Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучить инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении.
Задачи исследования:
Изучить инновационные процессы. продукты;
Рассказать о регулировании инноваций в отечественном машиностроении;
Перечислить перспективы инновационных продуктов в отечественном машиностроении.
Провести экономические расчеты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………………..3
Глава 1. Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении …………………………………………..5
1.1 Инновационное развитие отечественного машиностроения…………..…..7
1.2. Инновационно-технологическое развитие машиностроение…………….14
1.3. Перспективы развития инновационных продуктов в отечественном машиностроении……….. ……………………………………………………….
Глава 2: Производственные ресурсы и эффективность и их использования……………………….………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа состоит из  1 файл

Экономика отрасли 10.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования

 "Псковский государственный политехнический институт" 
 
 

Кафедра экономики и управления на предприятии 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по курсу  “ Экономика отрасли” 

    по  тему «Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении» 

          Вариант №10  
     

Преподаватель: Звягенцева  Т.В 
 

ПСКОВ

2010

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………………..3

Глава 1. Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении …………………………………………..5

1.1 Инновационное развитие отечественного машиностроения…………..…..7

1.2. Инновационно-технологическое развитие машиностроение…………….14

1.3. Перспективы развития инновационных продуктов в отечественном машиностроении……….. ……………………………………………………….

Глава 2: Производственные ресурсы и эффективность и их использования……………………….………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Одним из важнейших направлений решения  задач инновационной экономики  является создание инновационных кластеров, реализующих конкурентный потенциал  территорий, формирование ряда инновационных  высокотехнологичных  новой модели пространственного развития отечественного машиностроения.

     В настоящее времени использование  инновационного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке. На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров.

     Несмотря на предпринятые меры по формированию кластеров до сих пор отсутствуют механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров; отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики; ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников; не разработаны механизмы инвестирования инновационного развития кластеров; механизмы преодоления разрывов в цепочке образование-наука-производство. Устранение вышеперечисленных недостатков становится наиболее актуальным в связи с тем, что на 2011-2013гг. планируется «… направить на совместную исследовательскую деятельность ведущих университетов с промышленными компаниями около 30 млрд. руб.».

     В этой связи требуется исследование теоретических, методологических и  практических проблем инвестирования инновационной деятельности машиностроительных предприятий на основе кластерного подхода.

     Теоретической основой исследования являются: современная  теория управления инновационной и  инвестиционной деятельностью, труды  отечественных и зарубежных ученых по проблемам сущности инвестирования инновационной деятельности; законодательные акты и нормативные материалы, регламентирующие деятельность машиностроительных предприятий

Цель  работы: Изучить инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении.

Задачи  исследования:

  1. Изучить инновационные процессы. продукты;
  2. Рассказать о регулировании инноваций в отечественном машиностроении;
  3. Перечислить перспективы инновационных продуктов в отечественном машиностроении.
  4. Провести экономические расчеты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении

    1. Инновационное развитие отечественного машиностроении
 

       Ситуация в машиностроительной отрасли остаётся непростой. Утрачены многие передовые позиции в авиа-, судо- и станкостроении, производстве машин, приборов и оборудования для отраслей оборонной и гражданской промышленности. Износ основных фондов и оборудования в тяжёлой промышленности составляет более 70%. Производительность труда отстаёт от уровня развитых стран в 4–5 раз, а средний уровень заработной платы в 10–12 раз.

             Существуют и внутренние диспропорции оплаты труда в машиностроении. По сравнению с сырьевыми отраслями  работники производств, занятых  выпуском наукоёмкой продукции, получают в 5–8 раз меньше.

             Удельный вес импортного оборудования в российском машиностроении превысил 40%. Это свидетельствует о возрастающей зависимости отечественного рынка оборудования от зарубежных разработок.  
Вместе с тем машиностроительный комплекс России по-прежнему сохраняет целый ряд конкурентных преимуществ.  
Важную роль в развитии отечественного машиностроения должно сыграть государство.

             В обществе и средствах  массовой информации идут острые дискуссии  о допустимом уровне государственного участия в экономике. Их суть сводится, с одной стороны, к тому, что  государство излишне вмешивается в регулирование рыночных отношений, само занимается инвестициями, созданием государственных холдингов и корпораций, а с другой, – стремится ограничить государственные вложения в экономику за счёт российских и иностранных инвесторов.

             На начальном этапе перехода от сырьевой экономики к экономике знаний без бюджетных ассигнований не обойтись. Ведь нам необходимо сконцентрироваться на фундаментальных научных исследованиях для накопления прикладных знаний и потребления их как товара, интеллектуального продукта в самых различных формах – технологиях, машинах, оборудовании, материалах. Для этого и создаются наукограды, технопарки и научно-исследовательские структуры в госкорпорациях. Такие научные центры уже давно существуют на Западе и служат основным источником роста экономики.  
Все развитые страны защищают и поддерживают своих производителей. Это выгодно и экономически и политически.  
        Важнейшей задачей государства является оказание финансовой и налоговой поддержки тем отраслям промышленности, где Россия занимает лидирующие, передовые позиции.

             Необходимо на законодательном уровне обеспечить равенство машиностроительных предприятий (независимо от форм собственности), которые выполняют государственные заказы для федеральных и региональных нужд.

             Необходим инновационный прорыв.

             Существует апробированная мировая концепция стратегического  инновационного прорыва. Суть её заключается  в том, что нужно выбирать те перспективные  направления, где можно быстро продвинуться вперёд, опережая уже достигнутый другими странами технологический уровень.

             Это вполне реально  для нашего государства. Сегодня  Россия не обременена вложениями капитала в устаревшие производства, что существенно  облегчает создание производственно-технических  систем нового уровня.

             В развитых западных странах используются четвёртые  – пятые поколения техники (технологические  уклады), а с развитием био- и  нанотехнологий можно говорить о  шестом технологическом укладе. Один технологический уклад в машиностроении имеет временной интервал 7–12 лет. При поступательном инерционном развитии четвёртый технологический уклад в нашей стране может быть достигнут только к 2015 г. Это значит, что России необходимо ускоренными темпами параллельно развивать и внедрять технологии пятого и шестого укладов. Тогда через 10–17 лет удастся наверстать имеющийся технологический разрыв.  

             С другой стороны, за это время и Запад уйдёт вперёд, могут появиться новые технологии, которые сегодня существуют только в виде идей. Поэтому нам нужно не пытаться догонять развитые страны в технологиях пятого уклада, а сосредоточиться на опережении, развитии ключевых направлений шестого технологического уклада, тех разработках, которые могут вывести нашу страну в мировые лидеры.

             Примеры подобных технологических  прорывов широко известны. Взять, допустим, опыт Китая, Индии, Сингапура, Тайваня. Эти государства за сравнительно короткое время смогли повысить свой инновационный уровень и войти в число технически развитых стран как раз за счёт опережающего роста очередного технологического уклада. Мобилизация сохранившихся внутренних резервов и конкурентных преимуществ.  Национальная инновационная система – это прежде всего генерация знаний, их перевод в наукоёмкую продукцию. Поэтому необходимы ясные и понятные правила и правовые механизмы, регулирующие этот процесс. У нас в стране есть отдельные правовые акты в сфере инновационной деятельности, но целостной системы нет. Опыт Финляндии, Соединённых Штатов Америки показывает, что нужны законы о национальной инновационной системе, в которых будет закрепляться весь комплекс правоотношений в этой сфере.  
 
Например, в США действуют законодательные акты: о передаче знаний из военной области в гражданскую и из гражданской области, которая создана на государственные средства, – в бизнес. В России подпитка коммерческих структур новейшими научными разработками, произведёнными за счёт государства, – исключение из правил.

             Поэтому для создания национальной инновационной системы  необходимо принятие закона об инновационной  деятельности, рассчитанного на перспективу. Мобилизация сохранившихся внутренних резервов и конкурентных преимуществ России позволят создать национальную инновационную систему и осуществить мощный технологический прорыв в экономике.

             Инновационный процесс – не только генерация идей, преобразованных в знания, но и их материализация в производстве.

             арушение баланса  в процессе материализации знаний в  производство подтверждается и количественными  изменениями в структурах, участвующих  в инновационном процессе. К примеру, число конструкторских бюро, призванных заниматься внедрением научных разработок в производство, начиная с 1985 года, уменьшилось в России почти в 5,5–6 раз. Количество же научно-исследовательских институтов, других организаций, разрабатывающих научные проекты, наоборот, возросло в 2,5 раза.

             Подъём промышленности невозможен без интенсификации внедрения  инновационных механизмов. Иначе  промышленный комплекс потеряет способность  к их восприятию, а наука будет  донором для развития зарубежных стран. Объективно оценивая ситуацию, следует отметить, что в последние годы российское машиностроение растёт, поднимается после многолетнего тяжелейшего кризиса. Его последствия ещё чувствуются. Это касается и финансового положения предприятий, и их технического состояния, и кадрового обеспечения, и многих других проблем. Однако, несмотря на все трудности, отечественному промышленному комплексу в отдельных сферах уже удаётся конкурировать с мощными научно-производственными объединениями развитых стран.  
 
Совершенно недопустима ситуация с использованием средств Инвестиционного фонда, которая складывалась несколько лет тому назад.

             Важным фактором, сдерживающим внедрение инноваций, является дефицит квалифицированных кадров. Переход на инновационный путь развития машиностроения требует инвестиций и в человеческий капитал.

       1.2. Инновационно-технологическое  развитие машиностроение

       Общим назначением машиностроения является создание активной части основного  капитала экономики. Машины и оборудование различного назначения, транспортные средства, узлы, приборы и агрегаты в процессе инвестиционно-строительной деятельности превращаются в основной капитал экономики и образуют производственный аппарат страны. Тем самым осуществляется воспроизводственный процесс в национальной экономике. Отечественное машиностроение в настоящее время не обеспечивает должным образом воспроизводство конкурентоспособной экономики в РФ. Почти половина топливно-сырьевого экспорта страны (более 100 млрд. долл. США) расходуется на импорт машин и оборудования, причем не в структурообразующие обрабатывающие производства.

Информация о работе Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении