Инфляция в Республике Беларусь: причины, социально-экономические последствия и пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Содержание

Введение ..............................................................................................................3
1 Понятие, причины и виды инфляции .............................................................4
1.1 Понятие инфляции, её виды и формы проявления ....................................4
1.2 Причины инфляции ......................................................................................8
1.3 Измерение инфляции ………………………………………………………10
2 Анализ и характеристика процесса инфляции в Республики Беларусь ….12
2.1 Социально-экономические последствия инфляции ..................................12
2.2 Инфляционные процессы в Республике Беларусь ..................................17
2.3 Планирование инфляционных процессов в Республике Беларусь на перспективу ......21
3 Регулирование инфляции ...............................................................................23
Заключение ..........................................................................................................28
Список использованных источников ................................................................30

Работа состоит из  1 файл

полностью.docx

— 140.44 Кб (Скачать документ)

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической  стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным  стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным  является такой вариант денежно-кредитной  политики, при котором не допускается  резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты [15, с. 86].

Социально-экономическое  развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой  воздействия внешнеэкономических  условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям  и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.

В соответствии с  важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год  рост реального валового внутреннего  продукта (далее – ВВП) составит 109 – 110 процентов, реальных располагаемых  денежных доходов населения – 108 – 109,5 процента, инвестиций в основной капитал – 116 – 117 процентов. Рост индекса  потребительских цен составит 107,5 – 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 – 116,4 процента, отрицательное  сальдо внешней торговли товарами и  услугами составит 8,9 – 9 процентов  к ВВП. Основными источниками  обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в  экономику на чистой основе (без  учета задолженности прямому  инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.

В 2011 году денежно-кредитная  политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного  экономического развития Республики Беларусь.

Приоритетная цель денежно-кредитной политики – обеспечение  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам, как важного  фактора поддержания стабильного  роста экономики.

 Обменный курс  белорусского рубля сохранит  за собой ключевую роль в  реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики  к возможным внешним шокам  и ограничение роста потребительских  цен.

В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса  белорусского рубля к стоимости  корзины иностранных валют в  рамках коридора плюс/минус 8 процентов  от центрального значения, равного  стоимости корзины, сложившейся  к началу 2011 года, согласно приложению.

Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к  корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний  позволит более оперативно реагировать  на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.

 Применение и  развитие инструментов денежно-кредитной  политики будет направлено на  достижение приоритетной цели  монетарной политики.

По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке  продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год  уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 – 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 11 – 13 процентов  годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9 – 11 процентов  годовых [16].

Председатель правления  Национального банка Беларуси Петр Прокопович подчеркнул, что в 2011 году денежно-кредитная политика будет  содействовать сохранению финансовой стабильности, устойчивому экономическому росту.

 

3 Регулирование  инфляции

Необходимым условием успешного преодоления высокой  инфляции является проведение правильного  антиинфляционного регулирования.

Между экономистами существуют фундаментальные расхождения  во взглядах на причины инфляции, и, следовательно, и на способы борьбы с ней. Одна группа экономистов придерживается того мнения, что инфляция представляет собой чисто монетарное явление, причиной которого является чрезмерная денежная эмиссия, следовательно, способы  борьбы с инфляцией сводятся к  решительному ограничению денежной массы и проведению жесткой денежно-кредитной  политики. Другая группа экономистов  настаивает на том, что в то время  как рост денежной массы является необходимым условием инфляции, фундаментальные  причины обусловлены другими  факторами, и меры антиинфляционной политики должны быть направлены против этих факторов [17, с.17].

В настоящее время  среди ученых-экономистов различных  стран устоялось мнение, что даже умеренная инфляция несет негативные последствия и препятствует нормальному  развитию экономики. Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных  мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в каждой стране решается с учетом целого комплекса специфических  обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают  комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

Исходя из вышесказанного, антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную политику.

Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших  инфляцию.

Адаптивная политика представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий [18, с.147].

Следует отметить, что именно государство страны управляет  всеми инфляционными процессами, так как несет ответственность  за денежное предложение и к тому же величину денежной массы.

Рассмотрим реализацию активной политики. Правительство владеет целым рядом прямых монетарных рычагов, которые могут способствовать сокращению и сдерживанию инфляции. К ним следует отнести:

  1. контроль над денежной эмиссией;
  2. недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;
  3. осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке;
  4. пресечение обращения денежных суррогатов;
  5. наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа [18, с.148].

Антиинфляционные  меры классифицируются в зависимости  от того, на борьбу с каким видом  инфляции они направлены.

Меры, направленные против инфляции спроса:

    1. уменьшение госрасходов;
    2. увеличение налогов;
    3. сокращение дефицита госбюджета;
    4. переход к жесткой кредитно-денежной политике;
    5. стабилизация валютного курса путем его фиксирования [18, с.149].

2. Меры, направленные  против инфляции издержек:

    1. сдерживание роста факторных доходов и цен;
    2. борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;
    3. стимулирование производства в рамках «экономики предприятия» [18, с.150].

Основные составляющие адаптивной политики:

    1. индексация - то есть изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции, так как распространяется на получателей фиксированных доходов, то есть тех, кто больше всех теряет от инфляции.;
    2. соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты [18, с. 152].

Антиинфляционную  политику государства можно разделить  на две части: на стратегию и тактику. Стратегия – соединение целей  и методов борьбы с инфляцией  на длительную перспективу, а тактика  – в краткосрочном периоде.

В стратегическом плане  первая и важнейшая задача состоит  в погашении инфляционных ожиданий. Необходимо переломить психологию субъектов  экономической системы, избавив  их от страха перед обесценением сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного  спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг.

Вторым компонентом  стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная  денежная политика, отличительная особенность  которой – введение жестких лимитов  на ежегодные приросты денежной массы. Государство налаживает снабжение  экономики минимально необходимым  количеством денег. Указанный лимит  надо удерживать в течении продолжительного времени в независимости от состояния  бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы. Должна быть ограниченна  любая деятельность государства, связанная  с изменением денежной массы.

Третья задача антиинфляционной политики государства – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению  данной задачи можно подойти двумя  путями – увеличивая доходы, уменьшая расходы государства. Данная стратегия  хороша в краткосрочном периоде, долгосрочном – она оборачивается  подрывом стимулов к труду, инвестированию, замедлением экономического роста, а как следствие – сокращением  поступлений в государственный  бюджет. Поэтому верная линия правительства, собравшегося покончить с бюджетным  дефицитом, состоит в том, чтобы  поменьше давать государственной экономике  из государственной казны.

Четвертая задача- сведение к минимуму  воздействия  на национальную экономику внешних  инфляционных факторов, и особенно тех, что связаны с перемещением через границу спекулятивных  краткосрочных капиталов.

Поскольку инфляция проявляется в темпах роста цен, обусловленных разрывом между спросом  и предложением, то антиинфляционная тактика даст максимальный результат  лишь тогда, когда поможет нарастить  предложение товаров и услуг  либо будет способствовать снижению текущего спроса. В этом плане государство  применят такие методы как:

  1. проведение разумной приватизации государственно собственности;
  2. массированный импорт потребительских товаров и частичная реализация государственных стратегических запасов;
  3. установление повышенных процентных ставок по срочным вкладам с целью ограничения текущего спроса;
  4. другие методы [19, с. 273-278].

В случае проведения фискальной политики меры направлены на сокращение дефицита госбюджета и  стимулирование уменьшения совокупного  спроса.

Рассмотрим дискреционную  сдерживающую фискальную политику, под  которой понимается сознательное манипулирование  налогами и правительственными расходами  с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя прямые методы регулирования: уменьшение правительственных  расходов и косвенные: повышение  налогов. Во всех этих случаях наблюдается  мультипликационное воздействие на уровень личного потребления  и объем инвестиций.

Либеральные экономисты, считающие, что государственный  сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные  погрешности рыночной системы, могут  рекомендовать ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, полагающие, что государственный  сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных  расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный  сектор [20, с.290].

В кредитно-денежной политике государства для ограничения  предложения денег, для того чтобы  понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих  денег. Смысл ее заключается в  понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

  1. Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
  2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
  3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

Среди трех видов  денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке [20, с.340].

Если же говорить о фискальной и денежно-кредитной  политике Республики Беларусь, то ее  можно охарактеризовать как стимулирующую.

В антиинфляционной политике государства важное место  занимают административные мероприятия  по ограничению роста цен [21, с. 225].

Государственное регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь на текущий момент осуществляют:

    1. Совет Министров Республики Беларусь - регулирует цены и тарифы на важнейшие социально значимые услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны;
    2. Министерство экономики:

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь: причины, социально-экономические последствия и пути преодоления