Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа
Цель работы: Изучить инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении.
Задачи исследования:
Изучить инновационные процессы. продукты;
Рассказать о регулировании инноваций в отечественном машиностроении;
Перечислить перспективы инновационных продуктов в отечественном машиностроении.
Провести экономические расчеты.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………………..3
Глава 1. Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении …………………………………………..5
1.1 Инновационное развитие отечественного машиностроения…………..…..7
1.2. Инновационно-технологическое развитие машиностроение…………….14
1.3. Перспективы развития инновационных продуктов в отечественном машиностроении……….. ……………………………………………………….
Глава 2: Производственные ресурсы и эффективность и их использования……………………….………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
"Псковский
государственный политехнический
институт"
Кафедра
экономики и управления
на предприятии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по курсу
“ Экономика отрасли”
по
тему «Инновационные процессы и инновационные
продукты в отечественном машиностроении»
Вариант
№10
Преподаватель:
Звягенцева Т.В
ПСКОВ
2010
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……
Глава 1. Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении …………………………………………..5
1.1 Инновационное развитие отечественного машиностроения…………..…..7
1.2. Инновационно-технологическое развитие машиностроение…………….14
1.3. Перспективы развития инновационных продуктов в отечественном машиностроении……….. ……………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….47
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших направлений решения задач инновационной экономики является создание инновационных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных новой модели пространственного развития отечественного машиностроения.
В
настоящее времени
Несмотря
на предпринятые меры по формированию
кластеров до сих пор отсутствуют механизмы
методической, информационно-консультационной
и образовательной поддержки развития
кластеров; отсутствует необходимая координация
деятельности федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, объединений
предпринимателей по реализации кластерной
политики; ограничен набор инструментов
финансовой поддержки кластерных проектов
из бюджетных источников; не разработаны
механизмы инвестирования инновационного
развития кластеров; механизмы преодоления
разрывов в цепочке образование-наука-
В этой связи требуется исследование теоретических, методологических и практических проблем инвестирования инновационной деятельности машиностроительных предприятий на основе кластерного подхода.
Теоретической основой исследования являются: современная теория управления инновационной и инвестиционной деятельностью, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам сущности инвестирования инновационной деятельности; законодательные акты и нормативные материалы, регламентирующие деятельность машиностроительных предприятий
Цель работы: Изучить инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении.
Задачи исследования:
Глава 1. Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении
Ситуация в машиностроительной отрасли остаётся непростой. Утрачены многие передовые позиции в авиа-, судо- и станкостроении, производстве машин, приборов и оборудования для отраслей оборонной и гражданской промышленности. Износ основных фондов и оборудования в тяжёлой промышленности составляет более 70%. Производительность труда отстаёт от уровня развитых стран в 4–5 раз, а средний уровень заработной платы в 10–12 раз.
Существуют и
Удельный вес
Вместе с тем машиностроительный комплекс
России по-прежнему сохраняет целый ряд
конкурентных преимуществ.
Важную роль в развитии отечественного
машиностроения должно сыграть государство.
В обществе и средствах массовой информации идут острые дискуссии о допустимом уровне государственного участия в экономике. Их суть сводится, с одной стороны, к тому, что государство излишне вмешивается в регулирование рыночных отношений, само занимается инвестициями, созданием государственных холдингов и корпораций, а с другой, – стремится ограничить государственные вложения в экономику за счёт российских и иностранных инвесторов.
На начальном этапе
перехода от сырьевой экономики к экономике
знаний без бюджетных ассигнований не
обойтись. Ведь нам необходимо сконцентрироваться
на фундаментальных научных исследованиях
для накопления прикладных знаний и потребления
их как товара, интеллектуального продукта
в самых различных формах – технологиях,
машинах, оборудовании, материалах. Для
этого и создаются наукограды, технопарки
и научно-исследовательские структуры
в госкорпорациях. Такие научные центры
уже давно существуют на Западе и служат
основным источником роста экономики.
Все развитые страны защищают и поддерживают
своих производителей. Это выгодно и экономически
и политически.
Важнейшей задачей
государства является оказание финансовой
и налоговой поддержки тем отраслям промышленности,
где Россия занимает лидирующие, передовые
позиции.
Необходимо на законодательном уровне обеспечить равенство машиностроительных предприятий (независимо от форм собственности), которые выполняют государственные заказы для федеральных и региональных нужд.
Необходим инновационный прорыв.
Существует
Это вполне реально для нашего государства. Сегодня Россия не обременена вложениями капитала в устаревшие производства, что существенно облегчает создание производственно-технических систем нового уровня.
В развитых западных
странах используются четвёртые
– пятые поколения техники (технологические
уклады), а с развитием био- и
нанотехнологий можно говорить о
шестом технологическом укладе. Один
технологический уклад в
С другой стороны, за это время и Запад уйдёт вперёд, могут появиться новые технологии, которые сегодня существуют только в виде идей. Поэтому нам нужно не пытаться догонять развитые страны в технологиях пятого уклада, а сосредоточиться на опережении, развитии ключевых направлений шестого технологического уклада, тех разработках, которые могут вывести нашу страну в мировые лидеры.
Примеры подобных технологических
прорывов широко известны. Взять, допустим,
опыт Китая, Индии, Сингапура, Тайваня.
Эти государства за сравнительно короткое
время смогли повысить свой инновационный
уровень и войти в число технически развитых
стран как раз за счёт опережающего роста
очередного технологического уклада.
Мобилизация сохранившихся внутренних
резервов и конкурентных преимуществ.
Национальная инновационная система
– это прежде всего генерация знаний,
их перевод в наукоёмкую продукцию. Поэтому
необходимы ясные и понятные правила и
правовые механизмы, регулирующие этот
процесс. У нас в стране есть отдельные
правовые акты в сфере инновационной деятельности,
но целостной системы нет. Опыт Финляндии,
Соединённых Штатов Америки показывает,
что нужны законы о национальной инновационной
системе, в которых будет закрепляться
весь комплекс правоотношений в этой сфере.
Например, в США действуют законодательные
акты: о передаче знаний из военной области
в гражданскую и из гражданской области,
которая создана на государственные средства,
– в бизнес. В России подпитка коммерческих
структур новейшими научными разработками,
произведёнными за счёт государства, –
исключение из правил.
Поэтому для создания национальной инновационной системы необходимо принятие закона об инновационной деятельности, рассчитанного на перспективу. Мобилизация сохранившихся внутренних резервов и конкурентных преимуществ России позволят создать национальную инновационную систему и осуществить мощный технологический прорыв в экономике.
Инновационный процесс – не только генерация идей, преобразованных в знания, но и их материализация в производстве.
арушение баланса в процессе материализации знаний в производство подтверждается и количественными изменениями в структурах, участвующих в инновационном процессе. К примеру, число конструкторских бюро, призванных заниматься внедрением научных разработок в производство, начиная с 1985 года, уменьшилось в России почти в 5,5–6 раз. Количество же научно-исследовательских институтов, других организаций, разрабатывающих научные проекты, наоборот, возросло в 2,5 раза.
Подъём
Совершенно недопустима ситуация с использованием
средств Инвестиционного фонда, которая
складывалась несколько лет тому назад.
Важным фактором, сдерживающим внедрение инноваций, является дефицит квалифицированных кадров. Переход на инновационный путь развития машиностроения требует инвестиций и в человеческий капитал.
1.2. Инновационно-технологическое развитие машиностроение
Общим назначением машиностроения является создание активной части основного капитала экономики. Машины и оборудование различного назначения, транспортные средства, узлы, приборы и агрегаты в процессе инвестиционно-строительной деятельности превращаются в основной капитал экономики и образуют производственный аппарат страны. Тем самым осуществляется воспроизводственный процесс в национальной экономике. Отечественное машиностроение в настоящее время не обеспечивает должным образом воспроизводство конкурентоспособной экономики в РФ. Почти половина топливно-сырьевого экспорта страны (более 100 млрд. долл. США) расходуется на импорт машин и оборудования, причем не в структурообразующие обрабатывающие производства.
Информация о работе Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении