Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание

В современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций и инвестиций. Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществлять, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно – исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра экономической теории и истории экономических учений

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационной политики в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

Студент

ФМ, 2-ой курс, ДКА-2                                                                Гринцевич Кирилл Владимирович

 

                                                                                     

 

 

 

Руководитель                                             Горбатенко Игорь Валерьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

 

 

1 Инновации. Сущность инноваций

 

  1.1 Определение инноваций

 

В  современных  условиях  успешная  деятельность  предприятий  невозможна  без  инноваций  и  инвестиций.  Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных  преобразований. Эти  преобразования  можно  осуществлять,  используя  самую передовую технику,  технологию,  непрерывно  развивая  научно  –  исследовательскую  базу  в  целях  обеспечения  высокого  качества  нововведений,  для  чего  требуются  значительные  инвестиции.  Можно  использовать  технологические,  продукт  –  инновации,  процесс  инновации.  Используя  технологические  инновации,  предприятие связывает свою деятельность  с  разработкой  и  освоением  новых  технологических процессов.

В соответствии с «Руководством Фраскати» (документ принят ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Термин "инновация" как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950) в первом десятилетии ХХ в. В своей работе "Теория экономического развития" (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.

Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

1) использование новой техники, технологических процессов, или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

5) появление новых рынков сбыта.

Сегодня описание технологических инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по которым были приняты в г. Осло в 1992 г. (так называемое "Руководство Осло"). Эти стандарты охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения. Исходя из этого были приняты два типа технологических инноваций:

                    продуктовая инновация;

                    процессная инновация.

Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Поэтому продуктовые инновации подразделяют на два вида:

                    базисная продуктовая инновация;

                    улучшающая продуктовая инновация.

Всесторонняя теоретико-методологическая разработанность инновационной проблематики позволяет дать трактовку понятия «инновация». Шумпетер разработал теорию, которая, основываясь на актуализации инновационной активности, дает возможность ускорить преодоление экономических кризисов. Труд Шумпетера дал толчок к работе других ученых в области инноваций.

Различные ученые, в основном зарубежные – Б.Твисс, Ф.Никсон, Б. Санто, – трактуют это понятие как процесс или ряд мероприятий, приводящих к совершенствованию промышленных процессов и экономическому эффекту от нововведения. Большинство  отечественных ученых склонны сводить понятие «инновация» к результату процесса освоения нового вида продукции [1].

В словаре «Научно-технический прогресс» инновация (нововведение) трактуется как результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т. д. Инновация — использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.

Следует разграничивать понятия «новшество» и «инновация».

Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Главное — внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить по­ложительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, осуществить производство и оформить результаты.

Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (внедрения в собственном производстве либо накопления), так и для продажи. На «входе» фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары. Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации.

Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую фирмой продукцию (оказываемую услугу), т. е. превращения в форму инноваций. На современном этапе технологической революции фирмы стремятся увеличивать удельный вес новшеств, реализованных в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в данной сфере и диктовать покупателям и конкурентам свою политику. Благосостояние общества определяется не массой факторов производства и не объемом инвестиций, а эффективностью инновационной деятельности, дающей конечный положительный результат. Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и т. д.). Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновации) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью[6].

 

1.2 Классификация инноваций

 

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

 

1. По степени новизны:

                    радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

                    улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

                    модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

                    продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

                    технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

                    процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

                    комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

                    отраслевые;

                    межотраслевые;

                    региональные;

                    в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

                    реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

                    стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

                    экономическая;

                    социальная;

                    экологическая;

                    интегральная.

 

1.3 Функции инноваций

 

Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

1. воспроизводственную;

2. инвестиционную;

3. стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

 

1.3 Инноввационная деятельность

Можно выделить следующие структурные источники экономического развития страны:

1) развитие на основе факторов производства;

2) развитие на основе инвестиций;

3) развитие на основе инновационной деятельности.

Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяются структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким.

Направление развития на основе инвестиций характеризуется вложениями капитала не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей страны, а в их простое воспроизводство.

Для упрощения управления инновационной деятельностью инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя и более знаками для признака). При укрупненном кодировании код инновации будет иметь 9 цифр.

Кодировать инновации можно в рамках страны и в мировом масштабе. В последнем случае перед рассмотренным выше кодом указываются коды страны, отрасли, фирмы, взятые из системы сертификации. Кодирование инноваций позволит автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что даст значительный экономический эффект.

Инновация — использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов. Инновации могут относиться к сферам производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа. Используя  продукт    инновации, предприятие  разрабатывает  и  внедряет  новые  или  усовершенствует  ранее  выпускаемые  продукты.  При  этом  предприятие  стремится  к  производству  принципиально  новой  продукции, для  которой  предполагаемая     область  применения  (или  использования),  функциональные  характеристики,  признаки,  конструктивное  выполнение,  дополнительные  услуги,  а  также  состав  применяемых  материалов  и  компонентов  новые  или  в  значительной  степени,  отличающиеся  от  ранее выпускавшейся   продукции.  При   использовании   процесс -  инноваций предполагается  разработка  и  освоение  новых  производственных  процессов или  в  значительной  степени  измененных.  Процесс  –  инновация  может представлять  собой новые  или  усовершенствованные  методы  производства,  уже  реализованные  в  производственной  практике  других  предприятий. Инновационная деятельность   предприятия   характеризуется показателями  затратными,  показателями  характеризующими  динамику инновационного процесса, показателями обновляемости, структурными показателями.

Информация о работе Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационной политики в Республике Беларусь