Инфляция в Республике Беларусь: причины, социально-экономические последствия и пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Содержание

Введение ..............................................................................................................3
1 Понятие, причины и виды инфляции .............................................................4
1.1 Понятие инфляции, её виды и формы проявления ....................................4
1.2 Причины инфляции ......................................................................................8
1.3 Измерение инфляции ………………………………………………………10
2 Анализ и характеристика процесса инфляции в Республики Беларусь ….12
2.1 Социально-экономические последствия инфляции ..................................12
2.2 Инфляционные процессы в Республике Беларусь ..................................17
2.3 Планирование инфляционных процессов в Республике Беларусь на перспективу ......21
3 Регулирование инфляции ...............................................................................23
Заключение ..........................................................................................................28
Список использованных источников ................................................................30

Работа состоит из  1 файл

полностью.docx

— 140.44 Кб (Скачать документ)
    1. осуществляет формирование основ государственной политики в области ценообразования в пределах предоставленных ему полномочий и обеспечивает ее реализацию;
    1. определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов);
    2. осуществляет методическое руководство ценообразованием и координацию работы других органов управления в области ценообразования, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории страны;
    3. осуществляет регулирование цен (тарифов) и государственный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства;
    4. принимает решения о применении экономических санкций за нарушение антимонопольного и ценового законодательства.

Облисполкомы  и Минский горисполком обеспечивают государственную политику в области ценообразования в пределах административно-территориальных единиц. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

В последние  годы в Беларуси использовались следующие  основные способы государственного регулирования цен:

  1. установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике. При невозможности их соблюдения предприятия обязаны регистрировать цены на производимые товары или услуги в органах ценообразования или вышестоящих органах;
  2. определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;
  3. обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;
  4. установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;
  5. установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен;
  6. ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
  7. ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок;
  8. обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях;
  9. индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции;
  10. декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
  11. ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства (запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений);
  12. контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.

Органы  управления в дальнейшем должны переходить к косвенным методам воздействия на формирование себестоимости и цен промышленной продукции, заключающимся в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования [22].

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После изучения и  рассмотрения темы курсовой работы можно  сделать следующие выводы:

В настоящее время  инфляция один из самых болезненных  и опасных процессов, негативно  воздействующих на финансы, денежную и  экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся  снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение  продажи сельскохозяйственных продуктов  в городе деревенскими производителями  в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно  у представителей социальных групп  с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются  за счет госбюджета).

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляции бывают весьма различными. Инфляционные процессы не могут рассматриваться  как прямой результат только определенной политики расширения денежной эмиссии, так как рост цен оказывается  не просто следствием непродуманных  действий государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных  процессов в экономике, объективным  следствием нарастания диспропорций между  спросом и предложением, производством  предметов потребления и средств  производства, накоплением и потреблением и т.д. Нельзя сказать, что инфляция в различных ее проявлениях носит  случайный характер, нет, это далеко не так. Напротив, инфляция носит весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. Необходимо при этом учитывать многофакторный характер инфляции.

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической  стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным  стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным  является такой вариант денежно-кредитной  политики, при котором не допускается  резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии  требуется проведение широкого комплекса  антиинфляционных мероприятий. Среди  них - стабилизация и стимулирование производства,  совершенствование  налоговой системы, повышение ответственности  предприятий за результаты хозяйственной  деятельности, проведению определенных мер по регулированию цен и  доходов.

Именно из-за актуальности данной темы для Республики Беларусь в настоящее время я выбрала  именно эту тему для курсовой работы. Ведь, как было показано выше, очень  важно уметь и понимать причины  и сущность инфляции.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

Инфляция в Беларуси в 2011 году прогнозируется на уровне 7-8 %. Это предусмотрено проектом основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год.

Социально-экономическое  развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой  воздействия внешнеэкономических  условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям  и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.

Председатель правления  Национального банка Беларуси Петр Прокопович подчеркнул, что в 2011 году денежно-кредитная политика будет  содействовать сохранению финансовой стабильности, устойчивому экономическому росту.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб.  и  доп.  /  Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко  и  др.;  Под  ред.  Н.И.  Базылева,  С.П. Гурко. – Минск: БГЭУ, 1997. – 399 с.
  2. Сементюта О.П. Деньги, кредит, банки в РФ. Учебное пособие / О.П. Сементюта - М.: Контур, 1998. – с. 30.
  3. Кухтик Л. 2006 год: платежи в целевые бюджетные фонды. // Национальная экономическая газета. 2006. №8. – 5-7с.
  4. Библиотека электронных ресурсов Ульяновского Государственного Технического Университета [Электронный ресурс] ред. Филипова И.В., Алексанин Д.М., Куликов С.Е. Режим доступа:  http://economics.wideworld.ru/macroeconomics/inflation/
  5. Усов.  Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учебник для вузов / Усов - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.  – 183 с.
  6. Бункина М.К. Деньги, банки, валюта. Учебное пособие / М.К. Бункина – М.: Дист, 1999. – 32 с.
  7. Грегори Мэнкью Н. Принципы макроэкономики / Грегори Мэнкью Н. –  Москва: Питер, 2009. – 329 с.
  8. Семионов Ю.Ф. Основы экономики / Семионов Ю.Ф. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
  9. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ / Ивашковский С.Н. –  Москва: Дело, 1999
  10. В мире денег. Экономические и социальные последствия инфляции. [Электронный ресурс]  Режим доступа: http://1money.info/page.php?t=7&p=41
  11. Вводный курс по экономической теории. Учебник для лицеев. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://www.bibliotekar.ru/biznes-38/75.htm – М: ИНФРА, 1997
  12. Василега В.Г. Уровень инфляции и динамика цен / В.Г. Василега, Р.В.Никифоров //  Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь № 2 (152) февраль 2010. – 9-14 с.
  13.   Василега В.Г. Динамика цен и уровень инфляции / В.Г. Василега //Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь № 5 май 2010. – 26-27 с.
  14. Василега В.Г. Динамика цен и уровень инфляции / В.Г. Василега// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь № 8 (158) август 2010. – 43-45 с.
  15. Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы./А.О.Тихонов//Белорусский экономический журнал. – 2000 - №3.  – 86 с.
  16.   Указ Президента Республики Беларусь № 597 от 19 ноября 2010 года. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год.
  17. Ковалев М. "Как обуздать инфляцию?" // Банковский вестник № 10, 2001. – 17 с.
  18. Луссе А.В. Макроэкономика / А.В. Луссе – Санкт-Петербург, 1999. – 147-152 с.
  19. Зубко Н.М. Основы экономической теории / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. – Минск: Вышэйшая школа, 2007г. – 273-278 с.
  20. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция / В.В. Усов – Москва, 1999. – 183 с.
  21. Бондарь А. В. Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь [и др.]. – М15 2-е издание – Минск: БГЭУ, 2009. – 225-227 с.
  22. Сайт студентов АТФ БНТУ. Система государственного ценового регулирования в РБ. [Электронный ресурс]  Режим доступа: http://www.studatf.com/400-200905.html

 

 


Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь: причины, социально-экономические последствия и пути преодоления