Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание

Работа предусматривает раскрытие следующих задач:
- рассмотреть сущность, факторы и формы проявления инфляции;
- проанализировать причины инфляции;
- кратко рассмотреть социально-экономические последствия;
- раскрыть особенности инфляции в Российской Федерации;
- проанализировать инфляцию в условиях перехода к рыночным отношениям;
- перечислить основные направления антиинфляционной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ………………..4
1. Сущность, факторы, формы проявления и причины инфляции….4
2. Социально – экономические последствия инфляции…………….15
ГЛАВА 2. ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………..17
2.1. Особенности инфляции в Российской Федерации……………….17
2.2. Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям……...25
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…45

Работа состоит из  1 файл

Итоговая инфляция.Печать.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     Отрицательную роль в стабилизационных мероприятиях союзного правительства сыграл Банк России, проводивший политику денежно-кредитной экспансии, увеличивший почти в 2 раза выдачу наличных денег, бюджетных кредитов российскому правительству. В результате в 2 раза выросла денежная масса и количество наличных денег. С этого момента государство фактически потеряло контроль над денежным оборотом и эмиссией денег12.

         2.2. Инфляция в условиях перехода  к рыночным отношениям

       

     С конца 1991г. страна взяла курс на изменение базовых основ российской экономики — перевод государственно-монополизированной системы на рыночные отношения при разгосударствлении в максимально короткие сроки по упрощенной схеме собственности, приватизации предприятий, финансовой и банковской систем и либерализации всех сфер хозяйствования. Эти отношения устанавливались при неразработанности правовой базы и невозможности установить правовую ответственность всех субъектов товарного, финансового, валютного и кредитного рынков. В рамках рыночных преобразований с начала 1992 года должна была осуществляться либерализация цен, в ходе которой предполагалось их увеличение для ликвидации разрыва между спросом и предложением и устранения неравновесия между товарной и денежной массой, накопившейся к этому времени.

      Существовало  мнение, что в новых условиях хозяйствования сразу же заработают рыночные механизмы  самонастройки, свободного переливания  капитала, обеспечивающие структурную перестройку экономики. Сокращение совокупного спроса под воздействием либерализации цен должно было высвободить дополнительные ресурсы для их использования в наиболее эффективных производствах и видах хозяйственной деятельности.

      Отказ от государственного ценового регулирования  в январе 1992 года, как считали некоторые экономисты, был единственно возможным и наиболее эффективным средством ликвидации «подавленной» инфляции, преодоления товарного дефицита, предотвращения окончательного развала потребительского рынка и распада финансовой системы в целом. Одновременно предполагалось проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики для достижения рыночного равновесия.

     В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис, приведший к гиперинфляции, а затем стагфляции экономики. Это было связано с тем, что либерализация цен проходила в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению в конкурентоспособных собственников. Схемы демонополизации и разгосударствления собственности еще не были до конца проработаны, их применение начиналось без надежной правовой базы при деформированной структуре производства и крайне низкой его эффективности.

     Нарастанию  хозяйственного и финансового кризисов, усугубивших инфляцию, способствовали национальная и социальная политическая нестабильность, а также политические процессы, связанные с распадом СССР.

     Либерализация цен в нашей стране совпала  с дезинтеграцией хозяйственных связей со странами социалистического содружества и бывшими союзными республиками. Разрушались единый народнохозяйственный комплекс, единая банковская и бюджетная система страны, единое рублевое пространство.

     Дезинтеграция экономики стимулировала нарастание инфляции в результате резкого спада производства и введения национальных валют. Глобальный развал товарных рынков, обособление денежных систем бывших союзных республик вызвали массовый сброс платежных средств на российский республиканский рынок — свыше 1 трлн. руб., что подняло цены в Российской Федерации примерно на 10%. Под государственным контролем оставались цены на топливно-энергетические ресурсы, ряд важнейших видов продовольственных товаров, жилье, транспортные услуги.

     Либерализация цен ликвидировала избыток денежной массы в обращении, но создала огромный дефицит платежных средств, что деформировало финансовые потоки в народное хозяйство, нарушило формирование доходов населения, предпринимателей, государства, обесценило основной и оборотный капитал в промышленности, что привело к депрессии в ведущих отраслях производства, резко сокративших поступления финансовых ресурсов в бюджет России. Финансовые проблемы возникли во всех секторах экономики.

     Экономическое напряжение в стране усугублялось расстройством  финансовой системы, «войной бюджетов» между центром и другими регионами, огромными потерями государства из-за спада производства, затрат, связанных с конверсией военно-промышленного комплекса, выводом войск из стран дальнего и ближнего зарубежья, военных действий на окраинах бывшего СССР.

     Стремительный инфляционный рост оптовых и розничных  цен в отсутствие конкуренции  и государственного регулирования  повышал затраты государства  на содержание армии, науки, культуры, здравоохранения и образования. Увеличивался дефицит государственного бюджета, который финансировался за счет централизованных кредитов Банка России, создавая в денежном обороте ничем не обеспеченную массу платежных средств.

     Огромной  проблемой для России стали внешние  займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований, поскольку все большую долю в бюджетных расходах занимали расходы по обслуживанию внешнего долга.

     Таким образом, спровоцированная «отпуском» цен инфляция издержек дополнялась  инфляцией спроса.

     Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период явились дальнейшая либерализация валютного законодательства, внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства.

     Отказ от торговых и валютных барьеров привел к огромным потокам дешевых импортных товаров, которые вытеснили с внутреннего рынка аналогичную отечественную продукцию и привели к сокращению ее производства.

     Мощные  спекуляции на валютном рынке вызвали  быстрое падение курса рубля  и удорожание всех импортируемых  товаров, что усилило внутреннюю инфляцию издержек за счет импортируемой инфляции.

     Одновременно  резко сократились возможности  импорта инвестиционных товаров, сводя  на нет долгосрочные перспективы  экономического роста и решение  проблем инвестиций в народном хозяйстве. Мощным негативным фактором в этом плане стало «бегство» капиталов за рубеж, лишивших только в 1992 году российскую экономику инвестиций в размере 12—1 3 млрд. дол., что эквивалентно 15—16% ВВП. В последующие годы этот процесс нарастал.

     Особенностью  российской инфляции являлось то, что она сопровождалась привязкой рубля к доллару и наличием нереального валютного курса, который устанавливался только по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже, в то время как 80% продаж иностранной валюты осуществляется 1 межбанковском рынке.

     В условиях частичной конвертируемости рубля, расширения прав использования валюты предприятиями и населением увеличился спрос на иностранную валюту для страхования инфляционного риска.

     Разрешение  использовать на территории России в  качестве платежного и покупательного средства иностранную валюту привело к долларизации экономики и дополнительному росту денежной массы в обращении в объеме обращающейся иностранной валюты. Около 15% денежных доходов населения России вложено в наличную валюту, а повышенный спрос на нее стимулирован спекулятивные сделки с валютой на рынке.

     Особенно  активно пользовались этим банки, играя  на повышении и понижении курса валют, получая значительный доход от обмена наличной и безналичной валюты, реэкспортируя наличную валюту в другие страны. Все это усиливало инфляционные тенденции в России.

     Наиболее  сильно после либерализации цен  финансовый кризис поразил промышленные предприятия: хронические неплатежи, спад производства, снижение налогооблагаемой базы, нарастание бюджетного дефицита.

     Либерализация цен не только обесценила денежные накопления населения, но и лишила государственные  предприятия возможности нормально  работать, обесценив их оборотные  средства.

     Следует отметить, что государственные предприятия  в стране никогда не наделялись в достаточной степени оборотными средствами, необходимыми для финансово-хозяйственной деятельности. Минимальный размер оборотных средств компенсировался возможностью получения доступных расчетно-платежных кредитов (по ставке 2% годовых) для покрытия разрыва в платежном обороте. У всех государственных предприятий предусматривалось формирование части оборотных средств — товаров отгруженных — за счет ссуд под расчетные документы в пути.

     Потери  оборотных средств государство  предприятиям не компенсировало, оптовые цены возрастали значительно быстрее возможности увеличения оборотных средств. Банковский кредит стал недоступен из-за высоких процентных ставок в условиях жесткой денежной политики государства, направленной на снижение темпов инфляции.

     Некоторым предприятиям за счет централизованных источников был предоставлен кредит на пополнение оборотных средств, но при условии использования этого кредита в первую очередь для внесения платежей в бюджет. В итоге банк кредитовал бюджет за счет роста задолженности предприятий банковской системе.

     Обесценение активов государственных предприятий  не компенсировалось переоценкой основных фондов, которая была осуществлена только в октябре 1992 года. За это время сумма недоначисленной амортизации, поступившей в виде налога на прибыль в доходы бюджета, составила около 1 трлн. руб. В 1993 году стоимость фондов не изменялась, что явилось главным фактором выбытия основных фондов без компенсации для создания новых. Амортизация утратила свойство одного из важнейших и надежных источников инвестиций и не в состоянии была обеспечить даже простое воспроизводство основных фондов.

     Проблема  обеспечения промышленных предприятий  платежными средствами резко обострилась из-за кризиса сбыта, поскольку внутренний рынок был утерян отечественными товаропроизводителями.

     В первой половине 1992 года в результате проведения жесткой денежно-кредитной  политики удалось резко сжать  денежную массу, поставить под контроль дефицит бюджета, но продолжалась бесконтрольная выдача кредитов бывшим республикам СССР.

     Либерализация хозяйственных связей создавала  огромные возможности для вывоза материальных и валютных ресурсов в  ближнее и дальнее зарубежье, создавая дефицит на товарных и финансовых рынках России.

     В то же время нарастала задолженность бывших союзных республик Центральному банку Российской Федерации по «техническим» кредитам, связанным с невозможностью осуществления расчетов по поставкам товарно-материальных ценностей из России. Выдача этих кредитов спровоцировала не менее 25% общего объема инфляции.

     Сжатие  денежной массы внутри России вызвало  колоссальный платежный кризис.

     Масштабы  этого кризиса существенно сократились  после проведения в середине 1992 года зачета взаимной задолженности предприятий, которым сократили неплатежи на 1,7 трлн. руб. Вследствие этого наблюдался временный подъем промышленного производства при одновременном росте денежной массы и темпов инфляции в 2 раза.

      В 1993 году, используя монетарные антиинфляционные инструменты, правительство стремилось сокращать денежную массу и довело ее к концу года до чрезвычайно низкого уровня — 14% к ВВП против 73,2% в 1990 году. Это произошло при высоком уровне бюджетного дефицита и его покрытия на 60% за счет эмиссии Центрального банка Российской Федерации13.

      При таком уровне монетизации  рост экономики становится практически невозможным. Реакцией на жесткую денежно-кредитную политику явился новый виток нарастания взаимных неплатежей. Темпы роста неплатежей коррелируют с динамикой инфляции и денежной массы. Чем ниже темпы роста инфляции и денежной массы, тем выше темпы роста неплатежей. В 1993 году увеличение взаимных неплатежей происходило уже на фоне активного сокращения объемов производства, натурализации хозяйственных отношений, появления большого количества денежных суррогатов, позволяющих «уходить» от налогообложения.

     Стремление  проводить жесткую денежно-кредитную  политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих  инфляционный рост цен, поскольку за определенными пределами снижения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемо провоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи — спад (остановка) производства — сокращение доходной базы бюджета — потребность в кредите для его финансирования.

     Сокращая  дефицит бюджета, государство увеличивало свою задолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическим цепочкам и общим платежным кризисом к концу года. Искусственное сжатие денежной массы и дефицита бюджета обусловило финансовый кризис в экономике.

Информация о работе Инфляция