Инфляция.Сущность, причины и следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 19:57, контрольная работа

Описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.
Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с
функционированием которых неразрывно связана.
Термин инфляция (от лат. Inflatio вздутие) впервые был употреблен в
Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Инфляция как денежное и структурное явление…………………………..4
Причины возникновения инфляции:………………………………………..8
Инфляция спроса……………………………………………..........................9
Воздействие инфляции……………………………………………………...12
Воздействие инфляции на капитал…………………………………………12
Воздействие инфляции на кредит…………………………………………..13
Воздействие инфляции на коэффициенты…………………………………13
Воздействие инфляции на проекты капиталовложений…………………..14
Общая инфляция……………………………………………………………..14
Социально-экономические последствия инфляции………………………..16
Преодоление инфляции………………………………………………………18
Анализ инфляции и принятых антиинфляционных мер…………………...18
Антиинфляционная модель для России……………………………………..20
Сдерживание финансовых факторов инфляции…………………………….21
Регулирование денежных факторов инфляции……………………………...23
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы:…………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

Инфляция Сущность, причины и следствия..doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Необходима государственная программа сдерживания «бегства» капиталов и их частичной репатриации. Она должна включать меры против: а) отмывания «грязных» денег, связанных с противоправными действиями юридических лиц и внедрением их в легальные финансовые потоки; б) нелегального «бегства» капитала (оставление за рубежом части экспортной выручки, контрабанда, упущенная выгода на бартерных сделках, авансовые платежи по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты налогов в инвалюте и т. д.); в) «бегства» капитала по легальным каналам, что не всегда принимается во внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении зарубежных активов российских банков; завышении счетов «Ностро» в иностранных банках- корреспондентах; авансовых платежах по импорту, приобретении недвижимости за рубежом.

 

Западные кредиторы, опасаясь дефолта, угрожают арестовать банковские счета, на которых хранятся «беглые» капиталы российских должников - банков, фирм. Настало  время разработки программы их репатриации для инвестиций в экономику России, в частности, в форме совместных предприятий.

 

Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное  регулирование внешнеэкономической  деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля, меры против «долларизации» экономики.

 

Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии, стратегии внешних заимствований. В России пока преобладают пожарные меры текущей политики. В частности, целесообразно установить минимум золотовалютных резервов, чтобы противостоять кризисам, присущим рыночной экономике, тем более в условиях так называемого догоняющего развития. Даже в США установлен стратегический минимум золотых резервов, несмотря на официальную концепцию «доллар лучше золота». В России золото валютные резервы (сократились на 31,3% за 1998 г. до 12,5 млрд. долл. в конце 1998 г. и 10,8 млрд. в марте 1999 г.) ниже международного стандарта их достаточности, определяемой в размере трехмесячного импорта. К этому критерию следовало бы добавить и предстоящие платежи по внешнему долгу (около 18 млрд. долл. в 1999 г.)[20]. Наиболее реальным источником пополнения золотых резервов России представляется скупка золота государством у производителей.

 

В антиинфляционной стратегии особого внимания заслуживает проблема урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк,

Европейский банк реконструкции и  развития и др.) для России. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования данного фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.

 

К тому же подавление инфляции за счет иностранных кредитов, используемых в основном для финансирования бюджетного дефицита, не обеспечивает оздоровления экономики.

 

Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных  секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка - одна из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть рационально, устойчиво, непротиворечиво и вызывать доверие у предпринимателей и населения.

 

Восстановление доверия к рублю. Известна истина, что доверие к  правительству, которое выпускает деньги, способствует устойчивости денежного обращения. Для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить достигнутую в конце 1998 г. политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм управленческих структур, сотрудники которых недостаточно знают современные методы управления рыночной экономикой и инфляцией с учетом мирового опыта.

Например, в отличие от России в  мировой практике при инфляции не принято официально объявлять о предстоящем повышении цен, курса доллара, изменений в денежной системе, так как это усиливает недоверие и «бегство» от рубля к инвалюте.

 

Для успеха антиинфляционной программы  важно также заручиться поддержкой средств массовой информации.

 

Борьба с теневой экономикой. Любая стабилизационная программа обречена на провал, если власть не в состоянии противостоять «теневой» экономике, которая контролирует примерно половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит крупномасштабное «бегство» капитала; неуплата налогов, таможенных пошлин; проникновение преступных группировок в банковскую систему с целью превращения ее в «прачечную» для отмывания «грязных» денег; присвоение ими приватизированного имущества, сращивание с легальным бизнесом и властными структурами.

 

Переход астрономических сумм под  контроль «теневой» экономики - мафии  подрывает основы государственности  и усилия по формированию цивилизованной рыночной экономики.

 

Регулирование инфляции. Лавирование  между Сциллой инфляции и Харибдой дефляции вызывает негативные последствия, усугубляя экономический спад, безработицу, снижение жизненного уровня населения. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом.

Важно признание необходимости  государственного регулирования экономики в дополнение к рыночным регуляторам.

 

Известно, что монетаризм, утверждающий, будто рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем  государство, потерпел фиаско и в  чистом виде ни в одной стране (кроме  России до последнего времени) не возведен в ранг официальной доктрины. Во всем мире его постулаты сочетаются с кейнсианскими рецептами государственного вмешательства в экономику.

 

В России в период перехода к рыночной экономике до конца 1998 г. преобладала  поляризация двух направлений: либо безоглядный либерализм

(пусть рынок сам регулирует), либо кейнсианские рецепты государственного  регулирования экономики. Некоторые  необоснованно предсказывают конфликт  этих двух подходов в деятельности  Правительства.

 

Между тем односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы (в трудных условиях шокового перехода к рынку) способствовала десятилетнему экономическому спаду в экономике, оставшейся без надзора и регулирования.

Наметившийся с конца 1998 г. поворот  к государственному регулированию экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с рыночными регулирующими механизмами вселяет надежду, что инфляция в России будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Начиная переход к  рыночной экономике  по  принципу  "шоковой  терапии",

наши реформаторы и не подозревали, что столкнутся  с  совершенно  новым  для

мировой  науки  явлением:  инфляцией  в   технологически   отсталой,   почти

полностью монополизированной, огромной по  масштабам  и  слабо  связанной  с

мировым рынком экономике. Опыт таких  стран,  как  Чили  или  Польша,  здесь

попросту неприменим, не говоря уже  о рекомендациях Международного  валютного

фонда. Рыночный режим функционирования  монополизированного  гиганта  сейчас

столь же не изучен,  как  методы  регулирования  конкурентной  экономики  во

времена Великого кризиса.

     Задачи реформаторы  ставили очень конкретные: путем  либерализации цен  и

внешней торговли выйти на рыночное  равновесие,  с  помощью  мирового  рынка

блокировать монополизм, ввести в  разумные  рамки  инфляцию  и  курс  рубля.

Однако победила  инфляция,  а  не  правительство:  курс  доллара  все  время

убегает вперед, ставя под сомнение все надежды на прекращение гонки  цен.

     Думается, что объяснение  происходящему нужно  искать  не  в  отсутствии

опыта, а в области теории. Реформаторы  исходили из западных представлений  о

причинах инфляции, считая ее следствием избыточных  финансовых  ресурсов.  И

ошиблись во много  раз  при прогнозировании темпов  инфляции,  при оценке

возможностей борьбы с ней монетаристскими  методами.

     Глубинной объективной  причиной российской инфляции  является  сочетание

двух  крайне  неблагоприятных  факторов  –  технологической   отсталости   и

монополизма.

    Первый из них не  требует особых пояснений. Высокая  энерго-,  материало-,

трудоемкость производимой у нас  продукции,  ее  низкое  качество  давно  уже

стали  национальной  трагедией.  Экспорт  страны  относительно   невелик   и

определяется главным  образом  ее  энергетическими  и  сырьевыми  ресурсами.

Отсюда  малые  импортные  возможности,  отсутствие  серьезного  влияния   со

стороны мирового рынка.

     Второй  фактор  долгое  время  недооценивался.  Считалось,  что   путем

приватизации с ним можно быстро покончить, создать  конкурентную  экономику.

Увы, жизнь показывает, что это  иллюзии.

     Термин "монополизм" обычно понимается слишком узко,  а  по  существу  и

неправильно.  Имеются  в  виду  крупные   предприятия   или   посреднические

организации. Но дело совсем не в размерах, а  в  возможностях  контроля  над

рынком,  сговоров  относительно  уровней  цен.  В  наших  "посттоталитарных"

условиях для таких  сговоров  имеется  весьма  благоприятная  почва.  Это  и

привычка  к  прежней  партийно-хозяйственной  дисциплине,  и   ведомственная

солидарность,  и  старая  теневая  взаимозависимость,  а  иногда  и   прямой

контроль мафиозных структур. Повышает цены один, повышают и  все  остальные.

А отстающих бьют.

     Главная особенность  в  поведении  монополиста  определяется  его  малой

зависимостью от потребителей.  Монополист  знает,  что  покупатель  от  него

никуда не денется и, если цена на товар возрастает,  все  равно  израсходует

на его закупку все предназначенные  на  это  финансовые  средства  (а  может

быть, и бросит дополнительные). Все, что грозит  монополисту-продавцу,  это,

в худшем случае, сокращение спроса на товар в обратной пропорции к  цене.  Но

такой вариант монополиста вполне устраивает, так как дает  ему  значительное

увеличение прибыли.

     Каждый из упомянутых  факторов сам по себе не  так уж  страшен.  Отсталая

конкурентная экономика может  отгородиться  от  мирового  рынка  и  добиться

прекращения инфляции за счет  политики  финансовой  стабилизации.  Передовая

монополизированная – способна в широких масштабах выходить на внешний  рынок

и, будучи жестко привязанной к  мировым ценам, также избежать инфляции.

     Сочетание технологической   отсталости  с  монополизмом  создает  особую

ситуацию. С одной стороны, недопустимо полностью изолироваться  от  внешнего

рынка, отказаться от единственно  возможной конкуренции. С  другой  –  нельзя

существенно  вписаться  в  международное  разделение  труда   из-за   низкой

экспортоспособности.   Объективно   неизбежным   становится   режим   малого

взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное  поведение  внутренних

производителей не подкрепляется  необходимой степенью открытости экономики.

     Получив право на  свободное установление цен и  прямое  взаимодействие  с

зарубежными партнерами, производители начинают повышать цены в  соответствии

с их мировым уровнем. При этом  они  мало  считаются  с  возможным  падением

спроса на продукцию, поскольку  являются монополистами.

     Но если бы вдруг  все  внутренние  цены  сравнялись  с мировыми  (в их

рублевом исчислении), возник бы очевидный  парадокс. Конкурирующий  импорт  в

этом случае должен был бы покрывать  около половины  потребностей  страны  по

большинству товаров, для чего потребовалось  бы огромное  количество  валюты.

Поскольку в  таких  объемах  валюты  нет,  рыночный  механизм  автоматически

противодействует чрезмерному  сближению  цен  с  мировыми  через  постоянное

падение курса рубля. В итоге  и возникает специфический  для  России  вариант

инфляции – бесконечная гонка  внутренних цен за убегающими мировыми.

     Такая  инфляция  весьма  устойчива  и  плохо   поддается  монетаристским

методам воздействия. Можно, конечно, ее на время  заглушить  с  помощью  тех

или иных мер финансовой стабилизации. Но окончательного  успеха  эти методы

принести  не  могут,   ибо   влекут   за   собой   недопустимое   сокращение

производства, разрушение производительных сил общества.

     Необходимо изменить  точку  зрения  на  роль  государственных   расходов.

Обычно принимают  во  внимание  лишь  то,  что  экономия  бюджетных  средств

снижает инфляцию. Но при этом слабо  учитывают,  что  одновременно  наносится

несопоставимо больший ущерб производству.  От  низких  пенсий  и  заработных

плат  в  бюджетной  сфере,  снижения  жилищного  и  дорожного  строительства

страдают не только конкретные люди,  но  прежде  всего  экономика  в  целом.

Разумные государственные расходы  – один из рычагов преодоления  кризиса.  Это

хорошо понимал еще Ф. Рузвельт.

     При формировании  налоговой политики следует   решительно  отказаться  от

одномерного монетаристского подхода. Каждый  налог  нужно  анализировать  по

Информация о работе Инфляция.Сущность, причины и следствия