Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание

Работа предусматривает раскрытие следующих задач:
- рассмотреть сущность, факторы и формы проявления инфляции;
- проанализировать причины инфляции;
- кратко рассмотреть социально-экономические последствия;
- раскрыть особенности инфляции в Российской Федерации;
- проанализировать инфляцию в условиях перехода к рыночным отношениям;
- перечислить основные направления антиинфляционной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ………………..4
1. Сущность, факторы, формы проявления и причины инфляции….4
2. Социально – экономические последствия инфляции…………….15
ГЛАВА 2. ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………..17
2.1. Особенности инфляции в Российской Федерации……………….17
2.2. Инфляция в условиях перехода к рыночным отношениям……...25
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…45

Работа состоит из  1 файл

Итоговая инфляция.Печать.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     Поскольку цивилизованные рыночные отношения в России только формируются, еще не создана хорошо работающая законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, в стране по-прежнему будут осуществляться экономические реформы. В связи с этим стоит задача более четкого определения финансовой стратегии государства, направленной на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.

     Основным  фактором в борьбе с инфляцией  являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Сохранение темпов роста экономики на уровне 7—8% требует расширения инвестиций и инноваций для модернизации всех отраслей промышленности, а не только в экспортных отраслях ТЭК. В связи с этим особое значение для экономики приобретает поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование диверсификации экспорта продукции, разумная протекционистская политика и политика валютного курса, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

     Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулированию конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

     В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность  восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Вместе с тем сохраняется необходимость государственного регулирования цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги, услуг ЖКХ а также в процессе ликвидации «ножниц цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

     При переходе к рынку становится необходимой  цивилизованная приватизация госсобственности с учетом реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающей соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения необходимого эффекта важно обеспечить разумное соотношение между всеми формами собственности.

     В результате этих преобразований может  быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики по формированию и развитию единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом их взаимных интересов и интересов России.

     Блокировка  финансовых факторов инфляции связана  с решением проблемы собираемости налогов.

     Особое  внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию  налоговой системы:

  • сокращению количества взимаемых налогов и их снижению;
  • пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен — отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
  • изменению методики налогообложения;
  • регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов15.

     Важным  направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

     Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Экономика страны нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций. Этому может также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству.

     Предстоит нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств. Кроме этого, России предстоит преодолеть зависимость экономики, бюджета, валютного курса, ценообразования от внешних факторов, конъюнктуры мировых рынков.

     Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта. Речь идет о переходе с  сырьевой ориентации экспорта на технологические  виды продукции, а также отказ  от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

     Одну  из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный  банк Российской Федерации, который  осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Россия должна перейти к полноценной системе среднесрочного таргетирования инфляции на 3—5 лет с учетом мирового опыта.

     Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, подъем производства. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принято в мировой практике. Кредитование инвестиционной деятельности должно стать важнейшей стратегической задачей банков.

     Важным  фактором для борьбы с инфляцией  имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.

     Успешное  осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.

     В странах с развитой рыночной экономикой при регулировании инфляции монетаристские методы в чистом виде используются крайне редко; они, как правило, сочетаются с элементами других теорий: кейнсианской, концепцией «экономики предложений», «структурной инфляцией» посредством макроэкономического регулирования и структурной перестройки экономики, стимулирования производства товаров16.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      Инфляция  относится к системе общеэкономических  категорий и проявляется в тех общественно-экономических формациях, в которых существуют товарно-денежные отношения. Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Характер товарного производства оказывает влияние на проявление инфляции и ее социально-экономические последствия. Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.

     Инфляция  свойственна любым моделям экономического развития, в которых не сбалансированы государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики. Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода. Правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с безработицей.

     Цель  антиинфляционной политики государства  состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые последствия, чем сама инфляция, так как являются €тормозом экономического роста, решения социальных задач.

     Основным  фактором в борьбе с инфляцией  являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранов А. О. Анализ факторов инфляции в России в годы экономических реформ / А. О. Баранов, И. А. Сомова//Проблемы прогнозирования. - 2009. - N 1. - С. 111-124.
  2. Деньги. Кредит. Банки: учебник /отв. ред.: В. В. Иванов, Б. И. Соколов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2008. - 848 с.
  3. Деньги. Кредит. Банки: учебник /отв. ред.: В. В. Иванов, Б. И. Соколов. – Изд. 2-е , перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2009. - 848 с.
  4. Куторжевский Г. А. Экономика : основы теории : учеб. пособие для студентов вузов/ Г. А. Куторжевский. - Москва: Экономика, 2004. - 382 с.
  5. Кушлин В. И. Макроэкономика : государственное регулирование в условиях глобализации: учебник для вузов/ В. И. Кушлин. - Москва: Изд-во РАГС, 2007. - 316 с.
  6. Лаврушина О.И. Деньги, кредит, банки : учебник для студентов высш. учеб. заведений / О. И. Лаврушина.- 8-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2009. - 559 с.
  7. Лаврушина О.И. Деньги. Кредит. Банки: учебник для студентов вузов, обучающихся по экон.спец. /О.И.Лаврушина. - перераб.и доп. - Москва: Финансы и статистика, 2002. - 460с.
  8. Лобачева Е.Н. Экономика: учебник для неэкон. вузов/ Е.Н Лобачевой. – Изд. 2-е, стер. - Москва:Экзамен,2004. - 591 с. 
  9. Малахова Н. Г. Деньги, кредит, банки : учеб. пособие / Н. Г. Малахова. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 249 с.
  10. Мицек С. Становление России мировой экономической державой: достижения и проблемы / С. Мицек // Вестник общественного мнения. - 2008. - N 3. - С. 8-13.
  11. Станковская И. К. Экономическая теория: учебник / И. К. Станковская, И. А. Стрелец. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЭКСМО, 2009. - 479 с.
  12. Улюкаев А. В. Денежно-кредитная политика на этапе инвестиционного развития экономики / А. В. Улюкаев// Деньги и кредит. - 2008. - N 5. - С. 3-7.
  13. Финансы, налоги и кредит : учебник / под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва: Изд-во РАГС, 2007. - 655 с.
  14. Экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва: Экономистъ, 2008. - 831 с.
  15. Экономика: учебник для студентов вузов / под ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2005. - 839 с.

Информация о работе Инфляция