Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь за период 2009 – 2011 гг., выявление позитивных и негативных сторон развития экономики за данный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить сущность, типы и формы инфляции;
2. рассмотреть причины и расчет инфляции;
3. сформулировать последствия инфляции;
4. выявить причины инфляции в Республике Беларусь;
5. охарактеризовать экономическое состояние в Беларуси за период 2009
– 2011 гг. и систематизировать уровни инфляции за данный период;
6. рассмотреть социально-экономические последствия инфляции
2011года;
7. проанализировать антиинфляционную и адаптационные политики;
8. изложить методы снижения инфляции в Республике Беларусь.
Введение 3
1. Инфляция как макроэкономический показатель 5
1.1. Сущность, типы и формы инфляции. 5
1.2. Измерение инфляции и ее причины. 9
1.3. Последствия инфляции. 12
2. Инфляция и ее уровни на примере Республики Беларусь 21
2.1. Причины инфляции 2011 года в Республике Беларусь. 21
2.2. Уровень инфляции и экономическое состояние в стране на промежутке 2009 – 2011 гг. 26
2.3. Социально-экономические последствия инфляции 2011 года в Республике Беларусь 31
3. Инфляция и методы ее регулирования 39
3.1.Антиинфляционная политика. 39
3.2. Адаптационная политика. 46
3.3.Методы снижения уровня инфляции в Республике Беларусь. 49
Заключение 55
Список использованных источников 58
корзины иностранных валют (в пределах плюс/минус 12%);
рынка (объединение с 20 октября 2011 г. основной и дополнительной торговых сессий на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»).
С момента унификации на единой торговой сессии осуществляется покупка и продажа иностранной валюты субъектами валютных операций по курсу, сформировавшемуся исходя из спроса и предложения.
В рамках структурных реформ:
Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь». Создание данного учреждения и реформирование существующей системы финансирования (в том числе льготного) приоритетных государственных программ позволит повысить эффективность их исполнения, сроков реализации и окупаемости затрат, а также будет способствовать обеспечению финансовой устойчивости банковской системы.
Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360 «О совершенствовании системы государственного управления фармацевтической промышленностью в Республике Беларусь» в Министерстве здравоохранения создан Департамент фармацевтической промышленности с правами юридического лица и с 1 января 2012 г. ликвидирован Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции.
Главой государства, Правительством и Национальным банком Республики Беларусь были определены следующие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год:
США (2,3-2,7% к ВВП);
США;
Рассмотрим отрицательные моменты развития экономики в 2011 году. Этот год стал для Беларуси годом бессмысленных в стратегическом плане действий по спасению и реанимации модели централизованной плановой экономики.
Власти использовали устаревшие, многократно дискредитированные инструменты и механизмы макроэкономической политики. В результате Беларусь попала в опасную инфляционно-девальвационную спираль. Следствием ее стал рост числа людей за чертой бедности в 2,5 раза, до 25 – 28% всего населения.
Рассмотрим соотношение основных социально-экономических показателей уровня жизни населения за период 2009-2011гг. (табл. 2.6). Можно заметить, что, несмотря на увеличение заработных плат и пенсий, уровень жизни населения снизился.
Таблица 2.6
Основные
социально-экономические
2009 |
2010 |
2011 | |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
766,1 |
952,4 |
1457,7 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
102,7 |
115,1 |
99,7 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
103,7 |
114,8 |
98,9 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. |
981,6 |
1217,3 |
1899,8 |
Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
100,1 |
115,0 |
101,9 |
Средний размер назначенных пенсий (на конец года), тыс. руб. |
429,5 |
584,7 |
940,4 |
Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году |
100,2 |
123,9 |
77,1 |
Примечание. Источник [12]
Основные и оборотные активы коммерческих организаций обесценились на 7 – 10млрд. долл. Кризис доверия бизнеса к власти проявился в вывозе капитала (объем внешней дебиторской задолженности на 1 ноября 2011 года составил 3,98млрд. долл.), провале программ приватизации и привлечения инвестиций, в увеличении темпов бегства капитала из страны. Главными факторами роста кризисных явлений в Беларуси стала несогласованность действий разных органов власти, ориентация номенклатуры и директората на выполнение валовых показателей, а также их неспособность установить реальные причинно-следственные связи в экономике страны и мира.
За 2011 год не были исправлены структурные искажения в экономике, а их замаскировали, так же не произошел процесс либерализации экономических субъектов, а перезагрузки мер административного регулирования. Так же не были созданы позитивные мотивации для производителей внутри страны, а направление их к активному поиску продолжения бизнеса, карьеры и жизни за пределами страны [22].
Исходя из вышесказанного
можно сделать следующие
1. Одной из особенностей белоруской экономической модели является ее относительно высокая инфляциогенность, то есть за счет повышенных транспортных и энергетических издержек, тяжелых климатических условий, неразвитой инфраструктуры и т. д., создается повышенный естественный фон инфляции издержек. Несмотря на различные попытки административного регулирования цен, темпы инфляции в Беларуси на протяжении последних лет были одни из самых высоких даже среди 11 стран СНГ, не говоря уже о ЕС.
2. Основными причинами высокого уровня инфляции в Республике Беларусь в 2011 году стали:
балансов;
3. Уровень инфляции в 2010 году составил 9,9%, а уже в 2011 году инфляция подскочила до уровня 108,7%, тем самым получив «звание» гиперинфляции.
4. Экономика Республика Беларусь потерпела двойную девальвацию белорусского рубля (май, октябрь 2011 год).
5. Итоги 2011 года свидетельствуют и о положительных тенденциях во внешней торговле. По итогам 2011 года темпы роста экспорта товаров и услуг (по методологии платежного баланса) превысили темпы роста импорта на 24,9 процентного пункта. При этом экспорт товаров увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 15,46 млрд. долларов, услуг – на 759,9 млн. долларов.
6. По сравнению с 2010 годом отрицательное сальдо в торговле товарами и услугами в 2011 году сократилось на 5,27 млрд. долларов и составило 2,18 млрд. долларов.
7. Следствием инфляции 2011 года, стал рост числа людей за чертой бедности в 2,5 раза, до 25 – 28% всего населения. Основные и оборотные активы коммерческих организаций обесценились на 7 – 10млрд. долл. Кризис доверия бизнеса к власти проявился в вывозе капитала (объем внешней дебиторской задолженности на 1 ноября 2011 года составил 3,98млрд. долл.), провале программ приватизации и привлечения инвестиций, в увеличении темпов бегства капитала из страны.
8. Главными факторами роста кризисных явлений в Беларуси стала несогласованность действий разных органов власти, ориентация номенклатуры и директората на выполнение валовых показателей, а также их неспособность установить реальные причинно-следственные связи в экономике страны и мира.
Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.
От собственно
антиинфляционных мер следует
отличать меры по смягчению
последствий инфляции, т.е. социальной
защите населения путём
Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией [2].
Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая — антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая — антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.
Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.
Первостепенное
значение здесь отводится
Второй компонент
антиинфляционной стратегии –
долгосрочная денежная
Третьим
важнейшим компонентом
Еще одним
блоком антиинфляционной
Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.
Методы антиинфляционной тактики: позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.
В зависимости
от теоретических основ проводимой
правительством антиинфляционной политики
принято различать три
Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговой механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что, она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.
Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Предел денежной экспансии – это барьер, ограничивающий любую деятельность правительства вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.п.
Введение
режима денежных ограничений
обычно осуществляется комплекс