Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:21, курсовая работа
Явление инфляции присуще в той или иной степени любой рыночной и переходной к ней экономикам, в том числе и экономикам промышленно развитых стран. Инфляция проникает во все сферы экономической жизни и начинает их разрушать. От нее страдают государство, производство, финансовый рынок и рыночная экономика, но больше всего страдают люди. Нарушаются установленные пропорции между ценами товаров.
Введение
Глава 1 Инфляция как социально-экономическое явление
Сущность и теории инфляции
Причины и виды инфляции
Типы инфляции
Социально-экономические последствия инфляции в экономике
Глава 2 Особенности развития инфляционных процессов в РФ
Перестройка в экономике и инфляционный процесс в России
Особенности протекания инфляционного процесса в РФ
Особенности антиинфляционного процесса в РФ (90-е гг.)
Перспектива антиинфляционной политики в РФ на ближайшие 10 лет
Заключение
Список литературы
Подводя итог, отметим, что антиинфляционная политика находится в настоящее время на четвертом этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование мер противодействия инфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышения эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики в области валютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик и т.д.
4. Перспектива антиинфляционной политики в РФ на ближайшие 10 лет
Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции.
Общеэкономические меры.
1. Следует завершить начатые реформы в целях формирования цивилизованных рыночных отношений.
2. Необходима
смена целевой ориентации
3. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах. «Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России» предусматривала рост доли государственных инвестиций с 1,5 до 5% ВВП. Однако жесткий контроль за ее выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес. Для стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и частные инвестиции.
Важную роль в регулировании инвестиции признаны сыграть принятые в конце 1998 г. нормативно-законодательные документы, в частности по лизинговым операциям. Должна активизировать деятельность комиссия по инвестиционным конкурсам.
Важно найти выход из «ловушки ликвидности», в которой оказалась Россия. Это проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений населения. России предстоит разработать компенсирующий механизм перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли.
4. Традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во-первых, в мире мало реально свободных капиталов. Во-вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России. В-третьих, для России наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции в государственные и ценные корпоративные бумаги.
Принятые после кризиса меры, направленные на восстановление доверия зарубежного бизнеса к России, могут стимулировать в перспективе привлечения прямых иностранных инвестиций.
Сдерживание финансовых факторов инфляции.
1.Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России:
-неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; секвестирование (сокращение) расходов в зависимости от реального наступления доходов распространяется на незащищенные статьи бюджета
-нецелевое использование бюджетных средств
-финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;
-слабый контроль за исполнением госбюджета.
2. Проблемой остается реальное сокращение бюджетного дефицита. Не менее важны методы его покрытия без инфляционных последствий. Неинфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы.
3. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая политика, которая должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. Уклонение от уплаты налогов в РФ связано не только с несовершенством налогового законодательства, но и с работой налоговой службы. Необходимо разработать эффективный механизм ответственности налогоплательщиков.
Регулирование денежных факторов инфляции.
1. В условиях товарного производств все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому диспропорции приобретают денежную форму. Антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.
Однако в России резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. В итоге для удовлетворения потребностей хозяйства в деньгах появились тысячи неофициальных эмиссионных «центров», выпускающих денежные суррогаты.
Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии, очистить денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой и рассчитывать денежный агрегат с учетом реальных потребностей хозяйственного оборота и прогноза экономического развития.
Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по трем каналам – кредитование государства, хозяйства и под прирост официальных золотовалютных резервов
2. В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.
3. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная статистика и внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.
Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии экономического роста политики является санация и реструктуризация банковской системы, основательно подорванной валютно-финансовым кризисом, выявившим ее узкие места:
1) деятельность крупных банков-трейдеров
2) недостаточно жесткий контроль ЦБ РФ за коммерческими банками;
3) изъяны банковского законодательства
Банковская система должна включать три уровня: центральный банк, коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые институты. Целесообразно повысить роль региональных банков.Требует внимания регулирование и контроль центрального банка над деятельностью банковской системы
Регулирование цен и заработной платы – составная часть многофакторной антиинфляционной стратегии.
Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка – одна из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением.
Для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм управленческих .
Для успеха антиинфляционной программы важно также заручиться поддержкой средств массовой информации.
Любая стабилизационная программа обречена на провал, если власть не в состоянии противостоять «теневой» экономике, которая контролирует примерно половину ВВП.
Заключение
1) В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
2) По своему
характеру, интенсивности,
3) В странах
с развитой рыночной
4) В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).
5) Управление
инфляцией представляет важнейш
Список литературы