Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:37, курсовая работа
Сегодня экономика России выходит на новый уровень хозяйственных отношений, который характеризуется началом активных интеграционных процессов в мировую экономическую систему. Такое развитие событий не только создает предпосылки для дальнейшего поступательного развития нашей страны, но и предъявляет более жесткие требования к повышению ее конкурентоспособности, технической реконструкции ее устаревшего производственного аппарата, формированию широкой прослойки отечественных предпринимателей инновационной направленности, менеджеров всех уровней, которые не только осознают безальтернативность для нашей страны инновационному типу развития, но и могут создать реальные условия для этого.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ 4
2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
РОССИИ 9
2.1. Основы концепции национальной инновационной системы 9
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДДЕРЖКИ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
3.1. Роль государства в регулировании инновационной деятельности 12
3. 2. Направления инновационной политики государства в России 14
3. 3. Условия реализации инновационной политики государства 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
— усиление
позиций отечественных
— снижение издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь — энергоснабжения);
— увеличение доли продукции высокой степени переработки;
— повышение
эффективности использования
— обеспечение гибкости производства.
Необходимо отметить, что в федеральных программах РФ ставятся приоритетные задачи, соответствующие мировым направлениям научно-технического развития, прописываются финансово-экономические механизмы их реализации, пути выхода на мировые рубежи, государство берет на себя проблему поддержки коммерциализации технологий как часть целого механизма создания и реализации нововведений.
Однако сами программы недостаточно консолидированы, те приоритеты, которые в них отражены, на практике реализуются очень медленно, если вообще реализуются. Принимаемые меры в целом несистемны и непоследовательны. В результате складываются отдельные невзаимосвязанные компоненты инфраструктуры инноваций. Ряд стадий инновационного цикла не получают необходимого финансового, информационного и инфраструктурного обеспечения. В первую очередь это касается фундаментальных исследований, начинающих малых фирм, приступающих к коммерциализации результатов исследований и разработок, стимулирования развития связей между ключевыми участниками процесса коммерциализации (научными организациями, малыми инновационными предприятиями, крупным бизнесом).
В программах отсутствует координация тематики и подходов. Финансирование, как правило, производится не под проекты, а под структуры, т. е. сохраняется принцип ведомственного финансирования, присущий директивной экономике централизованного планирования. Программы не ориентированы на развитие критических, самых приоритетных технологий, в первую очередь гражданских, связанных с накоплением человеческого потенциала, реализацией способностей и возможностей человека, с повышением качества жизни. Первостепенное место уделяется военным программам, а это значит, что начинается новый виток милитаризации экономики. При реализации программ недостаточно усилий прикладывается для определения четких критериев отбора проектов, установления рыночной целесообразности программных мероприятий, оценки эффективности государственных научно-технических и инвестиционных программ, обоснования соотношения государственных и внебюджетных источников финансирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подъем отечественного производства невозможно осуществить без его технологического перевооружения, инновационной ориентации и научного обеспечения. При этом важное значение имеет не только сохранение и эффективное использование существующего производственного и инновационного потенциала России, а постепенное его повышение до уровня развитых стран.
Одной из приоритетных задач становится развитие экономики, основанной на знаниях, формирование которой может осуществляться за счет изменения экономической структуры в пользу перерабатывающих и особенно высокотехнологичных отраслей. В отношении сферы науки необходимо оптимизировать масштабы и структуру научно-технической сферы, значительно повысить ее эффективность и направленность на достижение конкретных результатов.
В этой
связи предусматриваются
— оптимизация организационной и кадровой структуры науки;
— создание новых элементов инфраструктуры национальной инновационной системы;
— развитие наукоемких отраслей
(в первую очередь информационно-
— усиление внимания к оборонным НИОКР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Логосов И. А. Потенциал современной России. В: Стратегический ответ России на вызовы нового века. М., Наука, 2007. С. 137.
2Инновационный путь развития для новой России. М.: Наука, 2005. С. 11.
3Макаренков Н. Л. Инноватика: Учеб. пособие. — М.: КомКнига, 2005. С. 196.
4 Барышева А. В., Балдин К. В., Галдицкая С. Н., Ищенко М. М., Передеряев И. И. Инновации: Учебное пособие. — М.: Йздательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2007. С. 101.
5 Логосов И. А. Потенциал современной России. В: Стратегический ответ России на вызовы нового века. М., Наука, 2007. С. 137.