Инностранные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание

Цель моей работы – изучить понятия и формы иностранных инвестиций, их роль в национальной экономике и механизм привлечения, оценить инвестиционный климат в Республике Беларусь и обосновать направления по его совершенствованию
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций Беларуси;
исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в Беларуси;
исследовать влияние иностранных инвестиций на иностранную экономику.

Работа состоит из  1 файл

Иностранные инвестиции2.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)

Большинство проектов в сфере  социальной ответственности базируются в основном на благотворительной, филантропической и спонсорской основе. Очень низок  уровень партнерства между белорусским  бизнесом и зарубежными компаниями, между крупными и малыми предприятиями.

Отрицательные эффекты ПИИ

Статья инв фактор\\\\Использование  инвестиционных ресурсов наряду с положительными несёт в себе и негативные моменты. Во-первых, они могут проникать  в стратегически важные для экономики  государства отрасли и оказывать отрицательное влияние на их развитие. Во-вторых, неконтролируемые  свободные перемещения ПИИ способны подорвать стабильность национальных валют. В-третьих, они создают сильных конкурентов для значительной части  местных предприятии, не давая им возможности роста. В-четвертых, транснациональный капитал, защищая свои интересы, может оказывать политическое и экономическое давление как на страны импортирующие, так и экспортирующие капитал. В-пятых, расширение объемов ПИИ в состоянии в существенной мере изменить специализацию производства в стране импорта капитала. Кроме того, местный рынок может использоваться для соперничества с другими международными монополиями. Возникает опасность кризисов, особенно для развивающихся регионов, вероятность зависимости отдельных отраслей от стран-экспортеров капитала.

Чтобы избежать подобных явлений, приток ПИИ должен быть сбалансированным, основываться на интересах государства  и находиться под его контролем. При этом необходимо предусматривать  соответствующие меры защиты и поощрения через установление пределов  участия иностранного капитала в деятельности  отечественных компаний, ограничения доступа ПИИ в стратегически важные отрасли разработку мер в отношении зарубежных корпораций, осуществляющих избирательную политику инвестирования. Следует также учесть особые требования к производству в области инноваций, занятости населения, использования местных ресурсов, реинвестирования прибыли, природоохранной деятельности, выпуску социально значимых товаров. Одним из способов снижения риска является ограничение прямых денежных инвестиций с одновременным займом их в стране-импортере под залог нематериальных активов. В случае наступления неблагоприятных для инвестора событий конфисковать его технологии, коммерческие тайны и другие интеллектуальные ценности гораздо сложнее, чем материальные ресурсы.

Однако в Республике Беларусь примеры негативного влияния  компаний с иностранными инвестициями трудно найти. Это объясняется несколькими  факторами:

• большинство злоупотреблений иностранными компаниями в других странах СНГ происходит в добывающих отраслях, удельный вес которых достаточно мал в республике;

• государственная экспертиза проектов защищает экономику от нарушений со стороны иностранных компаний;

• количество иностранных компаний не настолько велико в Беларуси, чтобы нельзя было проследить их деятельность в отношении злоупотребления.

 

3. Механизм привлечения иностранных инвестиций и направления его совершенствования в Республике Беларусь

 

После приобретения самостоятельности экономика Республики Беларусь развивалась в основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако намеченная широкомасштабная модернизация производственного потенциала, поддержание  стабильной конкурентоспособности производимой продукции, развитие сферы услуг требуют значительного увеличения инвестиционного капитала.

В этой связи  привлечение иностранных инвестиций приобретает особую актуальность, а  создание благоприятного инвестиционного  климата становится важнейшей задачей.

 Исследование  параметров привлечения прямых  иностранных инвестиций и оценка  их влияние на развитие  экономики  Республики Беларусь свидетельствует  о необходимости стимулирования  притока ПИИ в национальную  экономику для увеличения ее  международной конкурентоспособности.

Используя многообразие инструментов ограничения, стимулирования, активного поиска и продвижение  ПИИ, некоторые страны стали разрабатывать  стратегии их привлечения, т.е. комплексные  системы мероприятий, охватывающие те направления экономической политики, которые связаны с привлекательностью инвестиционного климата. Первыми из таких стран стали Ирландия, Малайзия, Сингапур. За ним последовали Турция, Чехия, Польша и другие страны. Такие стратегии позволили увеличить им объемы «продуктивного» инвестирования и сократить «спекулятивное», обеспечить структурную перестройку, сохранить стабильный уровень занятости, увеличить налогооблагаемую базу, обеспечить защиту окружающей среды.(вестник бгэу) Привлечение иностранных инвестиций осуществляется различными способами. Основными из них являются: кредиты иностранных банков; коммерческие кредиты под государственные гарантии; международный лизинг; эмиссия и размещение корпоративных ценных бумаг; использование соглашений о разделе продукции.(книга новая толстая)

(вестник) Республика Беларусь столкнется в ближайшие годы с очень жесткой конкуренцией за свободные международные инвестиционные ресурсы и в связи с этим будет подвержена риску  значительного притока более конкурентоспособного импорта товаров и услуг из России, Украины и Польши, т.е. стран наиболее привлекательных для ПИИ. По фактору благоприятности деловой среды у Республики Беларусь появились конкуренты за приток свободных международных инвестиционных ресурсов, а именно, Азербайджан, Грузия, Армения. Поскольку приток ПИИ предполагает международное движение в первую очередь частного капитала, то развитие  рыночных условий экономической деятельности является необходимым фактором привлечения ПИИ. По индексу экономической свободы, который свидетельствует о возможностях предпринимательства в условиях рыночной экономики и эффективного государственного управления, Республика Беларусь уступает всем странам с транзитивной экономикой, за исключение Туркменистана. Компаративный анализ  процесса трансформации к рыночной экономике стран с переходной экономикой по-прежнему показывает значительное отставание Республики  Беларусь от остальных стран (за исключением Туркменистана) по показателям доли частной собственности в экономике и развитию конкуренции.

Принимая во внимание перспективы динамики ПИИ под влиянием мирового экономического и финансового кризиса, а также на основе сравнения некоторых параметров инвестиционного климата Республики Беларусь с использованием международных рейтингов необходимо констатировать, что наша страна находится в окружении государств, обладающих значительной привлекательностью для ПИИ в среднесрочной перспективе. Это значит, что довольно большое число прямых инвесторов выберет для размещения производств не Республику Беларусь, а соседние страны. В данных условиях подтверждается необходимость решительного и последовательного реформирования экономики Беларуси.

Международные рейтинги, место Республики Беларусь по ПИИ на душу населения и международные  оценки наиболее привлекательных регионов для прямых иностранных инвестиций свидетельствует о необходимости  и незамедлительной разработки  последовательной стратегии реформирования  ПИИ-политики и инвестиционного климата в нашей стране.

На основе теории и международной практики стратегию реформирования ПИИ-политики  и инвестиционного климата для Республики Беларусь предлагается подразделить на мероприятия кратко-, средне- и долгосрочной перспективы.

Краткосрочные и среднесрочные мероприятия  реформирования ПИИ-политики и инвестиционного  климата целесообразно  основывать на мероприятиях, улучшающих институциональные условия привлечения ПИИ. Долгосрочную стратегию – на совершенствовании экономических факторов привлечения ПИИ, так как экономические факторы меняются сравнительно медленнее, имеют значительный временной лаг.

(статья)Растущие рынки, квалифицированная рабочая сила и продолжающийся рост политической и экономической стабильности – основные мотивы для иностранных инвесторов при вложении капитала. Для Республики Беларусь эта тенденция  может отразиться при реализации политики постепенного улучшения инвестиционного климата в национальной экономике – в появлении дополнительных рычагов экономического роста.

Основные источники  экономического роста и положительные  эффекты для белорусской экономики  при последовательном привлечении  и наращивании объема ПИИ:

  • совместные и  иностранные предприятия  - источники ноу-хау, управленческих навыков и стратегий;
  • рост эффективности производства путём Greenfield-инвестиций;
  • повышение квалификации национальных кадров в процессе передачи технологий
  • улучшение институциональных условий в национальной экономике;
  • развитие инфраструктуры.

Учитывая актуальные тенденции и всё более напряженную конкурентную борьбу за инвестиционный капитал в рамках глобального процесса глобального процесса перераспределении финансовых ресурсов, в Беларуси необходимо усовершенствовать организационно-экономический механизм реализации реформ в основных отраслях национальной экономики.

Весь спектр мероприятий, предлагаемых для повышения  инвестиционной привлекательности  республики, можно классифицировать следующим образом.

1.Мероприятия на уровне предприятия:

  • Снижение административного вмешательства в экономику, особенно искусственных ограничений в отношении хозяйственной деятельности (конкретной мерой, существенно сдерживающей потенциальных отечественных и иностранных инвесторов, является применение с 1997 г. инструмента «золотой» акции);
  • ускорение процессов разгосударствления и приватизации;
  • переход на принципы корпоративного управления, применяемые в мировой практике, особенно в рамках деятельности транснациональных  корпораций, без участия которых невозможен процесс интеграции в мировое хозяйство;
  • развитие государственных  программ коммерциализации и приватизации предприятий коммунального хозяйства и сферы услуг исключительно в форме оказания технической помощи;
  • защита имущественных прав;
  • последовательная интеграция отечественных предприятий в производственные циклы международных концернов с использованием конкурентных преимуществ (уровень производственных затрат, наличие квалифицированных кадров) – особенно в отраслях, содержащих потенциал развития (легкая и текстильная промышленность, нефтехимическая промышленность, строительство, сфера услуг развитие инфраструктуры);
  • повышение доли предприятий малого и среднего бизнеса при параллельной реструктуризации неэффективных  крупных государственных предприятий, достигающих показателя рентабельности производства, как правило,  благодаря выделению государственных субсидий и дотаций.

2. Стабилизация макроэкономической  политики:

  • Поддержка развития частного сектора. В белорусской экономике на частный сектор приходится наименьший удельный вес по сравнению со всеми странами Восточной Европы и государствами СНГ, что сдерживает приток чистых прямых иностранных инвестиций в республику. Доля частного сектора в национальной экономике Беларуси, по обобщенным оценкам, составляет 20% от ВВП. По сравнению с долей частного сектора , равной 70% от уровня ВВП – в Росси, 65% - в Словении, около 80% - в новых государствах – членах Европейского союза, данное соотношение свидетельствует о необходимости ускорения и интенсификации реформ, направленных на развитие частного сектора в белорусской экономике, представляющего собой основной объект деятельности иностранных инвесторов;
  • для повышения международной привлекательности республики необходима дальнейшая либерализация условий торговли. При этом в сфере внешней торговли рекомендуется целенаправленное совершенствование внешнеторговой инфраструктуры, свободной от малоэффективных посреднических звеньев и способной быстро реагировать на конъюнктурные циклы на мировом рынке. Нужна реализация спектра мероприятий по внедрению передовых форм торговли и современных продаж технологий путём формирования крупных розничных структур и сетевых технологий торговли;
  • мероприятия по повышению конкурентоспособности белорусской экономики. Сегодня на единицу товара, произведенного в республике, затрачивается в 3-4 раза больше ресурсов, чем в развитых странах, что свидетельствует о необходимости обновления технологий производства и менеджмента. В долгосрочной перспективе рекомендуется наращивание объемов экспорта в первую очередь путём повышения добавленной стоимости экспортируемых товаров и оптимального использования конкурентных преимуществ. В свою очередь, это обеспечивает интеграцию отечественных производителей в глобальные производственные цепочки крупных международных концернов и послужит источником перелива капитала, производственных навыков и современных ноу-хау, необходимых для модернизации национальной промышленности;
  • ослабление налогового бремени.

 

3.Эффектиное развитие  внешнеэкономической  деятельности:

    1. Мероприятия по вхождению белорусской экономики в мировое хозяйство путем развития инвестиционного и производственного сотрудничества;
    2. дальнейшая рационализация импорта, развитие импортозамещающих производств, стабилизация внешнеторгового и платёжного баланса;
      1. упрощение процедур оформление внешнеторговых и внешнеэкономических сделок;
      2. продолжение переговоров по вступлению Беларуси во Всемирную торговую организацию (ВТО) как гарантии соблюдения международных норм и правил во внешней торговле с республикой;
      3. дальнейшее развитие сотрудничества с Россией и расширения взаимоотношений с Европейским союзом. Целесообразно дальнейшее выполнение производственных программ в рамках Союза Беларуси и России в целях полноценной реализации экономического потенциала национальной экономики. Кроме того, стимулирование и расширение объемов внешней торговли с государствами Европейского союза является источником современных технологий и инвестиционных ресурсов на цели модернизации отечественных производственных мощностей;
      4. активизация сотрудничества и международными организациями и финансовыми институтами. Данная политика окажет положительный эффект не только на внешнеэкономический имидж республики, но и откроет доступ к дополнительным источникам внешнего финансирования;
      5. разработка программ развития и поддержки деятельности свободных экономических зон для стимулирования притока иностранного капитала в эти зоны и его последующие перераспределения в масштабах национальной экономики. При этом рекомендуется переориентация и стимулирование развития сферы услуг в свободных экономических зонах, в частности, финансов, страхования и банковских услуг;
      6. разработка и реализация государственных программ в поддержку развития малого бизнеса с учётом актуальных тенденций изменения внутреннего рынка.

4.Реформа банковского сектора:

Расширение и упрощение условий доступа иностранных банков на рынок финансовых услуг Беларуси

уменьшение  государственного влияния и рост готовности в предоставлении иностранным  банкам возможности расширения масштабов  их деятельности в Беларуси

расширение  кредитных операций и передача современных ноу-хау в банковской сфере с участием иностранных банков;

Информация о работе Инностранные инвестиции