Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:02, курсовая работа
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ……………………………………5
1.1. Понятие инфляции…………………………………………………………...5
1.2. Причины инфляции…………………………………………………………..6
1.3. Способы измерения инфляции……………………………………………..12
2. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ИНФЛЯЦИИ………………………….16
2.1. Классификация инфляции………………………………………………….16
2.2. Механизмы инфляции………………………………………………………21
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ………...29
3.1. Социально-экономические последствия инфляции………………………29
3.2. Адаптационная политика…………………………………………………...31
3.3. Антиинфляционная политика……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
а) нормальная инфляция - при темпе 3-3,5% в год;
б) умеренная, или ползучая инфляция - при темпе инфляции до 10% в год;
в) галопирующая инфляция - при темпе инфляции 20-200% в год;
г) гиперинфляция - при темпе инфляции 50% в месяц и более на протяжении более 6 месяцев. При гиперинфляции стоимость денег падает так быстро, что они уже не выполняют своих главных функций, растёт бартер.
Умеренную (ползучую) инфляцию западные экономисты рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь и способна при определённых условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Уровень жизни понижается незначительно. Рост денежной массы ускоряет платёжный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5%. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций.
При галопирующей инфляции месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Такие высокие темпы в 80-х гг. XX века наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии, в 90-е годы XX века в бывших социалистических странах.
Гиперинфляция разрушительно действует на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоёв общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Гиперинфляция парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.
Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.
По степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфляции:
а) сбалансированная инфляция;
б) несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причём в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Необходимо лишь периодически повышать цены товаров: подорожало сырьё - соответственно увеличивается цена конечной продукции. В основном, риск потери доходности присущ предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен, это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
Несбалансированность инфляции составляет большую проблему для экономики. Но ещё сложнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен останутся лидерами и в дальнейшем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяются:
а) ожидаемая инфляция;
б) неожидаемая инфляция.
Ожидаемая инфляция предсказана и спрогнозирована заранее, с достаточной степенью надёжности. Неожидаемая - явление стихийное, спорадическое, прогноз в данном случае невозможен.
Воздействие
инфляции на уровень реальных доходов
противоречиво. Инфляция по-разному
влияет на перераспределение доходов
в зависимости от того, является
ли она ожидаемой или
Фактор ожидаемости, предсказуемости позволяет по-новому взглянуть на вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса. Если все фирмы и всё население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Предприятия и население, соответственно, повысят цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Таким образом, основная часть населения существенно не пострадает даже от гиперинфляции. Тогда как в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже при умеренной инфляции (по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Непредвиденная (неожидаемая) инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении, системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает расходы на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину потребностей в обществе. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.
Однако если внезапный скачок цен происходит в экономике, где инфляционные ожидания ещё не набрали силу, поведение населения и его реакция на рост цен могут быть иными. Ожидая, что этот скачок цен - кратковременное явление и вскоре последует снижение, потребители будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. С уменьшением спроса начинается давление на цены в сторону их снижения. Экономика вновь возвращается в состояние равновесия. Этот процесс носит название «эффекта Пигу». Однако необходимо подчеркнуть, что эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процентных ставок, и отсутствии инфляционных ожиданий. Ряд западных экономистов считают, что эффект Пигу описывает гипотетическую, а не реальную ситуацию в экономике.
Комбинация
сбалансированной и ожидаемой инфляции
не наносит особого вреда
По форме проявления различают открытую и подавленную инфляции.
Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не ограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, всё же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.
Подавленная (скрытая) инфляция присуща экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жёсткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.
Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворённого спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Денежная масса на руках у населения росла быстрее, чем масса товаров и услуг. Дефицит порождал очереди, спекуляцию, ослабевали стимулы к труду.
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.
Можно
сказать, что при подавленной
инфляции только часть денежных знаков
является деньгами. Покупатели, желая
подтвердить значение своих денег, стараются
найти дефицитный товар. Появляется «чёрный
рынок» - нелегальная форма инфляции в
условиях её подавления. «Чёрный рынок»
в какой-то мере показывает подлинные
цены товаров, а иллюзия неизменности
цен создает видимость экономического
благосостояния, вводя в заблуждение продавцов
и покупателей.
2.2.
Механизмы инфляции
Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к двум её типам: во- первых, инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых, инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.
Инфляция предложения (издержек) возникает в результате роста объёма издержек, например, за счёт сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда. Этот тип инфляции приводит к стагфляции, т.е. к одновременному росту инфляции и безработицы на фоне спада производства (стагнация в сочетании с инфляцией).
Инфляция
предложения изображена на рис. 2.1. Как
видно на рисунке, повышение цены предложения
(рост издержек) приводят к смещению кривой
совокупного предложения AD вертикально
вверх (см. рис. 2.1). В итоге, через определенное
время баланс спроса и предложения налаживается,
но уже в точке, соответствующей более
высокой цене.
Уровень
цен
P2
P1
0
Рис.2.1.
Инфляция предложения [7, стр.216]
Смещение кривой совокупного предложения AD влево (АS1®АS2) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, при возрастании цен (Р1®Р2) сокращается реальный объём производства (Q1 < Q2), или реальный ВНП (см. рис. 2.1).
Инфляция спроса вызывается увеличением спроса. При этом скорость роста спроса превышает скорость роста предложения. В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупном предложением. Она имеет место в том случае, когда денежные расходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объём товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объём продукции и вызывает инфляцию спроса. Обычно этот тип инфляции имеет место при полной занятости. Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (например, повышение спроса на товары).
Инфляция
спроса изображена на рис. 2.2. Сдвиг кривой
совокупного спроса AS вправо от AD1
к AD2 ведет к росту цен (см. рис. 2.2). Допустим,
что экономика близка к полной занятости
и загруженности производственных мощностей.
Рост расходов населения, предприятий
и государства на потребление смещает
кривую совокупного спроса вверх, растут
цены.