Инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание

Сегодня экономика России выходит на новый уровень хозяйственных отношений, который характеризуется началом активных интеграционных процессов в мировую экономическую систему. Такое развитие событий не только создает предпосылки для дальнейшего поступательного развития нашей страны, но и предъявляет более жесткие требования к повышению ее конкурентоспособности, технической реконструкции ее устаревшего производственного аппарата, формированию широкой прослойки отечественных предпринимателей инновационной направленности, менеджеров всех уровней, которые не только осознают безальтернативность для нашей страны инновационному типу развития, но и могут создать реальные условия для этого.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ 4
2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
РОССИИ 9
2.1. Основы концепции национальной инновационной системы 9
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДДЕРЖКИ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
3.1. Роль государства в регулировании инновационной деятельности 12
3. 2. Направления инновационной политики государства в России 14
3. 3. Условия реализации инновационной политики государства 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа состоит из  1 файл

13088ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИННОВАЦИОННАЯ  АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ

 ИННОВАЦИОННОГО  ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ 4

2. ФОРМИРОВАНИЕ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

РОССИИ 9

2.1. Основы концепции  национальной инновационной системы 9

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СТРАТЕГИЯ ПОДДЕРЖКИ

   ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12

3.1.  Роль государства  в регулировании инновационной  деятельности 12

3.  2. Направления  инновационной политики государства  в России 14

3. 3. Условия  реализации инновационной политики  государства 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Качественные  сдвиги в современной экономике  демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия.

 Это означает, что доминантой в становлении  модели экономического роста  в XXI веке должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг1.

Инновационность становится неотъемлемой характеристикой современной экономики. Это в равной мере относится как к государствам и их сообществам, так и к отдельным компаниям. Инновационная направленность — императив не только сегодняшнего дня, но и ближайшего будущего человеческой деятельности в любой сфере.

Сегодня экономика  России выходит на новый уровень  хозяйственных отношений, который характеризуется началом активных интеграционных процессов в мировую экономическую систему. Такое развитие событий не только создает предпосылки для дальнейшего поступательного развития нашей страны, но и предъявляет более жесткие требования к повышению ее конкурентоспособности, технической реконструкции ее устаревшего производственного аппарата, формированию широкой прослойки отечественных предпринимателей инновационной направленности, менеджеров всех уровней, которые не только осознают безальтернативность для нашей страны инновационному типу развития, но и могут создать реальные условия для этого.

             

1. ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ

Эффективное использование  инновационного потенциала в значительной мере зависит от того, насколько эффективно срабатывают избранные формы и факторы развития этого потенциала. Трансформационные процессы, которые осуществляются в России, обострили вопрос становления, использования и сохранение имеющегося научно-технического и экономического потенциала. Выбор факторов становления и использования инновационного потенциала требует аналитической оценки существующих производственных мощностей, рыночной инфраструктуры, интеллектуальных, трудовых и природных ресурсов.

Не существует универсальной модели активизации инновационной деятельности для всех без исключения предприятий. Но эту проблему можно решить исходя из реалий экономической трансформации. Большинство российских предприятий корпоративного сектора находятся сегодня в состоянии реструктуризации. Для малых предприятий производственного профиля все более актуальной становится проблема их конкурентоспособности в условиях глобализации экономики. Поэтому одной из важных задач является становление и эффективное использование инновационного потенциала, разработка стратегий научно-технической деятельности предприятий, поиск путей привлечения адекватных рыночной системе механизмов заинтересованности всех участников инновационного процесса.

При этом нужно  исходить из особенностей России, которые связаны с ограниченностью инвестиционных ресурсов для инновационного развития. Приобретение лицензий, ноу-хау на известные мировые технологии, несмотря на большие преимущества, имеют ограниченный спектр применения для развития отечественной научно-технической сферы. Поэтому факторы становления и эффективного использования инновационного потенциала следует искать, прежде всего, на пути прекращения распада отечественной науки, создания стратегических конкурентных преимуществ национальной экономики и формирования надежных механизмов эффективной деятельности инновационных предприятий2.

За период социально-экономических  реформ экономика России претерпела значительные изменения. Она стала  более открытой, возникли финансовые рынки, проведена приватизация государственных предприятий, на товары установились свободные цены. За это стране пришлось заплатить беспрецедентным падением основных экономических и социальных показателей (объемов производства, инвестиций в реальный сектор экономики, уровня обеспеченности необходимыми предметами потребления за счет собственного производства), ниже критического износом основных фондов предприятий, ухудшением благосостояния большинства населения России и др.

Тем не менее, несмотря на наличие огромного научного и интеллектуального потенциала, в период перестройки, проведения социально-экономических реформ, становления рыночных отношений в стране экономическая ситуация резко ухудшилась, снизилась эффективность деятельности отечественных предприятий, остается значительным количество убыточных предприятий.

Основательный анализ и обобщение практики передовых стран дают возможность сделать вывод о том, что перспективное решение проблем в этой сфере должно осуществляться в таких направлениях:

1. Доведение до рационального уровня загрузки существующих производственных мощностей. Возрастание объемов производства вследствие полного использования существующего производственного потенциала станет важной предпосылкой ослабления финансовых ограничений инвестиционного процесса. Результатом этого будет рост ВВП, стабилизация бюджета, повышение доходов населения, что, в свою очередь, позволит активизировать инвестиционные процессы на основе внутренних источников финансирования, создаст благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций.

2.  Осуществление  инновационной направленности инвестиций. Именно путем переориентации капиталовложений на внедрение инновационных технологий развитые страны решали противоречие между уменьшением возможностей для осуществления капиталовложений и необходимостью радикального обновления производственного аппарата. При этом модернизация производства не должна сводиться лишь к замене устаревшего оборудования и приобретения лицензий на новые технологии, что приведет к росту затрат вследствие повышения капиталоемкости производственного процесса. Необходимо постоянно совершенствовать приобретенные за рубежом оборудование или технологии, создавать и осваивать на основе собственного инновационного потенциала новое технологическое оборудование и технологические процессы.

3.  Перестройка  производства с целью усиления  его инновационной направленности и повышения способности внедрять инновации. Для этого целесообразным    является  формирование   объединений,  научно-про-

изводственных консорциумов, холдингов, промышленно-финансовых групп, что даст возможность эффективно объединить отечественный производственный потенциал с инвестиционными возможностями финансовых учреждений при интенсивном использовании достижений в сфере науки и техники. Создание соответствующих организационно-экономических форм деятельности предпринимателей вместе с усилением конкурентной направленности науки на основе перераспределения его потенциала в наиболее эффективные сферы будет оказывать содействие возрождению отечественного производства, усилению инновационного потенциала страны.

4.  Повышение  комплексности и глубины переработки  сырья отечественными предприятиями, что позволит России поменять имидж страны как источника дешевого сырья для   развитых стран. Производство товаров на базе интенсивного использования существующего научно-технического потенциала обеспечит повышение конкурентоспособности национального производителя, а также снижение доли сырьевых ресурсов в общем объеме экспорта.

5. Переориентация производственных фондов ВПК на производство товаров социального назначения. Это позволит эффективнее использовать недозагруженные основные фонды  военно-промышленного комплекса, обеспечивая при этом социальный эффект.

6. С точки  зрения инновационной стратегии недостаточно лишь стимулировать импортозамещение. Целесообразнее создавать экспортные производства и за счет этого обеспечивать импорт необходимой продукции. Лишь по мере развития национального производства импортная продукция может быть заменена отечественной. Для укрепления и расширения экспортного потенциала страны важным будет переход российских предприятий на мировые технологические и экологические стандарты.

7. Переход на ресурсо- и энергосберегающие технологии. В современном мире невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, не минимизируя затраты энергии, материальных и трудовых ресурсов. Тем не менее сравнительный анализ эффективности использования энергетических ресурсов разными странами, проведенный в 1994 г. американскими экономистами Зенгом, Мак Карте и другими, показал, что для производства того же количества продукции в России расходуется в 2 раза больше энергии, чем в Венгрии, в 3 раза больше, чем в Аргентине, в 4 раза больше, чем в Мексике и Турции, и в 10 раз больше, чем во Франции, Испании или Австрии3. Таким образом, переход на ресурсосберегающие технологии должен стать одним из самых приоритетных направлений экономической политики государства. При этом приоритет сначала должен предоставляться тем отраслям, где сохранился научно-технический потенциал и страна имеет сравнительные конкурентные преимущества (авиастроение, ядерная энергетика, оптика и некоторые другие). Подъем этих отраслей создаст благоприятные условия для развития и технического переоснащения других, смежных отраслей экономики.

8. Ориентация  отечественных предприятий на  освоение базисных инноваций,  что даст возможность создавать  товары и технологии качественно  более высокого уровня и обеспечить конкурентоспособность предприятий на внутреннем и внешнем рынках, Внедрение улучшающих инноваций и в особенности псевдоинноваций приводит к неэффективному использованию значительных финансовых ресурсов, которые можно было бы использовать на модернизацию производства, а реально — росту морально и физически устаревшего оборудования на промышленных предприятиях страны.

9. Содействие  развитию изобретательства и  обеспечение надежной патентной  защиты результатов отечественных  фундаментальных и прикладных исследований как внутри страны, так и за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

2.1. Основы  концепции национальной инновационной  системы

Понятие национальной инновационной системы в последнее  десятилетие используется во всех работах, посвященных экономическим аспектам технико-технологического прогресса. Это произошло во многом благодаря активности Организации экономического сотрудничества и развития, а также других международных организаций, в частности Мирового Банка. Под эгидой этих организаций в последние годы было выполнено большое количество аналитических исследований, посвященных проблемам трансформации национальных экономик из традиционных в современные или индустриальные и постиндустриальные, т. е. основанные на знаниях.

Национальная инновационная система представляет собой совокупность экономических субъектов — институтов, производящих новые знания (научных и инновационных структур, технологических, аналитических центров, которые соединены множеством взаимосвязей), а также правовых, финансовых, социальных институтов, общественных норм и этических ценностей, участвующих в создании новых знаний, их хранении, распространении, трансформации в новые технологии, продукты и услуги, потребляемые обществом. Все эти компоненты системы совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую государству для формирования и реализации политики, определяющей инновационный процесс. Они обеспечивают хозяйственное развитие и рост качества жизни путем генерирования, инвестирования и практического применения результатов инновационной деятельности. Таким образом, знания в инновационной экономике не являются локальным элементом, они трансформируются в непрерывный поток нововведений, отвечающий динамично меняющимся потребностям, а часто и формирующий эти потребности.

Понятие национальной инновационной системы отличается от понятия инновационного процесса в экономике. В соответствии с  традиционным пониманием инновационный  процесс, или деятельность по созданию и внедрению новой технологии либо продукта, услуги, начинается с фундаментальных исследований. На базе результатов этих исследований развертываются прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, получают первые образцы, на основе которых создаются продукты, продвигаемые на рынок. Напротив:

1.  Концепция  национальной инновационной системы  отходит от чисто технологического  подхода к инновационному процессу  как к однонаправленной цепочке  последовательных действий по  продвижению новшества от фундаментальных исследований до прикладных разработок и опытного производства. В ней учитывается мотивация отдельных экономических субъектов и в то же время их совместная деятельность на всех уровнях и стадиях инновационного процесса.

2.  Первостепенная  роль в инновационном процессе отводится отношениям, связям между его отдельными субъектами как внутри страны, так и на мировом уровне.

3.  Важное  место занимают институциональные  факторы, прежде всего правовые  нормы и законы, регулирующие  эти отношения, политические правила игры, моральные и этические установки, национальный менталитет.

Таким образом, в национальной системе эффективность  инновационных процессов зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самих экономических субъектов (фирм, научных организаций, различных инновационных структур), но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами (такими, как ценности, нормы, право). Национальный характер инновационной системы во многом определяется именно действующим в данный момент национальным законодательством, причем не только формальным, но и неформальным, определяемым ментальными и моральными установками общества. Это обстоятельство особенно важно для российского менталитета, так как, с одной стороны, на этом законодательном поле еще много белых пятен, а с другой, именно в России отношения, прежде всего, регулируются не формальными законами, а их неформальными субститутами.

Информация о работе Инновационная деятельность