Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь за период 2009 – 2011 гг., выявление позитивных и негативных сторон развития экономики за данный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить сущность, типы и формы инфляции;
2. рассмотреть причины и расчет инфляции;
3. сформулировать последствия инфляции;
4. выявить причины инфляции в Республике Беларусь;
5. охарактеризовать экономическое состояние в Беларуси за период 2009
– 2011 гг. и систематизировать уровни инфляции за данный период;
6. рассмотреть социально-экономические последствия инфляции
2011года;
7. проанализировать антиинфляционную и адаптационные политики;
8. изложить методы снижения инфляции в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Инфляция как макроэкономический показатель 5
1.1. Сущность, типы и формы инфляции. 5
1.2. Измерение инфляции и ее причины. 9
1.3. Последствия инфляции. 12
2. Инфляция и ее уровни на примере Республики Беларусь 21
2.1. Причины инфляции 2011 года в Республике Беларусь. 21
2.2. Уровень инфляции и экономическое состояние в стране на промежутке 2009 – 2011 гг. 26
2.3. Социально-экономические последствия инфляции 2011 года в Республике Беларусь 31
3. Инфляция и методы ее регулирования 39
3.1.Антиинфляционная политика. 39
3.2. Адаптационная политика. 46
3.3.Методы снижения уровня инфляции в Республике Беларусь. 49
Заключение 55
Список использованных источников 58

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Markevich.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

 

 

    1. Методы снижения уровня инфляции в Республике Беларусь.

 

По мнению ученых-экономистов, в Беларуси целесообразно «отказаться от директивного вмешательства государства в  рыночное ценообразование на отдельные товары и услуг всех субъектов хозяйствования (кроме казенных предприятий и отдельных исключений). Но это не означает  отказ государства от регулирования уровня цен. На рынках цены на отдельные товары могут свободно колебаться, но стоимость совокупности товаров, составляющих  потребительскую корзину должна изменяться  в  контролируемых пределах. Регулирование уровня цен (инфляции) должно осуществляться, как и в других странах, контролем денежной массы и  расходов государства, что реализуется  центральным банком и министерством финансов [17].

Импорт товаров также является барьером на пути инфляции. Эта закономерность проверена теорией и практикой как у нас в стране (период июль 2002 - март 2011 гг.), так и за рубежом (опыт Чехии, Польши и других стран по либерализации цен вначале 1990-х гг. тому подтверждение). Поэтому, по мнению экспертов, важно не только освобождение цен внутри страны, но и ее открытие для импорта товаров из-за рубежа. Необходимо вернуть белорусскому рублю внутреннюю конвертируемость, местные субъекты хозяйствования должны иметь возможность покупать в коммерческих банках любой объем иностранной валюты и использовать ее для импорта товаров. При этом стоимость иностранной валюты при конвертации должна быть реальной (лучше даже, чтобы белорусский рубль был немного недооценен, чем переоценен, как сейчас). В этом случае иностранная валюта будет доступна только самым эффективным хозяйственным субъектам, которые имеют рентабельность бизнеса настолько высокую, что это позволит им покупать дорогую иностранную валюту. Это будет противодействовать чрезмерному импорту при сохранении открытости белорусского рынка. Реальную стоимость иностранной валюты в каждый конкретный момент должны определять рыночные силы (спрос и предложение). Целесообразно поддерживать стабильность не номинального, а реального обменного курса белорусского рубля.  Например, в условиях сохраняющейся более высокой инфляции в Беларуси по сравнению с другими странами (прежде всего, с основными торговыми партнерами) это означает валютный режим с плавающим курсом (например, с девальвацией соразмерно темпам инфляции). Такой валютный режим, с одной стороны позволит постепенно решать проблему с дефицитом по счету текущих операций, а с другой стороны, – позволит снять валютные ограничения, вернуть внутреннюю конвертируемость белорусского рубля, обеспечить необходимый для нормального развития экономики импорт, который к тому же еще и станет барьером на пути инфляции. Только после того, как будут проведены структурные реформы и уровень инфляции в Беларуси сократится до уровня стран основных торговых партнеров, можно будет снова вернуться к валютному режиму с фиксированным обменным курсом к одной или нескольким иностранным валютам [7].

Но вернемся еще раз  к известной в экономической теории закономерности, а именно, что ограничение импорта приводит к росту цен в экономике. Ограничение импорта тоже внесло свой вклад в последний скачок цен в экономике. Кстати, как раз на это обращала внимание и постоянный представитель МВФ в Беларуси Наталья Колядина, когда говорила, что «нерешенность проблем на валютном рынке провоцирует рост инфляции». Логическая цепочка здесь такая: «Предприятия, которые в рыночных условиях могли бы успешно развиваться (и являются эффективными), в сегодняшних условиях на валютном рынке могут не получить такой возможности». В то же время ряд государственных предприятий, которые возможно не смогли бы приобрести необходимую им иностранную валюту по свободному рыночному курсу (по ее реальной стоимости), имеют возможность, созданную им отраслевыми министерствами, купить эту валюту по заниженному курсу Национального банка у других предприятий.  В результате, как полагают эксперты МВФ, «сложившаяся ситуация на валютном рынке может негативно отразиться на реальном секторе экономики». Не говоря уже о том, что в среднесрочной перспективе это может привести к банкротству ряда эффективных предприятий и к поддержке неэффективных, к снижению конкурентоспособности экономики и обострению проблемы с отрицательным сальдо торгового баланса. Поэтому эксперты МВФ, в том числе видимо и поэтому, предупреждают, что «медлить с выходом на единый курс национальной валюты не стоит»[7].

Однако эту закономерность власти, похоже, упускают из виду, в  то время как сейчас именно она  может выступить определяющей в стабилизации роста цен на внутреннем потребительском рынке.

Наконец, еще один способ снижения инфляции – это приведение доходов населения в соответствие с производительностью труда  в экономике.  Из опыта антиинфляционной политики стран Центральной и Восточной Европы известно, что рост цен в экономике достаточно быстро блокируется, если он не сопровождается ростом зарплат или хотя бы – таким же ростом зарплат. Так, по мнению некоторых экономистов, инфляция блокируется, если рост зарплаты не превышает 0,7 роста цен. Если, скажем, цены увеличились на 100%, то доходы не должны увеличиваться больше чем на 70%. В противном случае инфляционная спираль неизбежна. Поэтому при освобождении цен внутри страны государство не должно пользоваться печатным станком, не должно увеличивать денежную массу для увеличения зарплат бюджетников. Целесообразно ликвидировать почти все дотации предприятиям. Необходимо также ограничить возможности предприятий в получении банковских кредитов через дальнейшее повышение ставки рефинансирования. Те страны, которым приходилось проводить либерализацию цен (осуществлять переход от административного ценообразования к рыночному свободному ценообразованию) и которым удалось при этом не допустить высокой инфляции – это Чехия, Словакия, Словения, – все эти страны проводили жесткую финансовую политику, сокращали расходы, приводили рост оплаты труда в соответствие с ростом его производительности.

Беларусь ничем не отличается от других стран. Чрезмерное государственное вмешательство  в экономику - в виде государственной поддержки предприятий и чрезмерных социальных расходов, как правило, всегда приводит к отрицательному счету платежного баланса, росту внешнего долга, девальвации национальной валюты и гиперинфляции. Например, с подобными проблемами сталкивалась в предыдущие годы - Болгария (которая в период 1989-1997 гг, как и Беларусь, тоже искала свой особый "болгарский путь" и закончилось все это падением болгарского лева в течение года в 30 раз).

Сегодня даже в Европейском Союзе можно встретить страны, например, можно взять ту же Словению, где государство сохраняет за собой роль мощного экономического игрока, в частности оно пытается поддерживать местные крупные предприятия, влиять на увеличение средней зарплаты в стране (она из года в год устойчиво растет там на 7-8%), не пускать иностранный капитал на успешно работающие словенские предприятия,  сохранить сеть национальных коммерческих банков, проводить политику на уравнивание доходов, осваивать со своими товарами не рынки развитых стран, а удерживать рынки стран бывшей Югославии. Местные словенские экономисты и в этой стране предупреждают свое правительство, что при сохранении нынешнего социально-экономического курса страну ждут тяжелые времена [7].

Можно было бы найти и  другие примеры, когда в странах Центральной и Восточной Европы в отдельные периоды их развития к власти приходили политики со схожими экономическими взглядами тем, которые сегодня проповедуют белорусские власти. Однако их попытки идти против экономической теории (которая представляет собой не что иное, как накопленный другими странами опыт экономического развития)  и здравого смысла приводили к одному и тому же результату - экономическому отставанию этих стран в развитии, в уровне жизни и к потере драгоценного времени [7].

Реализация предложенных выше антиинфляционных мер позволила бы решить проблему инфляции в Беларуси. Другое дело, что меры эти не так просты. По сути  речь идет о необходимости проведения в стране системных экономических реформ. Только тогда можно рассчитывать на устранение реальных причин инфляции - наличия в экономике неэффективных реально убыточных предприятий и даже целых отраслей, и необходимости оказания им поддержки за счет государства, а это значит за счет всего общества. Потому что у государства нет других доходов, кроме как доходов, которые оно отнимает у своих граждан [7].

 

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного

2. Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

3. Антиинфляционную  политику можно подразделить  на две группы, а именно:

    • первая — антиинфляционная стратегия,  включающая цели и

методы долговременного  характера;

    • вторая — антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и

механизмов, ориентированных  на краткосрочные результаты.

4. В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различные блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.

5. Искоренить инфляцию в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

6. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

7. Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег.

8. Для снижения уровня инфляции экономика Республики Беларусь нуждается в реформах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив тему курсовой работы мы пришли к следующим  выводам:

1. Инфляция  представляет собой обесценение денег, что является результатом дисбаланса спроса и предложения.

2. Для субъектов хозяйствования очень важен сбалансированный производственный процесс,  поэтому стабильная инфляция для них – залог успеха. В этом и кроется основной смысл проблемы инфляции.

3.  Одной из особенностей белоруской экономической модели является ее относительно высокая инфляциогенность, то есть  за счет повышенных транспортных и энергетических издержек, тяжелых климатических условий, неразвитой инфраструктуры и т. д., создается повышенный естественный фон инфляции издержек. Несмотря на различные попытки административного регулирования цен, темпы инфляции в Беларуси на протяжении последних лет были одни из самых высоких даже среди 11 стран СНГ, не говоря уже о ЕС.

4. Основными причинами высокого уровня инфляции в Республике Беларусь в 2011 году стали:

    • директивное увеличение зарплат;
    • рост отрицательного торгового сальдо;
    • низкая ставка рефинансирования;
    • быстрый рост дефицита бюджета, а так же торгового и платежного

балансов;

    • неэффективная система управления экономикой;
    • непрекращающаяся эмиссия белорусского рубля;
    • прекращение многолетних российских дотаций;
    • отсутствие своевременных экономических реформ.

5. Уровень инфляции в 2010 году составил 9,9%, а уже в 2011 году инфляция подскочила до уровня 108,7%, тем самым получив «звание» гиперинфляции.

6. Экономика Республика Беларусь потерпела двойную девальвацию белорусского рубля (май, октябрь 2011 год).

7. Итоги 2011 года свидетельствуют и о положительных тенденциях во внешней торговле. По итогам 2011 года темпы роста экспорта товаров и услуг (по методологии платежного баланса) превысили темпы роста импорта на 24,9 процентного пункта. При этом экспорт товаров увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 15,46 млрд. долларов, услуг – на 759,9 млн. долларов.

8. По сравнению с 2010 годом отрицательное сальдо в торговле товарами и услугами в 2011 году сократилось на 5,27 млрд. долларов и составило 2,18 млрд. долларов.

9. Следствием инфляции 2011 года, стал рост числа людей за чертой бедности в 2,5 раза, до 25 – 28% всего населения. Основные и оборотные активы коммерческих организаций обесценились на 7 – 10млрд. долл. Кризис доверия бизнеса к власти проявился в вывозе капитала (объем внешней дебиторской задолженности на 1 ноября 2011 года составил 3,98млрд. долл.), провале программ приватизации и привлечения инвестиций, в увеличении темпов бегства капитала из страны.

10. Главными факторами роста кризисных явлений в Беларуси стала несогласованность действий разных органов власти, ориентация номенклатуры и директората на выполнение валовых показателей, а также их неспособность установить реальные причинно-следственные связи в экономике страны и мира.

11. Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного

Информация о работе Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия (на примере Республики Беларусь)