают использовать индекс потребительских цен. В долгосрочной перспективе эти показатели сближаются.
Индекс оптовых цен представляет собой типичный набор товаров, приобретаемых фирмами. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырьё, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.
Индексы
оптовых цен – это
(162 тыс.: 54 тыс.) x 100% = 300%.
То есть, средняя цена в отчетном году по отношению к базовому выросла в 3 раза.
Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%:
(индекс цен _ индекс цен
темп измеряемого года базового года)
инфляции = ------------------------------
индекс цен базового
года
Если темп инфляции получится отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).
Например, в прошлом году индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в этом году - 118,3. Следовательно, уровень инфляции для этого года вычисляется следующим образом:
темп инфляции = (118,3 - 113,6) /113,6 x 100 = 4,1%.
приблизительное количество 70
лет,
необходимых для
= ------------------------------
освоения темпов инфляции темп ежегодного увеличения
«Правило величины 70» применяется обычно и для того, чтобы вычислить, сколько потребуется времени для удвоения реального ВВП или личных сбережений.
Например,
объём личных сбережений равен 1000 руб.
Ежегодный темп инфляции равен 10%. Согласно
«правилу 70» удвоение цен произойдет за
7 лет. Следовательно, чтобы остаться в
исходной экономической ситуации, в течение
7лет величину сбережений необходимо довести
до 2000.
2. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ИНФЛЯЦИИ
2.1.
Классификация инфляции
Для классификации инфляции необходимо выделить критерии классификации. Различают следующие виды и формы проявления инфляции.
В первую очередь те, которые выделяют по темпам роста цен, т.е. количественно: