Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь за период 2009 – 2011 гг., выявление позитивных и негативных сторон развития экономики за данный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить сущность, типы и формы инфляции;
2. рассмотреть причины и расчет инфляции;
3. сформулировать последствия инфляции;
4. выявить причины инфляции в Республике Беларусь;
5. охарактеризовать экономическое состояние в Беларуси за период 2009
– 2011 гг. и систематизировать уровни инфляции за данный период;
6. рассмотреть социально-экономические последствия инфляции
2011года;
7. проанализировать антиинфляционную и адаптационные политики;
8. изложить методы снижения инфляции в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Инфляция как макроэкономический показатель 5
1.1. Сущность, типы и формы инфляции. 5
1.2. Измерение инфляции и ее причины. 9
1.3. Последствия инфляции. 12
2. Инфляция и ее уровни на примере Республики Беларусь 21
2.1. Причины инфляции 2011 года в Республике Беларусь. 21
2.2. Уровень инфляции и экономическое состояние в стране на промежутке 2009 – 2011 гг. 26
2.3. Социально-экономические последствия инфляции 2011 года в Республике Беларусь 31
3. Инфляция и методы ее регулирования 39
3.1.Антиинфляционная политика. 39
3.2. Адаптационная политика. 46
3.3.Методы снижения уровня инфляции в Республике Беларусь. 49
Заключение 55
Список использованных источников 58

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Markevich.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)
  • корректировке центрального значения коридора колебаний стоимости

корзины иностранных  валют (в пределах плюс/минус 12%); 

  • унификации обменного курса на всех сегментах внутреннего валютного

рынка (объединение  с 20 октября 2011 г. основной и дополнительной торговых сессий на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»).

С момента унификации на единой торговой сессии осуществляется покупка и продажа иностранной  валюты субъектами валютных операций по курсу, сформировавшемуся исходя из спроса и предложения.

В рамках структурных  реформ:

  • согласно рекомендациям Международного валютного фонда принят Указ

Президента  Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь». Создание данного учреждения и реформирование существующей системы финансирования (в том числе льготного) приоритетных государственных программ позволит повысить эффективность их исполнения, сроков  реализации и окупаемости затрат, а также будет способствовать обеспечению финансовой устойчивости банковской системы.

Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360 «О совершенствовании системы  государственного управления фармацевтической промышленностью в Республике Беларусь» в Министерстве здравоохранения создан Департамент фармацевтической промышленности с правами юридического лица и с 1 января 2012 г. ликвидирован Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции.

Главой государства, Правительством и Национальным банком Республики Беларусь были определены следующие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год:

  • валовой внутренний продукт – 105-105,5%;
  • продукция промышленности – 106-107%;
  • продукция сельского хозяйства – 104-105%;
  • экспорт товаров и услуг – 111,6-112,3%;
  • сальдо внешней торговли товарами и услугами – 1,3-1,5 млрд. долларов

США (2,3-2,7% к ВВП);

  • прямые иностранные инвестиции на чистой основе – 3,7 млрд. долларов

США;

  • международные резервные активы – 6,1-7 млрд. долларов США;
  • ставка рефинансирования – 20-23 процентов годовых [14].

Рассмотрим  отрицательные моменты развития экономики в 2011 году. Этот год стал для Беларуси годом бессмысленных в стратегическом плане действий по спасению и реанимации модели централизованной плановой экономики.

Власти использовали устаревшие, многократно дискредитированные инструменты и механизмы макроэкономической политики. В результате Беларусь попала в опасную инфляционно-девальвационную спираль. Следствием ее стал рост числа людей за чертой бедности в 2,5 раза, до 25 – 28% всего населения.

Рассмотрим  соотношение основных социально-экономических  показателей уровня жизни населения  за период 2009-2011гг. (табл. 2.6). Можно заметить, что, несмотря на увеличение заработных плат и пенсий, уровень жизни населения снизился.

 

 

 

 

Таблица 2.6

Основные  социально-экономические показатели уровня жизни населения за период 2009-2011гг.

 

2009

2010

2011

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

766,1

952,4

1457,7

Реальные денежные доходы населения, в процентах к  предыдущему году

102,7

115,1

99,7

Реальные располагаемые  денежные доходы населения, в процентах  к предыдущему году

103,7

114,8

98,9

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

981,6

1217,3

1899,8

Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему  году

100,1

115,0

101,9

Средний размер назначенных пенсий (на конец года), тыс. руб.

429,5

584,7

940,4

Реальный размер назначенных пенсий, в процентах  к предыдущему году

100,2

123,9

77,1


Примечание. Источник  [12]

Основные и  оборотные активы коммерческих организаций  обесценились на 7 – 10млрд. долл. Кризис доверия бизнеса к власти проявился в вывозе капитала (объем внешней дебиторской задолженности на 1 ноября 2011 года составил 3,98млрд. долл.), провале программ приватизации и привлечения инвестиций, в увеличении темпов бегства капитала из страны. Главными факторами роста кризисных явлений в Беларуси стала несогласованность действий разных органов власти, ориентация номенклатуры и директората на выполнение валовых показателей, а также их неспособность установить реальные причинно-следственные связи в экономике страны и мира.

За 2011 год не были исправлены структурные искажения в экономике, а их замаскировали, так же не произошел процесс либерализации экономических субъектов, а перезагрузки мер административного регулирования. Так же не были  созданы позитивные мотивации для производителей внутри страны, а направление их к активному поиску продолжения бизнеса, карьеры и жизни за пределами страны [22].

 

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Одной из особенностей белоруской экономической модели является ее относительно высокая инфляциогенность, то есть  за счет повышенных транспортных и энергетических издержек, тяжелых климатических условий, неразвитой инфраструктуры и т. д., создается повышенный естественный фон инфляции издержек. Несмотря на различные попытки административного регулирования цен, темпы инфляции в Беларуси на протяжении последних лет были одни из самых высоких даже среди 11 стран СНГ, не говоря уже о ЕС.

2. Основными причинами  высокого уровня инфляции в  Республике Беларусь в 2011 году  стали:

    • директивное увеличение зарплат;
    • рост отрицательного торгового сальдо;
    • низкая ставка рефинансирования;
    • быстрый рост дефицита бюджета, а так же торгового и платежного

балансов;

    • неэффективная система управления экономикой;
    • непрекращающаяся эмиссия белорусского рубля;
    • прекращение многолетних российских дотаций;
    • отсутствие своевременных экономических реформ.

3. Уровень инфляции в 2010 году составил 9,9%, а уже в 2011 году инфляция подскочила до уровня 108,7%, тем самым получив «звание» гиперинфляции.

4. Экономика Республика  Беларусь потерпела двойную девальвацию белорусского рубля (май, октябрь 2011 год).

5. Итоги 2011 года свидетельствуют и о положительных тенденциях во внешней торговле. По итогам 2011 года темпы роста экспорта товаров и услуг (по методологии платежного баланса) превысили темпы роста импорта на 24,9 процентного пункта. При этом экспорт товаров увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 15,46 млрд. долларов, услуг – на 759,9 млн. долларов.

6. По сравнению  с 2010 годом отрицательное сальдо в торговле товарами и услугами в 2011 году сократилось на 5,27 млрд. долларов и составило 2,18 млрд. долларов.

7. Следствием инфляции 2011 года, стал рост числа людей за чертой бедности в 2,5 раза, до 25 – 28% всего населения. Основные и оборотные активы коммерческих организаций обесценились на 7 – 10млрд. долл. Кризис доверия бизнеса к власти проявился в вывозе капитала (объем внешней дебиторской задолженности на 1 ноября 2011 года составил 3,98млрд. долл.), провале программ приватизации и привлечения инвестиций, в увеличении темпов бегства капитала из страны.

8. Главными факторами роста кризисных явлений в Беларуси стала несогласованность действий разных органов власти, ориентация номенклатуры и директората на выполнение валовых показателей, а также их неспособность установить реальные причинно-следственные связи в экономике страны и мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИНФЛЯЦИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

    1. Антиинфляционная политика.

 

Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства,  которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.

 От собственно  антиинфляционных мер следует  отличать меры по смягчению  последствий инфляции, т.е. социальной  защите населения путём компенсации  и индексации его доходов.

Антиинфляционная  политика означает комплекс мер и  механизмов по государственному регулированию  экономики, направленных на борьбу с  инфляцией [2].

 Этот комплекс  можно подразделить на две  группы. Первая — антиинфляционная  стратегия,  включающая цели и  методы долговременного характера. Вторая — антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.

Антиинфляционную  стратегию образуют механизмы долгосрочного  действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.

 Первостепенное  значение здесь отводится уменьшению  инфляционных ожиданий, в частности,  адаптивных ценовых. Это достигается  двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов  рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.

 Второй компонент  антиинфляционной стратегии –  долгосрочная денежная политика. Целью последней является регулирование   прироста денежной массы, а методами – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

 Третьим  важнейшим компонентом антиинфляционной  стратегии является бюджетная  политика. Основной ее целью служит  принятие и исполнение сбалансированного,  бездефицитного бюджета. Методы сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации опять же двояки. Во–первых, увеличение доходов бюджета. Во–вторых, уменьшение расходов государства.

 Еще одним  блоком антиинфляционной стратегии  является защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.

Методы антиинфляционной тактики: позволяют резко нарастить  предложение без адекватного  повышения спроса либо способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

В зависимости  от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различные блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.

Дефляционная  политика  сводится к ограничению  денежного спроса через денежно-кредитный  и налоговой механизм.  Особенность  действия дефляционной политики заключается  в том, что, она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Ограничение денежной массы представляет собой важнейший  элемент этой политики. Данное ограничение  наиболее выпукло проявляется в  установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Предел денежной экспансии – это барьер, ограничивающий любую деятельность правительства вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.п.

 Введение  режима денежных ограничений  обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Центрального банка. Первая из них – регулирование ставки межбанковского кредита. Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост ставки межбанковского кредита всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно породить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность [2].

Информация о работе Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия (на примере Республики Беларусь)