Иностранные инвестиции в банковский сектор Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание

Тема выбранной курсовой работы на сегодняшний день очень актуальна, т.к. возросла необходимость в привлечении иностранных инвестиций в экономику республики, и в частности в банковский сектор. Отсюда и целью курсовой работы является определение путей формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, анализ сложившегося на сегодняшний день инвестиционного положения банковской системы, выявление проблем, связанных с привлечением иностранных инвестиций, а также путей повышения инвестиционной привлекательности белорусских банков для потенциальных зарубежных партнеров.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4
Инвестиции: понятие, формы, источники образования……………….7
1.1. Сущность инвестиций и их формы……………………………..7
1.2. Источники инвестиций…………………………………………10
Банковский сектор - объект иностранного инвестирования…………12
2.1. Банковская сфера Республики Беларусь как реципиент иностранных инвестиций……………………………………………12
2.2 Особенности государственного регулирования инвестирования банковского сектора экономики республики Беларусь……………………………………………………………….20
Банковский сектор Республики Беларусь: перспективы и основные направления развития. …………………………………………………..23
3.1. Опыт Российской Федерации в привлечении иностранных инвестиций в банковский сектор…………………………………….23
3.2. Перспективы повышения инвестиционной привлекательности банковского сектора Республики Беларусь……………………...….28
Заключение………………………………………………………………..…31
Список использованных источников…

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ШЕВЧУК 611111.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

     Особенность сложившейся ситуации такова, что  с юридической точки зрения в  России отсутствуют какие либо ограничения  на открытие филиалов иностранных банков. Законом «О банках и банковской деятельности»  установлено, что банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (ст. 2 Закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации»). Ни в одном нормативном документе ЦБ РФ не содержится запретов на создание филиалов банков-нерезидентов.

     Фактическое снятие ограничений на открытие филиалов сделает для иностранных банков доступ на российский рынок более комфортным. Одновременно это будет означать усиление конкурентной борьбы за клиентов, в ходе которой российские банки могут оказаться в неравном положении.

     Связано это с рядом моментов, среди  которых можно выделить следующие. Во-первых, для филиалов иностранных  банков не могут устанавливаться  требования по формированию обязательных резервов, что уже само по себе ставит их в предпочтительное положение, учитывая существенную разницу в размерах обязательного резервирования в России и других странах. Во-вторых, филиалы иностранных банков будут иметь больше возможностей по оптимизации налогообложения, поскольку они не предоставляют в полном объеме отчетность налоговым и надзорным органам страны их пребывания. В-третьих, деятельность филиалов иностранных банков регулируется надзорными органами страны пребывания их головной конторы. В этой связи нельзя исключать того, что различия в юридических нормах и условиях регулирования банковской деятельности могут в ряде случаев создавать преференции (предпочтительные условия) определенной группе филиалов при проведении отдельных операций. В-четвертых, с деятельностью филиалов иностранных банков могут быть связаны перемещения спекулятивного капитала, которые дезорганизуют местные финансовые рынки и повышают риски банковской деятельности. В-пятых, проникновение филиалов иностранных банков с сомнительной деловой репутацией может осложнить борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности [24].

     Таким образом, можно сделать вывод, что  российский банковский сектор не менее  заинтересован в привлечении иностранных инвестиций, чем белорусский. Основное отличие состоит в том, что, во-первых, в России сосредоточен больший объем финансовых средств, чем в Беларуси; во-вторых, неравномерное в географическом пространстве распределение иностранного капитала в российской банковской сфере позволяет иметь отдельным регионам, прежде всего центральноевропейскому, преимущества в развитии не только конкретной отрасли, но и всей экономики. Третье отличие состоит в том, что в России имеется меньшее количество ограничений, и, прежде всего юридического характера, в этой области. Это, конечно, делает российский банковский сектор более привлекательным, чем белорусский, но одновременно создает условия для экономической нестабильности и повышения риска привлечения на финансовый рынок институтов с сомнительной репутацией. 
 

    3.2. Перспективы повышения  инвестиционной привлекательности  банковского сектора  Республики Беларусь. 
     

     Как видно из проведенного анализа, банковская система Республики Беларусь нуждается  в повышении эффективности в части привлечения иностранных инвестиций.

     Согласно  п.4.2.2.1. Программы развития банковского сектора экономики на 2006-2010 годы возможности наращивания финансового потенциала банковского сектора в значительной мере определяются макроэкономическими условиями, складывающимися в стране, эффективностью функционирования всех секторов экономики, уровнем благосостояния населения, а также состоянием бюджетной сферы Республики Беларусь. На увеличение объема денежных средств, привлекаемых банковским сектором, также будет оказывать влияние сбалансированность экономической политики государства, включая такие ее важнейшие составляющие, как денежно-кредитная, налогово-бюджетная и структурная политика.

     Пункт 4.2.2.2. гласит, что привлечение средств нерезидентов Республики Беларусь останется одним из важных источников роста ресурсной базы банковского сектора. Наиболее существенными факторами в формировании динамики остатков их средств на счетах в белорусских банках будут являться создание благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций, а также повышение инвестиционной привлекательности экономики страны в целом.

     На  активизацию указанных процессов  в значительной степени повлияют присвоение Республике Беларусь суверенного  кредитного рейтинга и корпоративных рейтингов ведущим организациям и банкам, развитие фондового рынка, применение международных стандартов финансовой отчетности, бухгалтерского учета и аудита предприятий, а также совершенствование законодательных актов в целях приведения отдельных норм в соответствие с принципами, получившими международное признание. Масштабы заимствования банками средств у нерезидентов Республики Беларусь будут определяться, главным образом, потребностью субъектов хозяйствования в иностранных инвестиционных ресурсах и наличием у них обоснованных валютоокупаемых бизнес-проектов, отвечающих требованиям зарубежных инвесторов. Прогнозируется увеличение средств нерезидентов Республики Беларусь в ресурсной базе банков за пятилетие в 3,5 – 4,1 раза [20].

     Программой  также предусмотрено, что привлечение иностранного капитала на белорусский банковский рынок будет осуществляться в форме создания дочерних банков и непосредственного участия иностранного инвестора в капитале белорусских банков.

     Среди основных направлений повышения  инвестиционной привлекательности белорусского банковского сектора можно выделить следующие:

  • расширение и упрощение условий доступа иностранных банков на рынок финансовых услуг Беларуси;
  • уменьшение государственного влияния и рост готовности в предоставлении иностранным банкам возможности расширения масштабов их деятельности в Беларуси;
  • расширение кредитных операций и передача современных ноу-хау в банковской сфере с участием иностранных банков;
  • развитие проектов (в том числе при участии международных финансовых организаций), направленных на укрепление потенциала банковского сектора;
  • развитие сотрудничества с иностранными банками и международными финансовыми организациями в укреплении организационного потенциала, а также обучении персонала принципам кредитования;
  • рост объема банковского финансирования в поддержку инвестиционной деятельности;
  • реализация проектов развития финансовой инфраструктуры [25].

      Таким образом, для достижения поставленных целей в сфере привлечения  иностранного капитала в банковский сектор должны проводиться как экономические, так и административные мероприятия. Это касается, прежде всего, юридической стороны вопроса (упрощения режима деятельности иностранного инвестора, снижения административных барьеров). Экономические мероприятия подразумевают создание эффективной инвестиционной инфраструктуры, техническое и технологическое развитие белорусских банков, участие в межбанковских и международных инвестиционных проектах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      В ходе изучения проблемы привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор Республики Беларусь можно сделать следующие выводы:

      В условиях рыночной экономики осуществление  инвестиций нельзя рассматривать как «произвольную» форму деятельности фирмы в том смысле, что фирма может осуществлять или не осуществлять подобного рода операции. Неосуществление инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций.

     Темпы привлечения иностранного инвестора  на белорусский банковский рынок  невысоки, однако с каждым годом  доля иностранного капитала в ресурсной  базе возрастает. Во многом этому способствует отмена института "золотой акции" в отношении банков, упорядочение системы налогообложения банков, а также получение Беларусью суверенного кредитного рейтинга.

      Регулирование со стороны государства иностранных инвестиций не только осуществляется в виде исполнения контрольных функций, но также предоставляет иностранным инвесторам правовую защиту. Белорусская банковская система реформируется в сторону либерализации, но при этом стоит, прежде всего, на принципах безопасного и надежного функционирования, сохраняя социально-экономическую направленность.

      Опыт  российского банковского сектора  показывает, что наиболее привлекательными являются центральные регионы страны. Привлечение иностранных инвестиций в банковский сектор Российской Федерации осуществляется с меньшим количеством административных и экономических ограничений, чем в Республике Беларусь. Это позволяет говорить о том, что по мере формирования единого экономического пространства, в том числе и в сфере привлечения иностранных инвестиций в банковскую сферу, необходимо совершенствовать законодательство двух стран, осуществлять экономическую деятельность на принципе единообразия.

      Развитие  денежно-экономических отношений, повышение  инвестиционной привлекательности  банковского сектора Республики Беларусь предполагает осуществление как экономических, так и административных мероприятий. Это касается, прежде всего, юридической стороны вопроса (упрощения режима деятельности иностранного инвестора, снижения административных барьеров). Экономические мероприятия подразумевают создание эффективной инвестиционной инфраструктуры, техническое и технологическое развитие белорусских банков, участие в межбанковских и международных инвестиционных проектах.

      Таким образом, успешная деятельность любого белорусского банка, и даже находящихся под патронажем государства, зависит от его ресурсной базы, умения эффективно и рационально реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Иностранные инвестиции в белорусские банки являются своеобразным индикатором, который показывает и способность работы денежно-кредитной организации с дополнительно предоставленными средствами, и конкурентоспособность банка, и оценку банка, как перспективного участника международных финансовых отношений. От эффективности работы отдельных банков и белорусской банковской системы в целом, от отдачи (окупаемости) инвестиционных проектов в белорусские банки зависит финансовый потенциал государства, особенно его инвалютная часть. Поэтому для достижения экономических и социальных результатов необходима эффективная реализация новых подходов, механизмов и инструментов осуществления инвестиционной политики, формирование нормативно-правовых основ благоприятного режима инвестиционной деятельности.

 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 
 

     
  1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Текст Кодекса по состоянию на 15 апреля 2005 г. Мн.: Амалфея, 2005. 84 с.
  2. Организация и финансирование инвестиций: Крат. курс лекций / Е.П.Семиренко. Мн.:БГЭУ, 2004. 126 с.
  3. Иностранные инвестиции: Учебное пособие / Л.А.Зубченко. М.: ИСЭ, 2004. 144 с.
  4. Интернет-сайт www.economics.ru
  5. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие / Т.К. Савчук, В.И. Шевчук, А.А. Бевзелюк и др.; Под общ.ред. Т.К.Савчук. Мн.: БГЭУ, 2002. 196 с.
  6. Орлова Е.Р. Инвестиции: курс лекций: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2006. 207 с.
  7. Прокопович П. П. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2004 год и задачах банковской системы на 2005 год // Банкаўскi веснiк. 2005. № 4. С. 4-9.
  8. Интернет-сайт www.interfax.ru
  9. Прокопович П. П. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2005 год и задачах банковской системы на 2006 год // Банкаўскi веснiк. 2006. № 4. С. 6-13.
  10. Ковалев М.М. Белорусская банковская система: итоги 2005 года. // Вестник ассоциации белорусских банков. 2006. №13. С. 19
  11. Прокопович П. П. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2006 год и задачах банковской системы на 2007 год // Банкаўскi веснiк. 2007. № 4. С. 6-11.
  12. Ковалев М.М. Белорусская банковская система: итоги 2006 года.// Национальная экономическая газета. 2007. 8 мая. С. 21-23.
  13. Международная инвестиционная позиция РБ за 2002-2006 гг.// Официальный Интернет-сайт Национального банка Республики Беларусь http://www.nbrb.by/statistics/InvestPos/Annually.asp.
  14. Лузгин Н.В. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь-сентябрь 2007 г. и задачи банковской системы страны по их дальнейшей реализации // Банкаўскi веснiк. 2007. № 11. С. 4-9.
  15. Интернет-сайт http://www.belta.by
  16. Интернет-сайт www.respublika.info
  17. Тарасов В. Иностранные банки укрепляют позиции, опережая белорусские структуры по темпам развития // Белорусский рынок. 2007. № 34. С. 12-13.
  18. Раков А. Новые источники расширения ресурсной базы банков // Банкаўскi веснiк. 2007. № 8. С. 38-43.
  19. Инструкция о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 8. 20 с.
  20. Программа развития банковского сектора экономики на 2006-2010 годы // Официальный Интернет-сайт Национального банка республики Беларусь http://www.nbrb.by/publications/banksektordev
  21. Интернет-сайт www.naviny.by
  22. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора Российской Федерации в 2006 году // Официальный Интернет-сайт Центрального банка Российской Федерации http://www.cbr.ru
  23. Международная инвестиционная позиция банковского сектора Российской Федерации в 2007 г.// Официальный Интернет-сайт Центрального банка Российской Федерации http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics
  24. Верников А.В. Доля иностранного капитала в банковском секторе: вопросы методологии // Деньги и кредит. 2006. №6. С. 63-71.
  25. Ульянова Н. Механизм повышения инвестиционной привлекательности Беларуси // Банкаўскi веснiк. 2007. № 10. С. 20-23.

Информация о работе Иностранные инвестиции в банковский сектор Республики Беларусь