Инфляция: измерение, формы и механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ……………………………………5
1.1. Понятие инфляции…………………………………………………………...5
1.2. Причины инфляции…………………………………………………………..6
1.3. Способы измерения инфляции……………………………………………..12
2. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ИНФЛЯЦИИ………………………….16
2.1. Классификация инфляции………………………………………………….16
2.2. Механизмы инфляции………………………………………………………21
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ………...29
3.1. Социально-экономические последствия инфляции………………………29
3.2. Адаптационная политика…………………………………………………...31
3.3. Антиинфляционная политика……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38

Работа состоит из  1 файл

Инфляция.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

     Борьба  с инфляцией и разработка специальной  антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы  должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер  экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

     Возможны  два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается  в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами. 

     3.2. Адаптационная политика

      

     Адаптационная политика построена на том, что все  субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях  учитывают инфляцию - прежде всего через учёт потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определённого, заранее оговоренного индекса.

     Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т. п.

     Фирмы также изменяют свою экономическую  политику в условиях инфляции. Это  выражается, например, в том, что  они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит к росту доли заёмных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области

управления  запасами многие фирмы переходят  на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.

     В условиях инфляции фирмы вынуждены  изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой - ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены всё большую часть прибыли (прибыли за вычетом налогов) направлять на развитие производства.

     История знает много вариантов адаптационной  политики правительства. В 60 - 70-х гг. XX века в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп-вперед», т.е. крайне осторожное движение вперёд. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

     В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика даёт положительный эффект в краткосрочном плане (например, в Финляндии в 1967 - 1971 гг., в США в 1951 - 1952 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной. 

     3.3. Антиинфляционная политика 

     Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и косвенные.

     Прямые  методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

  • прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  • государственное регулирование цен;
  • государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  • государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

     Косвенные методы:

  • регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
  • регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
  • обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

     Первоочередные  антиинфляционные методы.

     Сбивать темпы инфляции - значит, сокращать  разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

     1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов:

  • установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счёт будущего урожая;
  • установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

     2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без  чего функционирование экономики  становится невозможным. В этих  целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

     3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в республиканском и межгосударственном масштабе.

     4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в Беларуси рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объёмов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

     5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему Беларуси, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

     6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно: 

  • создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
  • создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику.

     Потребкооперация  будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

     7. В течение кризисного периода  следует также проводить рациональную  государственную политику защиты  внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах. 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.                                                                            

       По своему характеру, интенсивности,  проявлениям инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

       К негативным последствиям инфляционных  процессов относятся снижение  реальных доходов населения, обесценение  сбережений населения, потеря  у производителей заинтересованности  в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счёт госбюджета).

        В странах с развитой рыночной  экономикой инфляция может рассматриваться  в качестве неотъемлемого элемента  хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьёзной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции. 

         В отличие от Запада в Беларуси и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

         Управление инфляцией представляет  важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом  многосложный, многофакторный характер инфляции. В её основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. 

       Нормализация денежного обращения  и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь. 
 
 

Информация о работе Инфляция: измерение, формы и механизмы