Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание

Работа предусматривает раскрытие следующих задач:
- рассмотреть сущность, факторы и формы проявления инфляции;
- проанализировать причины инфляции;
- кратко рассмотреть социально-экономические последствия;
- раскрыть особенности инфляции в Российской Федерации;
- проанализировать инфляцию в условиях перехода к рыночным отношениям;
- перечислить основные направления антиинфляционной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ………………..4
1. Сущность, факторы, формы проявления и причины инфляции….4
2. Социально – экономические последствия инфляции…………….15
ГЛАВА 2. ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………..17
2.1. Особенности инфляции в Российской Федерации……………….17
2.2. Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям……...25
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…45

Работа состоит из  1 файл

Итоговая инфляция.Печать.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     В 1994 и 1995 годах характер денежной политики государства изменился. Оно любой ценой добивалось снижения темпов роста денежной массы и на этой основе снижения темпов инфляции.

     Для «связывания» избыточной денежной массы  и ослабления давления с ее стороны  на валютный рынок были задействованы возможности рынка государственных ценных бумаг путем установления чрезвычайно привлекательного для инвесторов уровня доходности. Быстрое наращивание номинальных объемов эмиссии обеспечило значительный приток средств на этот рынок. В результате перераспределения ресурсов спрос на валютном рынке стабилизировался, что предотвратило катастрофическое падение рубля.

     С 1995 года существенным моментом денежно-кредитной  политики Центрального банка Российской Федерации является требование жесткой централизации контроля за предложением денег экономике.

     Правительство отказалось от использования кредитов Банка России для покрытия дефицита федерального бюджета Как основного  фактора инфляции. Было предусмотрено 53% дефицита покрывать доходами от операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке, 47% — за счет внешних заимствований.

     Вместе  с тем используемые государством формы «неэмиссионного» механизма финансирования нараставшего дефицита государственного бюджета создали огромные проблемы для бюджета, поскольку стали крупнейшей расходной статьей бюджета по обслуживанию и погашению государственного долга и продолжали разрушать отечественное производство, лишая его финансовой базы развития.

     При низком уровне рентабельности промышленности (6%) и убыточности сельского хозяйства (18%) временно свободные денежные средства в экономике направлялись в государственные ценные бумаги, доходность по которым достигала 80% годовых, а в некоторые периоды — 200, 300%. Одновременно Банк России фактически прекратил прямое предоставление централизованных кредитов коммерческим банкам, он перешел к проведению кредитных аукционов, где на конкурсной основе продавались кредитные ресурсы.

     Развивая  инструментарий денежно-кредитного регулирования, Банк России отказался от дифференцированного  применения основных рычагов денежно-кредитной  политики по регионам (ставки рефинансирования; лимиты кредитования; определение приоритетных сфер деятельности, предельной маржи по кредитам банка; установление резервных требований).

     Несмотря  на принятую жесткую программу, темпы  инфляции в первом полугодии 1995 года сохранялись достаточно высокими по сравнению с 1994 годом.

     На  них оказало влияние неоднократное  увеличение цен на основные виды энергоресурсов; их рост превышал рост инфляции. Это повлекло за собой рост оптовых цен промышленности, стоимости перевозок грузов на транспорте и рост потребительских цен.

     Посредством ряда жестких административных мер, в частности установления валютного коридора, а также массированных валютных интервенций, Банк России стабилизировал ситуацию на валютном рынке, что имело определенный антиинфляционный эффект. Все это позволило снизить темпы инфляции с 18% в январе 1995 года до 7,9% к середине года.

     Вместе  с тем чрезвычайно жесткая  политика правительства и Центрального банка Российской Федерации по ограничению ресурсов в банковской сфере на фоне взаимных неплатежей в хозяйстве в августе 1995 года вызвала серьезный банковский кризис, выразившийся в остром дефиците платежных средств у банков, который парализовал работу межбанковского рынка. Для предотвращения полномасштабного кризиса банковской системы Центральный банк Российской Федерации осуществил массированную скупку ценных бумаг у коммерческих банков с целью поддержания их ликвидности. Это свидетельствовало о том, что финансовый кризис и кризис неплатежей поразили уже все сферы экономики.

     Общим итогом проводимых правительством жестких  мероприятий в области регулирования денежной массы и снижения инфляции явился глубочайший экономический кризис в августе 1998 года.

       Либерализация цен и политика  денежных ограничений привели  к обвальному промышленному спаду.

     Россия  к началу 1999 года потеряла больше половины своего валового национального продукта и более чем вдвое снизила  промышленное производство. При этом спад носил не структурный, а всеобщий характер и поразил наиболее прогрессивные  и высокотехнологичные отрасли и виды производства, что означает потерю как внутреннего, так и внешнего рынков.

     Наиболее  глубоким и опасным по своим социально-экономическим  последствиям стал спад инвестиционной активности. При сокращении объема инвестиций на 2/3 невозможна не только структурная перестройка, но и воспроизводственный процесс, поскольку происходит невозобновляемое выбытие основных фондов.

     В этой сфере наблюдались самые  высокие темпы спада. Средства, предназначенные для инвестиций в народное хозяйство, шли на более привлекательные рынки государственных ценных бумаг и валюты. Последнее означало инвестирование западной экономики.

     Чтобы произошло воспроизводство оборудования, необходимого для обновления основных фондов на российских предприятиях, по оценкам экономистов, потребуется несколько десятилетий.

     Немало  негативных последствий имела и  приватизация. Она не только не дала бюджету ощутимых поступлений, не способствовала привлечению отечественных и  иностранных инвестиций, но и не принесла реальной пользы для повышения эффективности хозяйствования. В ряде случаев из-за приватизации оказались искусственно разрушенными технологические связи.

     Либерализация цен и ужесточение бюджетной  и кредитной политики в целях  подавления инфляции вызвали развал платежных отношений и платежный кризис. Неплатежи, составившие в начале 1992 года 40 млрд. руб., к началу 1997 года достигли 800 трлн. руб., в том числе 35,9 трлн. руб. по заработной плате. Неплатежеспособными стали не только предприниматели, банки, но и государство.

     Практика  показала, что инфляция в России — не столько денежный феномен, сколько особенность российской экономики. Обесценение денег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а из-за монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами, спекулятивной игры на понижение курса рубля.

     После либерализации цен не рост денежной массы вызвал инфляцию, а, наоборот, денежная масса не успевала за растущим платежеспособным спросом в результате взвинчивания цен. Неплатежи возмещали нехватку реальных денег в платежном обороте и являлись оборотной стороной снижения инфляции. «Разбухающие» неплатежи неподконтрольны Центральному банку Российской Федерации и правительству и не затрагиваются денежно-кредитным регулированием. К началу 1998 года неплатежи в 1,8 раза превысили денежный агрегат М2. По сути, это дополнительная эмиссия со стороны хозяйствующих субъектов, в которую не вошли неплатежи государства. Это показатель подавленной инфляции, реальный уровень которой должен исчисляться значительно более высокими цифрами, чем регистрируется официальной статистикой. Подавление инфляции достигается и за счет таких специфических мер, как несвоевременные расчеты государства по размещенным и выполненным государственным заказам, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, откладывание выплат по внешнему долгу, увеличение внутренней и внешней задолженности государства, значительное недофинансирование науки, образования и других сфер экономики.

     Отказ государства от регулирования экономических и социальных процессов привел к потере контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов. Денежные потоки «оторвались» от натурально-вещественных, разрушая воспроизводственный цикл, что делало невозможным формирование рыночных отношений в производственной сфере.

     Поскольку инфляция в России имеет немонетарную природу, то экономика, инвестиции, финансы очень слабо отреагировали на снижение цен, которое наблюдалось в 1997 году, начале 1998 года и не было поддержано инвестиционной государственной политикой.

     В рассматриваемый период действовали  и другие факторы: нарастание бюджетного дефицита и государственного долга, слабая собираемость налогов, рост неплатежей и задолженности по заработной плате, расширение сферы применения денежных суррогатов, увеличение безработицы.

     В России вновь накапливался инфляционный потенциал, который, по оценкам экономистов, более чем в 2 раза превышал фактический уровень инфляции.

     Он  проявился в августе 1998 года, когда в России разразился системный финансовый кризис, государство оказалось неспособным погашать внутренние и внешние долги.

     К августу 1998 года долги по ГКО достигли 436 млрд. руб., а все доходы бюджета на год были запланированы в размере 367 млрд. руб. Погашение и выплаты процентов по государственному долгу с июля вдвое превысили объем собираемых налогов, что заставило государство отказаться от дальнейшего обслуживания долга. Это вызвало обвальную девальвацию рубля и рост инфляции ао 80—90% годовых по сравнению с 11% в 1997 году. После финансового кризиса августа 1998 года инфляцию стал определять курс рубля.

     Кризис  привел к банкротству реального  сектора экономики и банков, разрушению экономической базы для подавления инфляции.

     После августовского кризиса 1998 года Центральный банк Российской Федерации стал проводить денежно-кредитную политику, направленную на снижение инфляционных процессов в стране, поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны.

     Банк  России гибко реагировал на изменение  реального спроса на деньги, повышая  уровень монетизации народного  хозяйства, снижая процентные ставки и  укрепляя валютный курс рубля. Одновременно осуществлялась реструктуризация банковской системы, и банковский сектор экономики в середине 2001 года в основном преодолел последствия кризиса.

     Успешное  проведение этой работы, а также  девальвация рубля и повышение  цен на сырье дали импульс для  роста ВВП. Сохранение с 2000 года большого положительного сальдо платежного баланса, быстрый рост золотовалютных резервов, профицит бюджета свидетельствует о том, что страна вышла из периода стагфляции.

     Последовательное  снижение инфляции является главной  целью денежно-кредитной политики Банка России и в последующие годы, к 2010 г. ее уровень должен составить 5—6%, что будет способствовать проведению эффективной макроэкономической политики государства, улучшению инвестиционного климата в стране, укреплению тенденции долгосрочного экономического роста.

     В последующем основным фактором инфляции являлся слабый контроль государства  за ценами естественных монополий, за монополизацией локальных рынков, их криминализацией. В меньшей мере на инфляцию оказывают давление монетарные факторы, в частности увеличение доходов населения14.

 

      Глава 3. Основные направления  антиинфляционной политики 
 

     Природа инфляции в России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с развитой рыночной экономикой, поскольку в  нашей стране переплелись экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные. Как мы уже говорили, на путь рыночных преобразований Россия вступила со специфической инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицита происходил огромный отток материальных и валютных ресурсов России в ближнее и дальнее зарубежье, отечественное производство вытеснялось импортом, наблюдался масштабный разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, было ослаблено внутрироссийское экономическое сотрудничество и происходил катастрофический спад производства, разрушалось сверхмонополизированное производство, искусственно сдерживалась инфляция, нарастали неплатежи во всех экономических структурах, были сделаны огромные внутренние и внешние займы и т.д.

     Уникальный  характер российской инфляции требует  использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным  реальным условиям хозяйствования. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования.

     Цель  антиинфляционной политики государства  состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые последствия, чем сама инфляция, так как являются тормозом экономического роста, решения социальных задач.

Информация о работе Инфляция