Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.
Введение ..............................................................................................................3
1 Понятие, причины и виды инфляции .............................................................4
1.1 Понятие инфляции, её виды и формы проявления ....................................4
1.2 Причины инфляции ......................................................................................8
1.3 Измерение инфляции ………………………………………………………10
2 Анализ и характеристика процесса инфляции в Республики Беларусь ….12
2.1 Социально-экономические последствия инфляции ..................................12
2.2 Инфляционные процессы в Республике Беларусь ..................................17
2.3 Планирование инфляционных процессов в Республике Беларусь на перспективу ......21
3 Регулирование инфляции ...............................................................................23
Заключение ..........................................................................................................28
Список использованных источников ................................................................30
Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь направлена
на неуклонное углубление финансово-экономической
стабильности, последовательное достижение
нормальных, согласно международным
стандартам, темпов инфляции и девальвации.
При этом Национальный Банк Республики
Беларусь исходит из того, что оптимальным
является такой вариант денежно-
Социально-экономическое
развитие страны в 2011 году в значительной
мере будет определяться динамикой
воздействия
В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта (далее – ВВП) составит 109 – 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения – 108 – 109,5 процента, инвестиций в основной капитал – 116 – 117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 – 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 – 116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9 – 9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.
В 2011 году денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.
Приоритетная цель
денежно-кредитной политики – обеспечение
устойчивости белорусского рубля, в
том числе его покупательной
способности и курса по отношению
к иностранным валютам, как важного
фактора поддержания
Обменный курс
белорусского рубля сохранит
за собой ключевую роль в
реализации денежно-кредитной
В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года, согласно приложению.
Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.
Применение и
развитие инструментов денежно-
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 – 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 11 – 13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9 – 11 процентов годовых [16].
Председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович подчеркнул, что в 2011 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, устойчивому экономическому росту.
3 Регулирование инфляции
Необходимым условием
успешного преодоления высокой
инфляции является проведение правильного
антиинфляционного
Между экономистами существуют фундаментальные расхождения во взглядах на причины инфляции, и, следовательно, и на способы борьбы с ней. Одна группа экономистов придерживается того мнения, что инфляция представляет собой чисто монетарное явление, причиной которого является чрезмерная денежная эмиссия, следовательно, способы борьбы с инфляцией сводятся к решительному ограничению денежной массы и проведению жесткой денежно-кредитной политики. Другая группа экономистов настаивает на том, что в то время как рост денежной массы является необходимым условием инфляции, фундаментальные причины обусловлены другими факторами, и меры антиинфляционной политики должны быть направлены против этих факторов [17, с.17].
В настоящее время
среди ученых-экономистов
Исходя из вышесказанного, антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную политику.
Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию.
Адаптивная политика представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий [18, с.147].
Следует отметить,
что именно государство страны управляет
всеми инфляционными
Рассмотрим реализацию активной политики. Правительство владеет целым рядом прямых монетарных рычагов, которые могут способствовать сокращению и сдерживанию инфляции. К ним следует отнести:
Антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.
Меры, направленные против инфляции спроса:
2. Меры, направленные против инфляции издержек:
Основные составляющие адаптивной политики:
Антиинфляционную политику государства можно разделить на две части: на стратегию и тактику. Стратегия – соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика – в краткосрочном периоде.
В стратегическом плане первая и важнейшая задача состоит в погашении инфляционных ожиданий. Необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесценением сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг.
Вторым компонентом
стратегической антиинфляционной политики
государства является долгосрочная
денежная политика, отличительная особенность
которой – введение жестких лимитов
на ежегодные приросты денежной массы.
Государство налаживает снабжение
экономики минимально необходимым
количеством денег. Указанный лимит
надо удерживать в течении продолжительного
времени в независимости от состояния
бюджета, интенсивности
Третья задача антиинфляционной политики государства – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению данной задачи можно подойти двумя путями – увеличивая доходы, уменьшая расходы государства. Данная стратегия хороша в краткосрочном периоде, долгосрочном – она оборачивается подрывом стимулов к труду, инвестированию, замедлением экономического роста, а как следствие – сокращением поступлений в государственный бюджет. Поэтому верная линия правительства, собравшегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит в том, чтобы поменьше давать государственной экономике из государственной казны.
Четвертая задача- сведение к минимуму воздействия на национальную экономику внешних инфляционных факторов, и особенно тех, что связаны с перемещением через границу спекулятивных краткосрочных капиталов.
Поскольку инфляция проявляется в темпах роста цен, обусловленных разрывом между спросом и предложением, то антиинфляционная тактика даст максимальный результат лишь тогда, когда поможет нарастить предложение товаров и услуг либо будет способствовать снижению текущего спроса. В этом плане государство применят такие методы как:
В случае проведения фискальной политики меры направлены на сокращение дефицита госбюджета и стимулирование уменьшения совокупного спроса.
Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя прямые методы регулирования: уменьшение правительственных расходов и косвенные: повышение налогов. Во всех этих случаях наблюдается мультипликационное воздействие на уровень личного потребления и объем инвестиций.
Либеральные экономисты,
считающие, что государственный
сектор должен быть расширен, для того
чтобы компенсировать разнообразные
погрешности рыночной системы, могут
рекомендовать ограничение
В кредитно-денежной политике государства для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:
Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке [20, с.340].
Если же говорить о фискальной и денежно-кредитной политике Республики Беларусь, то ее можно охарактеризовать как стимулирующую.
В антиинфляционной политике государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен [21, с. 225].
Государственное регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют: