Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа
В современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций и инвестиций. Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществлять, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно – исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции.
Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.
К особенностям реализации научной и инновационной политики в разных странах относятся различные доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань.
В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно инновационного развития промышленно развитых стран:
1) Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно производственною цикла, как правило, со значительной долей научно инновационного потенциала (США).
2) Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
3) Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
Для успешного развития и повышения инновационной конкурентоспособности принципиально важны следующие направления работы:
1. Стимулирование инноваций в компаниях. В том числе необходимы налоговые льготы на исследования и разработки (R&D), а также другие виды стимулов, например, ускоренная амортизация, чтобы увеличивались инвестиции в новое оборудование, в частности IT, важны также и другие нормативы, которые поощряют инвестиции в главные экономические блоки, определяющие рост экономики, например, развитие кадрового потенциала.
2. Открытость для иммиграции высококвалифицированных кадров, которые могут являться источниками новых идей и инноваций. Страны, ведущие такую политику, смогут достигать большего успеха.
3. Развитие «цифровой» экономики. Необходимо не только увеличивать государственные инвестиции в IT в таких сферах, как здравоохранение, энергетические системы, транспорт, государственное управление, образование, но также создавать эффективную регулирующую базу, чтобы стимулировать, а не ограничивать развитие «цифровой» экономики. Необходимо также рассмотреть возможности перестройки сложившейся системы регулирования и государственной политики закупок, чтобы содействовать «цифровизации».
4. Поддержка всех институтов, необходимых для инноваций. Важно увеличивать финансирование не только университетских исследований, но и в сфере институтов, способствующих коммерциализации научных разработок. Кроме того, необходимо поддерживать такие направления, как локальное экономическое развитие, развитие предпринимательства и обучение кадров.
5. Эффективная государственная политика в сфере инноваций. Необходимо следить за тем, чтобы государственная политика стимулировала, а не тормозила инновации. Зачастую влиятельные лоббистские группы борются против изменений и нововведений, прикрываясь общественными интересами, но очень и очень часто это приводит к замедлению прогрессивных и позитивных инноваций. Все государства должны следить за тем, чтобы регулирующие нормативы, политика закупок и другие соответствующие государственные программы благоприятствовали инновациям.
2.2 Роль инноваций в зарубежных странах
Фонд информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation — ITIF) опубликовал рейтинг 40 стран и регионов мира по развитию инноваций. При составлении рейтинга ITIF учитывал 16 индикаторов, отнесенных к шести категориям и взвешенных с учетом значимости:
1. Человеческий капитал: высшее образование у граждан возрастной группы 25—34 года; число сотрудников научных и исследовательских учреждений на 1000 занятых.
2. Инновационный потенциал: корпоративные инвестиции в исследования и разработки (R&D); государственные инвестиции в исследования и разработки; доля в мировом объеме научных публикаций.
3. Предпринимательство: инвестиции в венчурный капитал; новые компании.
4. Инфраструктура информационных технологий (IT): современные технологии государственного и муниципального управления (e-government); широкополосные коммуникации; корпоративные инвестиции в IT.
5. Экономическая политика: эффективная ставка налогообложения корпораций; простота организации и ведения бизнеса.
6. Экономические результаты: торговый баланс; приток прямых иностранных инвестиций; реальный ВВП на душу населения трудоспособного возраста; производительность труда.
В отличие от ряда опубликованных в последнее время исследований, согласно которым США занимают лидирующие позиции по критерию инноваций и конкурентоспособности, в отчете ITIF среди 40 стран и регионов у США лишь шестое место с итоговым баллом 63,9, что на 15% ниже результата лидера рейтинга — Сингапура (73,4). Группа ЕС-15, включающая 15 ведущих государств Европы (Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Великобритания), занимает 18 место в итоговом списке с суммой баллов 52,5, отставая от Сингапура на 40%. По данным анализа ITIF, вопреки распространенному мнению, США не являются безусловным и недосягаемым лидером в плане конкурентоспособности в мире, но тем не менее, существенно опережают Европу.
В рамках группы ЕС-10 (Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения) также показатели заметно колеблются. Польша набирает по сумме баллов на 45% меньше, чем США, а Эстония опережает Испанию.
По динамике развития в группе ведущих европейских стран Германия и Италия занимают пятое и шестое место с конца, в свою очередь, быстро продвигаются в направлении инноваций Дания, Ирландия и Швеция.
Лидеры глобального списка — в Азии. Сингапур занимает первую строчку таблицы, опережая по сумме баллов США на 15% и ЕС-15 на 40%.
В целом, наблюдаемые тенденции указывают, что без согласованных государственных мер в США и Европе в направлении инноваций и повышения конкурентоспособности наступивший век станет веком не Атлантического, а Тихоокеанского региона, точнее — Юго-Восточной Азии.
И тот факт, что США больше не являются лидерами, и то, что развитие их идет медленнее, чем во всех других странах, показывает, что почивать на лаврах — опасная тактика. Как для США, как и для любого другого государства.
Россия занимает в итоговом рейтинге инновационности 35 место (сумма баллов — 35,1). Более высокий результат — 8 позиция (15,2 балла) — по динамике инновационных изменений.
2.3 Открытые и закрытые инновации
Сегодня открытые инновации можно назвать парадигмой, соединяющей исследования из различных областей науки управления. Этот термин все еще обсуждают, и многие утверждают, что понятие «открытые инновации» имеет гораздо более широкое значение, чем первоначально предложенное Генри Чесбро в книге «Открытые инновации. Новый путь и использование технологий» (2003).
В последнее время крупнейшие корпорации (IBM, Intel, Procter&Gamble и др.) начали выстраивать и применять концепцию открытых инноваций. Более того, многие топ-менеджеры утверждают, что открытые инновации уже являются не источником конкурентоспособного преимущества, а необходимостью. Следует отметить, что на сегодняшний момент тема открытых инноваций еще не получила широкого обсуждения в отечественной научной среде и предпринимательской практике. В то время как в западной экономической мысли она очень быстро распространяется и развивается. С 2004 по 2009 г. было проведено 8 крупнейших международных экономических конференций: «Управление открытыми инновациями» (Academy of Management,2004,США), «Глобализация и открытые инновации (ОЭСР, 2006), «Открытые инновации» (European Academy of Management, 2007 ), «Пользовательские и открытые инновации (Hamburg University of Technology,2009) и др. так что же такое открытые инновации? Основоположник концепции Г.Чесбро определяет открытые инновации как целенаправленную реализацию различными организациями притока и оттока знаний, предпринимаемую с целью повышения их внутренней инновационной активности и для расширения возможностей использования инноваций во внешней среде. В таблице демонстрируются контрасты старых и новых подходов к разработке и реализации инноваций[2].
Таблица 1 – Принципы закрытых и открытых инноваций
Закрытые инновации | Открытые инновации |
Ведущие специалисты работают на нас | Мы должны работать с ведущими специалистами внутри и за пределами компании |
Чтобы получить прибыль от НИОКР, мы должны сами найти идею, разработать ее и вывести на рынок | На рынке есть много инновационных идей, которые могут принести прибыль. Отделу НИОКР необходимо позаботится о том, чтобы часть этой прибыли досталась нашей компании |
Компания, которая первая выводит инновацию, считается лидером рынка. | Построить наиболее оптимальную бизнес-модель нам намного эффективнее, чем первыми выйти на рынок. |
Если мы создадим самое большое количество и самые лучшие инновации в нашей отрасли, мы будем лидерами. | Если мы сможем наилучшим образом использовать инновации, мы будем лидерами. |
Если мы сами сделаем открытие, мы первыми выведем его на рынок. | Нам не нужно быть первооткрывателями, чтобы получить прибыль от открытий. |
Мы должны контролировать нашу интеллектуальную собственность, чтобы конкуренты не воспользовались нашими идеями. | Мы должны получать прибыль от использования другими нашей интеллектуальной собственности, а мы должны приобретать чужую интеллектуальную собственность, если это будет способствовать развитию нашей бизнес-модели. |
Примечание – источник:[2,с.35]
14
3 Инновационная политика Республики Беларусь
Последние десятилетия проблемы инноваций, перехода к инновационному экономическому росту стали предметом особого внимания как зарубежных, так и отечественных экономистов. Такие особенности инновационной деятельности, как высокий социально-экономический потенциал, индивидуальность инноваций и высокая степень риска, обуславливают необходимость всестороннего изучения этой сферы деятельности. Для Беларуси вопросы перехода экономики на инновационный путь сегодня особенно актуальны.
В условиях современных темпов развития науки и техники инновационные приоритеты экономики страны должны объективно определяться не только по узловым направлениям преодоления технологического отставания в развитии отдельных отраслей, сфер деятельности, в производстве важнейших видов продукции, обеспечении ее качественных параметров и конкурентоспособности, но и по критериям прироста социально-экономи-ческой эффективности каждого нового воспроизводственного цикла, каждого кругооборота капитала, как определяющей предпосылки достижения долгосрочных целей сбалансированного устойчивого экономического роста нового качества на всех уровнях народного хозяйства страны.
Важно, чтобы национальная экономика была конкурентоспособной в глобальном масштабе. Необходимо достичь того, чтобы белорусские товары пользовались спросом и на внутреннем рынке, и за рубежом, а граждане получали достойное вознаграждение за свой труд. Это произойдёт, только если экономика станет на инновационный путь развития. Главным механизмом финансирования инновационной деятельности являются инновационные фонды.
Для оценки инновационной активности существует целый ряд индикаторов, которые характеризуют эффективность инновационного развития. Рассмотрим важнейшие индикаторы.
Наукоемкость ВВП. Пороговое значение этого индикатора составляет не менее 2%. В Республике Беларусь в настоящее время наукоемкость ВВП составляет менее 1%.
Доля инновационно активных предприятий – 14%. Пороговое значение составляет 20%.
Первоначально необходимо разобраться в факторах, которые противодействуют развитию инновационной политики народного хозяйства Ре6спублики Беларусь. Данные факторы удобно представить в виде таблице.