Иностранные инвестиции в банковский сектор Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание

Тема выбранной курсовой работы на сегодняшний день очень актуальна, т.к. возросла необходимость в привлечении иностранных инвестиций в экономику республики, и в частности в банковский сектор. Отсюда и целью курсовой работы является определение путей формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, анализ сложившегося на сегодняшний день инвестиционного положения банковской системы, выявление проблем, связанных с привлечением иностранных инвестиций, а также путей повышения инвестиционной привлекательности белорусских банков для потенциальных зарубежных партнеров.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4
Инвестиции: понятие, формы, источники образования……………….7
1.1. Сущность инвестиций и их формы……………………………..7
1.2. Источники инвестиций…………………………………………10
Банковский сектор - объект иностранного инвестирования…………12
2.1. Банковская сфера Республики Беларусь как реципиент иностранных инвестиций……………………………………………12
2.2 Особенности государственного регулирования инвестирования банковского сектора экономики республики Беларусь……………………………………………………………….20
Банковский сектор Республики Беларусь: перспективы и основные направления развития. …………………………………………………..23
3.1. Опыт Российской Федерации в привлечении иностранных инвестиций в банковский сектор…………………………………….23
3.2. Перспективы повышения инвестиционной привлекательности банковского сектора Республики Беларусь……………………...….28
Заключение………………………………………………………………..…31
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ШЕВЧУК 611111.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

     Кредитные нотыформа привлечения средств на открытом рынке. Выпуск осуществляется в форме ценных бумаг, эмитированных юридическими лицами-нерезидентами, выплаты по которым напрямую зависят от исполнения обязательств по подлежащему активу (например, по кредиту, выданному нерезидентом белорусскому банку).

     Еврооблигации — разновидность ценных бумаг  в виде купонных облигаций, выпускаемых  эмитентом в целях получения  долгосрочного займа на международном рынке.

     ОАО “Белагропромбанк” в декабре 2006 года успешно разместил дебютные кредитные ноты на 70 миллионов евро сроком на 1 год, а 20.06.2007 было подписано  соглашение о привлечении синдицированного кредита в российских рублях на 1 миллиард российских рублей (почти 40 миллионов долларов) [18].

     АСБ “Беларусбанк” в апреле 2007 года привлек сроком на 6 месяцев клубный  синдицированный кредит на 38 миллионов  долларов, а в мае текущего года банк разместил кредитные ноты на 125 миллионов долларов сроком на 1 год. АСБ “Беларусбанк” является первым белорусским банком, применившим этот инструмент заимствования.

     ОАО “Белгазпромбанк” в ноябре 2005 года привлекло синдицированный кредит на 15 миллионов долларов. Кредит был  пролонгирован в ноябре 2006 года еще на 1 год с увеличением суммы до 21 миллиона долларов. В августе 2006 года ОАО “Белгазпромбанк” привлекло синдицированный кредит сроком на один год. Кредит состоял из двух траншей объемом 14 и 5 миллионов евро. В июне текущего года привлек синдицированный кредит на 35 миллионов долларов сроком на 1 год.

     Кроме АСБ “Беларусбанк”, ОАО “Белагропромбанк”  и ОАО “Белгазпромбанк” синдицированные  кредиты привлекали ОАО “Белинвестбанк”  и ОАО “Белпромстройбанк”.

     В настоящее время 5 белорусских банков (АСБ “Беларусбанк”, ОАО “Белагропромбанк”, ОАО “Белгазпромбанк”, ОАО “Белинвестбанк” и ОАО “Белпромстройбанк) в основном и работают на международном финансовом рынке в части привлечения средств посредством использования новых финансовых инструментов [18].

     Таким образом, темпы привлечения иностранного инвестора на белорусский банковский рынок невысоки, однако с каждым годом доля иностранного капитала в ресурсной базе возрастает. Во многом этому способствовала отмена института "золотой акции" в отношении банков, упорядочение системы налогообложения банков, а также получение Беларусью суверенного кредитного рейтинга.  
 

    2.2. Особенности государственного  регулирования инвестирования  банковского сектора  Республики Беларусь 
     

     Наряду  с потребностью в иностранных  инвестициях, существует необходимость  в регулировании инвестиционных процессов с учетом требований и  особенностей отдельных сфер экономики  Беларуси.

     На  территории Республики Беларусь основным нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в республике, является Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь. В основу Кодекса положены законы  «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», ряд нормативных актов, регулирующих порядок и процедуры осуществления инвестиций. Инвестиционный кодекс определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь

     Однако  финансовые институты государства  имеют локальные законодательные  акты, которые определяют особенности  инвестирования банковского сектора  экономики. К таким регулирующим документам относят Инструкцию о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности от 28.06.2001 №175 [19].

     Инструкция  разработана в соответствии со статьей 26 Банковского кодекса Республики Беларусь и определяет порядок государственной регистрации банков, создания обособленных подразделений банков, открытия представительств иностранных банков на территории Республики Беларусь, создания дочерних банков - резидентов, открытия филиалов и представительств банков-резидентов за пределами Республики Беларусь, участия банков-резидентов в уставных фондах иностранных банков, а также порядок лицензирования банковской деятельности, реорганизации и ликвидации банков.

     С 2006 г. вступила в силу новая редакция Банковского кодекса, а Концепция развития банковской системы на 2001-2010 гг. была заменена Программой развития банковского сектора экономики на 2006-2010 годы. Эти документы с 2006 г. определяют правовые рамки цели и динамику развития банковских институтов, в том числе и инвестиционную деятельность.

     В соответствие с Программой развития банковского сектора экономики  Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предполагается, что государство сохранит за собой  контрольный пакет акций лишь в тех банках, которые будут задействованы в государственных программах и мероприятиях, а также в банках, являющихся системообразующими в функциях работы с населением и Правительством. К ним относятся Белпромстройбанк, Беларусбанк, Белагропромбанк и Белинвестбанк. Это ядро банков обеспечит безопасное и надежное функционирование банковской системы при сокращении затрат государства на ее ресурсную поддержку [20].

     Привлечение инвестиций в белорусский банковский сектор осуществляется в форме создания дочерних банков иностранных банковских учреждений или их участия в капитале банков Беларуси. Этот путь привлечения иностранного капитала объясняется тем, что "Беларусь пока не готова обеспечить допуск филиалов иностранных банков на свой рынок". По мнению специалистов Национального банка, объективных причин этому много. Например, Беларуси не удалось заключить соглашение с европейскими странами о трансграничном контроле. В свою очередь, допуск филиалов иностранных банков предполагает тесное сотрудничество между финансовыми органами государств и наличие реально действующих таких соглашений.

     Для предотвращения возможности появления  на белорусском рынке банковских услуг кредитных организаций, контролируемых иностранными учредителями с сомнительной репутацией, сохраняется разрешительный принцип доступа иностранного капитала в банковскую систему Беларуси [21].

     Таким образом, регулирование со стороны  государства иностранных инвестиций не только осуществляется в виде исполнения контрольных функций, но также предоставляет  иностранным инвесторам правовую защиту. Белорусская банковская система реформируется в сторону либерализации, но при этом стоит, прежде всего, на принципах безопасного и надежного функционирования, сохраняя социально-экономическую направленность. 

 

ГЛАВА 3 Банковский сектор Республики Беларусь: перспективы и основные направления развития 
 

    3.1. Опыт Российской Федерации в привлечении иностранных инвестиций в банковский сектор 
     

     Российская  Федерация как объект исследования взята не случайно. Как и Республика Беларусь эта страна является государством с переходной экономикой, важным условием является также и то, что Россия – союзное государство.

     Однако  процесс рыночного реформирования в России проходил более интенсивно, что отразилось и на финансовых институтах государства.

     Отличительной особенностью распределения финансов по территории Российской Федерации является концентрация их в отдельных регионах, например московском или санкт-петербургском.

     Действующие кредитные организации с участием нерезидентов расположены в 30 субъектах  Российской Федерации, в том числе 85 кредитных организаций (или 64,9% их общего количества) находятся в Москве, 8 банков – в  Санкт-Петербурге, по 3 банка – в Тюменской и Челябинской областях, по два банка – в Астраханской, Нижегородской, Оренбургской, Омской областях, в Удмуртской республике и в Республике Башкортостан. В 20 субъектах Российской Федерации действует по одному банку с иностранными инвестициями. Таким образом, 90 кредитных организаций (или 68,7%) расположены в Центральном федеральном округе, 12 банков (или 9,2%) – в Северо-Западном федеральном округе, 9 банков (или 6,9%) – в Приволжском федеральном округе, 8 банков (или 6,1%) – в Уральском федеральном округе, по 5 банков (или по 3,8%) - в Южном и Сибирском федеральных округах, 2 банка – в Дальневосточном федеральном округе.

     Интересы  банков с иностранным участием преимущественно  связаны с Москвой: здесь зарегистрировано 85 кредитных организаций или 65% от их общего количества. Показатель концентрации иностранного капитала также демонстрирует  дисбаланс в распределении вложений в уставный капитал между Москвой и остальными российскими регионами. Так, на долю Москвы приходится свыше 90% всего объема иностранного участия в уставных капиталах банков (рисунок 3). Данный факт соответствует общей логике ведения банковского бизнеса в России: за пределами Москвы финансовые потоки характеризуются меньшими объемами.

   
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 3 – Региональное распределение иностранных инвестиций

     Источник: Банк России. 
 

     Основная  часть иностранных инвестиций в  российский банковский сектор приходится на долю стран «дальнего» зарубежья – 96,6%. При этом лидерами по размерам инвестиций являются Германия, Франция, США, Австрия, Нидерланды и Турция. Лидирующая роль немецкого капитала в российской банковской системе (25% всех иностранных инвестиций) отражает статус Германии как основного внешнеэкономического партнера России [22].

     Характер  вовлечения иностранного капитала в  банковский сектор Российской Федерации  достаточно разнообразен. В первую очередь разделение можно провести по размерам долей участия нерезидентов в уставных капиталах банков:

     100% участие в уставном капитале; 50-100% доли в уставном капитале; 20-50% доли в уставном капитале; менее 20% уставного капитала.

     У 40 кредитных организаций уставный капитал на 100% сформирован за счет средств нерезидентов. Взносы нерезидентов в уставные капиталы банков этой группы составляют 40,4 млрд. рублей (почти 1,5 млрд. долларов), или 87,6% общей суммы иностранных инвестиций. 9 кредитных организаций имеют долю нерезидентов в уставном капитале более 50%, но менее 100%. В 13 банках иностранное участие варьирует от 20 до 50 %. В 69 кредитных организациях доля нерезидентов незначительна (менее 20% от уставного капитала).

     Таким образом, на 62 кредитные организации  с участием нерезидентов в уставном капитале от 20 до 100% (или 47,3% общего количества кредитных организаций с иностранными инвестициями), в которых нерезиденты могут оказывать решающее или заметное воздействие на процесс принятия решений, приходится 44,5 млрд. рублей, или 10,6% совокупного уставного капитала банковской системы и 96,5% общей суммы иностранных инвестиций в уставные капиталы российских кредитных организаций.

     Портфельные иностранные инвестиции (менее 10% акций  или долей) в российские банки  до сих пор не получили широкого распространения. В качестве акционеров обычно выступали инвестиционные фонды и международные финансовые организации, причем роль иностранных акционеров обычно оставалась пассивной. Наиболее привлекательным и практически единственным значительным объектом вложений были и остаются акции Сбербанка России, держателями которых выступают иностранные инвестиционные фонды.

     Согласно  международной инвестиционной позиции  Российской Федерации на 1 января и 1 июля 2007 года структура привлеченных средств такова (приложение А), что  основной  прирост инвестиционного  капитала происходит за счет привлечения  долгосрочных ссуд и займов в размере 14930 млн. долларов США и участия иностранных портфельных инвестиций в капитале банков в размере 10824 млн. долларов США. В целом за первое полугодие 2007 года наблюдается положительный прирост привлеченных иностранных инвестиций в банковский сектор Российской Федерации. В абсолютном выражении прирост составил 46167 млн. долларов США, или 37,25% [23].

     В настоящее время можно говорить о том, что роль иностранных инвесторов в увеличении капитализации российского  банковского сектора становится более заметной. В 2005 - первом полугодии 2007 гг. темп роста инвестиций нерезидентов в уставные капиталы действующих кредитных организаций опережал темп роста совокупного зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций.

     В ближайшие годы режим допуска иностранного капитала в российский банковский сектор будет в большей мере ориентирован на развитие рыночных отношений и конкуренции в банковском секторе. «Стратегией развития банковского сектора на период до 2008 года», подготовленной совместно Правительством и Центральным банком Российской Федерации, предусматривается в целом упростить процедуру формирования капитала кредитных организаций за счет средств нерезидентов и максимально сблизить ее с процедурой формирования капитала кредитных организаций резидентами.

     Последним ограничением для иностранных банков остается, таким образом, запрет на открытие прямых филиалов. Однако и этот барьер в ходе переговоров о вступлении России в ВТО может быть снят в силу ряда причин. Во-первых, Россия осталась последней страной «большой восьмерки» (после снятия Канадой в 2002 году запретов на создание филиалов иностранных банков), которая придерживается этой практики. Во-вторых, в России отсутствует законодательная база для запрета на открытие филиалов иностранных банков.

Информация о работе Иностранные инвестиции в банковский сектор Республики Беларусь