Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь за период 2009 – 2011 гг., выявление позитивных и негативных сторон развития экономики за данный период.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить сущность, типы и формы инфляции;
2. рассмотреть причины и расчет инфляции;
3. сформулировать последствия инфляции;
4. выявить причины инфляции в Республике Беларусь;
5. охарактеризовать экономическое состояние в Беларуси за период 2009
– 2011 гг. и систематизировать уровни инфляции за данный период;
6. рассмотреть социально-экономические последствия инфляции
2011года;
7. проанализировать антиинфляционную и адаптационные политики;
8. изложить методы снижения инфляции в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
1. Инфляция как макроэкономический показатель 5
1.1. Сущность, типы и формы инфляции. 5
1.2. Измерение инфляции и ее причины. 9
1.3. Последствия инфляции. 12
2. Инфляция и ее уровни на примере Республики Беларусь 21
2.1. Причины инфляции 2011 года в Республике Беларусь. 21
2.2. Уровень инфляции и экономическое состояние в стране на промежутке 2009 – 2011 гг. 26
2.3. Социально-экономические последствия инфляции 2011 года в Республике Беларусь 31
3. Инфляция и методы ее регулирования 39
3.1.Антиинфляционная политика. 39
3.2. Адаптационная политика. 46
3.3.Методы снижения уровня инфляции в Республике Беларусь. 49
Заключение 55
Список использованных источников 58

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Markevich.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

 Вторым важным  инструментом антиинфляционной  политики центрального банка  по ограничению прироста денежной  массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

 Третий антиинфляционный  инструмент – операции центрального  банка на открытых финансовых  рынках (продажа и покупка государственных  ценных бумаг) с целью регулирования  денежной массы. Продавая государственные  долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а, покупая – увеличивает. Отметим, что первые два регулятора, используемые центральным банком (ставка процента и норма резервирования) задают всей банковской системе неинфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственного влияет на состояние денежного обращения.

 В рамках  дефляционной политики важную  роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счёт роста его доходов и снижения расходов.

Политика доходов  как метод антиинфляционной тактики  делает акцент на контроле над ценами и заработной платой.  Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен.  Среди антиинфляционных мер, в рамках этой политики, обычно используются следующие:

1. Длительное и целенаправленное регулирование государством цен на отдельные (важнейшие) товары и услуги,  зачастую производимые в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть прямым (в США до 1974 г.,  в Великобритании до 1979 г., во Франции до 1987 г.) или косвенным, т.е. через государственные закупки, займы, субсидии, калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров, количественные ограничения на импорт, экспортные премии и импортные пошлины. В том или ином виде косвенное регулирование сегодня действует практически во всех странах мира.

2. Добровольное  регулирование доходов. Здесь  государство направляет свои  усилия на успешное завершение  ежегодных переговоров между  трудящимися и работодателями, т.е.  на установление реальных границ роста цен и зарплаты в зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния экономики страны. Оно активно воздействует на обоих партнеров по переговорам, подталкивает их к достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений или коллективных договоров на всех уровнях (национальном,  отраслевом, в рамках предприятия).

Политика валютного  курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного  курса национальной валюты. Она применяется  в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано [2].

Основными антиинфляционными  мероприятиями здесь являются:

1) гласное и  широкое разъяснение через средства  массовой информации намеченной  антиинфляционной стратегии с  целью завоевания общественного доверия и поддержки;

2) создание специального  стабилизационного фонда (золотовалютных  резервов) путем внутреннего и   внешнего заимствования; 

3) ужесточение  бюджетной политики, направленное  на значительное сокращение или  ликвидацию существующего бюджетного дефицита;

4) введение фиксированного  обменного курса и ряда сопутствующих  ограничений во внешнеэкономической  и валютной сфере; 

5) стимулирование  экспорта и торможение импорта  различными средствами;

6) по мере  подавления инфляции и роста золотовалютных резервов снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности.

Фиксацию валютного  курса,  как основную антиинфляционную меру, применяли (с различным успехом) многие страны: 1980 г. – Чили; 1986 г. – Боливия и Бразилия; 1991 г. – Аргентина. Это весьма показательно в том плане, что иной – плавающий курс национальной  валюты  в экономических условиях конкретной страны может подхлестывать инфляционные ожидания и от него приходится временно отказываться.

Несколько особняком  стоят институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа. К институциональным относятся  методы, формирующие общие условия  и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики.  Иными словами,  это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы.  Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер. Основным направлением институциональных преобразований в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, и в частности ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более эффективное распределение местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный сектор экономики.

Денежная реформа. Её суть состоит в попытке изъятия  из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых  гарантируется на самом высоком государственном уровне.

 В зависимости  от конкретной антиинфляционной  стратегии и тактики правительства  денежная реформа может быть  начальным или конечным шагом  в антиинфляционной борьбе. Без  других антиинфляционных мер, любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии».

 Резюмируя,  подчеркнём, что возможные направления,  меры и механизмы антиинфляционного  воздействия на экономику могут  существенно различаться между  собой. Однако сегодня существуют  некоторые общие политико-экономические  условия или предпосылки как  временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий [2]. 

 Временному  или первоначальному успеху антиинфляционных  действий помогают следующие  условия: 

1) приход к  власти в стране нового руководства,  которое не связано с прежним экономическим курсом популистскими обещаниями обществу, ни своим собственным материальным благополучием;

2) потенциальная  способность сильной и самостоятельной  исполнительной власти противостоять  любым социально-экономическим или  лоббистским группам как жирующим на инфляции, так и не желающим идти на экономические жертвы во имя ее подавления;

3) помощь международных  финансовых организаций или наличие  договорённости о реструктуризации  существующего долга с кредиторами; 

4) относительно равномерное распределение среди всех общественных слоев социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой;

5) доверие большинства  населения к правительству и  готовность поддерживать его  антиинфляционные меры;

6) обеспечение частичной компенсации потерь наиболее низкооплачиваемым слоям населения, дабы не допустить крупных социально-политических потрясений;

7) использование  набора конкретных антиинфляционных  мер в такой последовательности,  чтобы не ущемить интересы  слишком многих важных социально-профессиональных групп одновременно;

8) умение исполнительной  власти «договориться» со всеми  наиболее влиятельными силами  в стране: с профсоюзами, политическими  партиями, армией, предпринимательскими  союзами и другими общественными организациями о поддержке его экономической политики;

9) психологический  перелом в настроении большей  части экономически активного  населения страны, связанный с  желанием покончить с высокой  инфляцией. Если такой перелом  еще не наступил и большинство экономических субъектов и граждан готово мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно. Как преждевременно начинать ее и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной послеинфляционной стабилизационной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами.  Ибо в этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с  последующим  нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком инфляции.

 Экономическим же условием, не только закрепляющим победу над инфляцией, но и гарантирующим длительное, стабильное и поступательное развитие всей национальной экономики является оптимизация структуры фактически используемой в стране денежной массы (т.е. оптимизация соотношения наличных денег, кратко- , средне- и долгосрочных депозитов) как в национальной, так и в иностранной валюте.

 Необходимо  подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу  над ней» в современных условиях  едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным [2].

 

3.2. Адаптационная политика.

 

Борьба с  инфляцией и разработка специальной  антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы  должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер  экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Возможны два  подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается  в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика построена на том, что все  субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях  учитывают инфляцию - прежде всего  через учет потерь от снижения покупательной способности денег.

История знает  много вариантов адаптационной  политики правительства. В 60-70-х гг. XX века в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп - вперед», т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения[2].

В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен  и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

В мировой практике существует два метода компенсации  потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в  контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также  изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.

В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

Сторонники  кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств [2].

Информация о работе Инфляция: сущность, причины, социально-экономические последствия (на примере Республики Беларусь)