Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа
В современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций и инвестиций. Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществлять, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно – исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений, для чего требуются значительные инвестиции.
Таблица 2 – Факторы, противодействующие развитию инноваций в Беларуси
Экономические | Производственные | Другие |
Недостаток собственных средств предприятий | Низкий инновационный потенциал организации | Недостаточно законодательных и нормативных правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность |
Недостаток финансовой поддержки государства | Недостаток квалифицированного персонала | |
Низкий платежеспособный баланс | Недостаток информации о новых технологиях | |
Высокая стоимость нововведений | Недостаток информации о рынках сбыта |
Неразвитость инновационной структуры |
Высокий экономический риск | Невосприимчивость организаций к нововведениям | |
Длительные сроки окупаемости инновационных проектов | Недостаток возможности кооперирования с другими предприятиями, научными организациями |
Неразвитость рынка технологий |
Примечание – Источник: [3, с.39]
Большое внимание государством уделяется созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу, что в целом призвано способствовать развитию производства, основанного на новых и высоких технологиях. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 года №12 “О парке высоких технологий” в республике созданы парки высоких технологий.
Стремление к конкурентоспособности белорусской продукции на внутреннем и внешнем рынках обусловливает необходимость освоения новых изделий. Ежегодно в нашей стране, только за счёт бюджета создаётся порядка 400 новых технологий, в их числе есть и принципиально новые, не имеющие аналогов в мире. У нас развиваются такие направления, как новые материалы, порошковая металлургия, биотехнологии, тепло- и массообменные процессы и некоторые другие. Так что потенциал отечественной науки остаётся достаточно высоким.
Проблема в другом, в стране очень низкая коммерциализация проектов. В Америке коммерческого успеха достигают до 30% технологий, в ЕС - 20%, а на постсоветском пространстве – не более 3%. Одна из причин связана с отсутствием должного вознаграждения ученых (разработчиков и изобретателей) за результаты интеллектуального труда, т.е. тех, кто, как показывает мировая практика, не только создаёт, но и продвигает научные разработки в производство.
В Беларуси научные организации не продают свои разработки. Во-первых, нет финансовых стимулов, а во-вторых, необходимо потратить немало времени и сил, чтобы заручиться одобрением госзаказчика – вышестоящего органа госуправления. Пока всё, что создано на бюджетные средства, принадлежит государству.
В целом для появления инноваций и их коммерциализации необходимы минимум два условия. Первое – возможность быстро создать и быстро закрыть бизнес, что снижает риски в сфере высоких технологий. Второе – развитые финансовые и товарные рынки, а также рынок труда, повышающие оборачиваемость экономических ресурсов.
Республика Беларусь находится на этапе формирования и становления национального законодательства в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В условиях рыночной социально ориентированной экономики необходимо, чтобы оно основывалось на принципе государственно-частного партнерства.
Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.
Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. Глава государства отметил необходимость внедрения эффективной формы организации исследований на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики.
В соответствии с провозглашенной стратегией разработана Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь.
Государственная программа инновационного развития РБ – основное звено белорусской инновационной экономики.
Стратегическая цель программы: создание конкурентоспособной на мировом рынке, ресурсо- и энергосберегающей экономики, обеспечивающей устойчивое развитие страны.
Основные задачи программы: построение национальной инновационной системы; формирование благоприятной для инновационной деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды; модернизация материально-технической базы производства на основе новых и высоких технологий; развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения.
Ожидаемые результаты выполнения Государственной программы инновационного развития РБ
В основу стратегии модернизации заложен 6-уровневый принцип. 1 уровень предусматривает создание новых и важнейших производств. 2 уровень предусматривает создание новых высокотехнологических производств на действующих предприятиях. 3 уровень предполагает модернизацию действующих производств на основе внедрения передовых технологий. 4, 5 и 6 уровни модернизации предусматривают реализацию мероприятий в рамках программ инновационного развития конкретных отраслей и регионов страны.
Выполнение мероприятий позволит:
создать дополнительные рабочие места;
увеличить поступления в бюджет за счет увеличения объемов производства;
повысить образовательный уровень населения;
решить экологические и социальные проблемы[4].
На финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, предусмотренных президентскими, государственными народнохозяйственными и социальными программами, государственными, отраслевыми и региональными научно-техническими программами, в 2009 г. из бюджета выделено около 193 млрд рублей.
В целях сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического и инновационного комплекса страны создан единый механизм планирования подготовки научных работников высшей квалификации на основе государственного заказа. Государство оказывает существенную поддержку талантливым молодым ученым. В 2009 г. 195 молодым ученым назначены стипендии Президента Республики Беларусь и выделено свыше 160 грантов Министерства образования и Национальной академии наук Беларуси.
Анализ состояния системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности в Республике Беларусь свидетельствует о том, что в данной сфере имеется ряд проблем, требующих незамедлительного решения. На сегодняшний день образовательные стандарты подготовки специалистов по инновационным специальностям в Республике Беларусь не адаптированы к реальным потребностям современной экономики. Существует необходимость в организации системы прогнозирования и планирования подготовки кадров для инновационных и научных организаций республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Другой особенностью институциональной модели белорусской науки является незначительное «присутствие» высшей школы в научном потенциале страны. Численность работников, занятых научными исследованиями и разработками, в секторе высшего образования на конец 2008 г. составляла 10,4% от общей численности работников, выполнявших научные исследования и разработки в целом по республике.
Для решения проблемы интеграции науки и производства в нашей стране создаются научно-практические центры. В первую очередь они созданы в сфере медицины, в аграрном секторе, материаловедении. Это перспективная форма реализации инноваций. Подчинение деятельности научно-технического персонала единым практическим целям, комплексная разработка научных, технических, технологических вопросов, осуществляемых в рамках единого предприятия, — путь, по которому развивается научно-технический прогресс наиболее передовых стран мира.
В целях минимизации негативных последствий мирового финансового кризиса на экономику Беларуси следует сохранить и развивать достигнутый уровень интегрированности науки и производства, не допустить разрыва кооперационных связей ученых и производственников. Для обеспечения взаимодействия научно-исследовательских институтов, научных подразделений системы высшего образования и организаций по разработке и производству новых конкурентоспособных товаров необходимо активизировать работу в рамках научно-технических программ и развития фирменной науки в стране.
Сотрудничество в сфере науки, образования и технологий должно быть сосредоточено в тех регионах и научных областях, которые являются особенно важными для Беларуси, или в которых компетенция белорусских ученых наиболее высока, или имеется особенно высокий потенциал для развития. Для адекватного реагирования на вызовы глобальной конкуренции Беларуси необходимо реализовать национальную стратегию, основанную на высоком интеллектуальном потенциале белорусских ученых и создании конкурентоспособной инновационной продукции.
С этой целью Правительством Республики Беларусь разрабатывается Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы и на перспективу, в которой основными стратегическими целями и задачами определены следующие:
развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности, разработка основных приоритетных направлений инновационной и инвестиционной деятельности;
повышение уровня конкурентоспособности реального сектора экономики;
повышение экспорта товаров, услуг, технологий;
рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды;
развитие регионов, малых и средних городов, районов;
вовлечение в инновационный процесс малых и средних предприятий;
развитие свободных экономических зон;
инновационное развитие в сфере энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии;
развитие системы информационного и идеологического обеспечения программы.
Правительством Республики Беларусь уделяется особое внимание созданию эффективного механизма правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности, в котором особое место должны занимать правовые инструменты государственного стимулирования и поддержки научной и инновационной деятельности.
Учитывая, что государство не только декларирует необходимость разработки новых технологий, но и непосредственно участвует в организации процесса их разработки и внедрения, жизненно необходимым становится построение эффективного механизма правового регулирования всех аспектов инновационного процесса: от финансирования, проведения научных исследований и разработок до реализации инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Республика Беларусь находится на этапе формирования и становления национального законодательства в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В условиях рыночной социально ориентированной экономики необходимо, чтобы оно основывалось на принципе государственно-частного партнерства.
В настоящее время разрабатываются нормативные правовые акты, в том числе проект Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике», определяющие такие основополагающие понятия как «инновационная политика», «субъект инновационной деятельности», «инновационно активная организация», критерии для определения инновационной продукции и др. Названными актами устанавливаются правовые нормы, обеспечивающие достаточные экономические стимулы для осуществления инновационной деятельности как субъектами малого предпринимательства, так и крупными хозяйствующими субъектами; нормы прямого действия, предусматривающие предоставление субъектам инновационной деятельности определенных преимуществ перед иными субъектами хозяйствования.