Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучить инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении.
Задачи исследования:
Изучить инновационные процессы. продукты;
Рассказать о регулировании инноваций в отечественном машиностроении;
Перечислить перспективы инновационных продуктов в отечественном машиностроении.
Провести экономические расчеты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………………..3
Глава 1. Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении …………………………………………..5
1.1 Инновационное развитие отечественного машиностроения…………..…..7
1.2. Инновационно-технологическое развитие машиностроение…………….14
1.3. Перспективы развития инновационных продуктов в отечественном машиностроении……….. ……………………………………………………….
Глава 2: Производственные ресурсы и эффективность и их использования……………………….………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа состоит из  1 файл

Экономика отрасли 10.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)
 
 

       

     Вывод: из построенных диаграмм мы наблюдаем  снижение  тенденцию развития транспортных средств. Начиная с 2006 года грузовые автомобили медленно, падает развитие изготовления и приобретения. Развитие практически нет. Это заметно по расчетам темпа роста. Среднегодовой рост грузооборота транспорта (33,6%)  является подтверждением низких темпов роста экономики. Наиболее тревожным фактом является малый рост в 2008 году с учетом низкого развития экономической сферы в условиях кризиса. С учётом низких темпов роста свидетельствует, что изношенность грузового транспорта может сказаться на качество работ и услуг.  Что касается темпов роста в области газа и нефтепродуктов то, кризис эту сферу миновал. Уровень объемов постоянно растет начиная с 2004 года по 2006 год рост объемов, немее в 2007, но в 2008 году рост практически на 40% больше, чем в 2007 г.

     Темп  роста и прироста в сельскохозяйственного машиностроения растет, что не скажешь о грузовом транспорте.

     Максимальный  темп роста грузовых машин составил в 2005 году, Максимальный тем роста  составил в 2008 году , следует добавить что темп прироста постоянно растет на протяжение всего исследования.

       Большая часть из созданных технологий внедряется на одном-двух предприятиях. Лидерами во внедрении новых технологий являются ММПП «Салют», Омский завод специальных  изделий, Волжский абразивный завод, Обнинский  центр порошкового напыления. Распространение технологий происходит крайне медленно. Это касается даже уникальных технологий, запатентованных в развитых странах и получивших золотые медали на международных салонах инноваций и изобретений. Некоторые технологии и оборудование нового поколения экспортируются, но остаются не востребованными российской промышленностью. Зарубежные передовые технологии в еще меньшей степени востребованы отечественной промышленностью - ведь здесь также нужно осваивать и тиражировать результаты, продукты, полученные по новым технологиям. При существующем уровне инвестиций в инновационно-технологическое перевооружение в настоящее время потребность в технологиях более чем на 90% удовлетворяется за счет отечественных разработок.

       Российское присутствие на мировом рынке технологий не оказывает сколько-нибудь значимого влияния на развитие научно-производственной базы экономики. При общем низком спросе на новые технологии количество приобретенных зарубежных технологий составляет 6-7% общего числа востребованных промышленностью. Что касается экспорта технологий, то такой показатель эффективности и конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности как отношение числа переданных новых технологий к числу приобретенных. в 2007 г. составил 13,5%.

       Крайне  низкие темпы внедрения новых  технологий являются следствием низкой инвестиционной активности, нацеленностью  бизнеса на извлечение быстрой и  высокой прибыли за счет природной  ренты и ее перераспределения  в отечественную и зарубежную недвижимость, зарубежные активы, не обслуживающие воспроизводственный процесс в российской экономике.

       В настоящее время в отраслях машиностроения обозначились две основные тенденции  инвестиционной деятельности:

       1) опережение роста инвестиций  в основной капитал по сравнению с ростом производства - норма инвестиций (отношение объема инвестиций к объему реализованной продукции) составила 5,0% по сравнению с 4,3% в 2004 г.; заметим, что величина нормы инвестиций в машиностроении является одной из самых низких в реальном секторе экономики;

       2) использование основной части  вложений в основной капитал  для обновления производственного  аппарата (табл. 2) - удельный вес затрат на машины и оборудование в среднем превышает 70%.

       Таблица 2

       Инвестиционная  активность отраслей машиностроения

Отрасль машиностроения Инвестиции  в основной капитал, % к объему реализованной  продукции Доля затрат на машины и оборудование в объеме инвестиций в основной капитал, %
Машиностроение  в целом 5,0 70,4
Тяжелое, энергетическое и транспортное 5,8 60,5
Электротехническая  промышленность 2,9 71,8
Химическое  и нефтяное 4,6 73,5
Станкостроение  и инструментальное производство 3,5 63,3
Приборостроение 4,5 79,2
Автомобильная промышленность 5,0 69,4
Тракторное  и сельскохозяйственное 15,9 80,2
Машиностроение  для легкой и пищевой промыш-      
ленности  и промышленности бытовых приборов 3,3 89,8

       Отсутствие  возможности получения долгосрочных кредитов на приемлемых условиях не позволяет  промышленным предприятиям обеспечивать инвестиции в НИ-ОКР и обновление производственного оборудования на уровне, необходимом для интенсивного развития инновационной сферы. Средний показатель инновационной активности в российской промышленности (доля инновационной продукции в объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий) - 12%. Для сравнения следует заметить, что в развитых странах этот показатель составляет 50% и более. В отраслях отечественного гражданского машиностроения средняя оценка инновационной активности равна 16%. Уровень инновационной активности здесь неоднороден - разброс показателя в отраслях весьма значителен: от 1,5% в подшипниковой промышленности до 51% в промышленности средств вычислительной техники.

       Выпуск  инновационной продукции - важнейший  результат внедрения прогрессивных технологий для повышения конкурентоспособности. Не менее значимы существенные позитивные сдвиги в ресурсосбережении и других направлениях повышения эффективности хозяйственной деятельности. Поэтому оценивание инновационной активности только по удельному весу инновационной продукции не дает полного представления об инновационной деятельности. Для исследования процессов инновационного развития промышленного сектора экономики необходимо определить масштабы производительных сил в инновационной сфере промышленности, измерить результаты инновационной деятельности и иметь возможность проводить аналитические сопоставления их с производственно-экономическими результатами. Поэтому масштабы инновационной деятельности в отраслях промышленности следует оценивать по показателю, построенному на использовании удельных весов продукции инновационно-активных предприятий и инновационной продукции в объеме производства отрасли. Агрегированные на уровне отрасли показатели деятельности инновационно-активных предприятий могут быть успешно использованы для аналитических выводов. Чем выше анализируемый показатель, тем более крупные предприятия отрасли активизируют инновационную деятельность, тем реальнее закрепление позитивных тенденций.

       1.3. Перспективы развития инновационных продуктов в отечественном машиностроении

     Проводяться разного рода международного форума «Технологии в машиностроении – 2010» – развитие отечественного машиностроения, продвижение российской продукции на мировой рынок, модернизация и технологическое развитие России. «Это мероприятие по своим масштабам, по глубине подхода к проблемам очень значительное. Мероприятие охватывает практически все отрасли машиностроения, демонстрирует передовые технологии и образцы инновационной продукции».

     В рамках данного форума по заказу ООО «Технопромэнерго» специалисты ROSAR Multimedia создали аудиовизуальный конвент для стенда «Технопромэнерго». Контент состоял из нескольких презентационных видеороликов. Брендированный анимированный видеоролик представлял собой видеомикс, отображающий сферы деятельности компании «Технопромэнерго». Значительный интерес посетителей форума вызвал презентационный фильм, посвященный проблемам и перспективам развития энергосервиса в России.

     В целом состояние машиностроение в России стабильное. В связи с  новыми проектами и программами данную отрасль будут финансировать и внедрядть новые технологии.

       Энергосберегающие технологии в меньшей степени  повлияли на эффективность производства. В среднем по отраслям гражданского машиностроения за последние пять лет  энергоемкость продукции снизилась на 5,6%, но в станкостроении и машиностроении для легкой и пищевой промышленности потребление энергии снизилось более чем на 20%, а в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении - почти на 35%.

       В меньшей степени инновационные и инвестиционные факторы повлияли на снижение трудоемкости продукции. В среднем по машиностроению трудоемкость увеличилась на 11,9%. Снижение трудоемкости было достигнуто в четырех отраслях. Наиболее значительное снижение трудоемкости имело место в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении (21,1%) и в машиностроении для легкой и пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов (18,2%). Снижение трудоемкости в этих отраслях обеспечено различными факторами: в первой -за счет эксплуатации нового производственного оборудования, а во второй - за счет преобладания сборочных операций по зарубежным технологиям.

       Результаты  инновационной деятельности в отраслях машиностроения, выраженные в показателях  эффективности хозяйственной деятельности, слабо коррелируют с параметрами инвестиционной и инновационной активности, что обусловлено в данном случае низким уровнем этих параметров. С другой стороны, показатели инновационной активности рассчитываются исходя из объемов выпуска инновационной продукции. Инновационная продукция может иметь меньшую ресурсоемкость, но доля этой продукции в объеме производства недостаточна для того, чтобы оказать сколько-нибудь существенное влияние на снижение ресурсоемкости в масштабах отрасли. Вместе с тем динамика ресурсосбережения с высокой степенью достоверности объясняется конкретными инновационно-технологическими факторами. Так, существенное снижение металлоемкости и энергоемкости в станкостроении и инструментальной промышленности является следствием использования в производстве прогрессивных технологий металлообработки, которые достаточно широко предлагаются на рынке технологий. Ограниченные масштабы внедрения этих технологий обеспечили тем не менее более высокий уровень ресурсосбережения в станкостроении по сравнению с большинством отраслей машиностроения. В химическом и нефтехимическом машиностроении этот же фактор обеспечил ресурсосбережение также выше, чем в среднем по машиностроению. В тракторном и сельскохозяйственном машиностроении лучшие по сравнению с другими отраслями машиностроения показатели энергосбережения и трудоемкости достигнуты за счет инвестиционного фактора. Норма инвестиций в этой отрасли более чем в 3 раза превышает средний показатель по машиностроению. Производственно-технологическая база тракторного и сельскохозяйственного машиностроения значительно лучше других отраслей укомплектована новым оборудованием. В машиностроении для легкой и пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов высокие показатели ресурсосбережения (и особенно один из самых низких в машиностроении показателей трудоемкости), обусловлены высокой долей сборочных работ из импортных комплектующих. В наибольшей степени это относится к промышленности бытовых приборов.

       Более высокие темпы освоения новых  технологий и прогрессивной техники могут обеспечить существенные сдвиги в повышении эффективности хозяйственной деятельности в отраслях машиностроения и укрепить позиции машинно-технической продукции на внутреннем рынке. Особое значение имеет расширение парка новой техники для наращивания объемов выпуска продукции с целью обеспечения импортозамещения.

       В табл. 6 приведены интегральные оценки технологий в современном машиностроении. В основу оценок положены данные табл. 1-6 и анализ выборочных данных по характеристикам более двухсот технологий в отраслях и суботраслях машиностроения. Обращает на себя внимание факт превышения (как правило, не менее чем в 2 раза) доли устаревших технологий по сравнению с прогрессивными. Базовые технологии, конкурентоспособные хотя бы на внутреннем рынке, составляют примерно 50% в общем балансе технологий.

       Таблица 6

       Примерная структура технологий в машиностроении, %

Отрасль машиностроения Прогрессивные Базовые Устаревшие
Машиностроение  в целом 16-17 47-49 35-38
Тяжелое, энергетическое и транспортное 13-14 48-50 36-39
Электротехническая  промышленность 15-16 50-52 32-35
Химическое  и нефтяное 18-20 51-53 27-31
Станкостроение  и инструментальное производство 9-10 46-48 42-45
Приборостроение 18-20 52-54 26-30
Автомобильная промышленность 16-17 30-32 51-54
Тракторное  и сельскохозяйственное 16-18 52-54 28-32
Машиностроение  для легкой и пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов 12-14 47-49 37-41

Информация о работе Инновационные процессы и инновационные продукты в отечественном машиностроении