Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:17, реферат
Широкомасштабные реформы, происходившие в восточно-европейских странах в 90-х годах, выявили, сколь велика потребность в развитой теории институциональных экономических изменений и в то же время продемонстрировали, насколько неудовлетворительным является ее нынешнее состояние. Преобразования в России – по всем основным направлениям – привели к последствиям, не предсказанным экспертами. Либерализация цен породила более быстрый и длительный их рост, чем прогнозировалось. Стремление стабилизировать цены любой ценой обусловило формирование механизма неплатежей и переход к бартерным обменам, т. е. фактически к формированию неденежной экономики на новой основе.
Заключение
Теория
ИЛ демонстрирует ошибочность
При
каждом институциональном
Одна из главных опасностей для реформы – превращение переходных норм в постоянно действующие и неэффективные в долгосрочной перспективе. Чтобы предотвратить появление такого рода ИЛ, следует с самого начала планировать постепенный демонтаж института, не эффективного в долгосрочной перспективе – вводимая норма должна быть временной и предусматривать свою собственную автоматическую отмену.
Другой
важный универсальный принцип –
поддержание разнообразия институциональных
форм. Не всегда можно понять, какую
именно роль играет тот или иной
институт в поддержании
Необходимо учитывать культурную инерцию и вероятность возникновения институционального конфликта.
Внедрение
любой новой конструкции –
в том числе, и институциональной
– требует времени на наладку
и адаптацию. Для институциональных
инноваций, затрагивающих интересы
миллионов людей, важно иметь
проект переходного режима, включая
создание промежуточных институтов.
Одна из важных задач начального этапа
реформ – изъятие переходной ренты
(переходная рента – дополнительный доход
в переходный период исключительно благодаря
занимаемым должностям. Либерализация
цен ставит в привилегированное положение
поставщиков дефицитных товаров, либерализация
внешней торговли дает возможность импортерам
и экспортерам играть на разнице внутренних
и мировых цен) в пользу государства, с
тем чтобы не допустить неоправданной
дифференциации доходов и криминализации
общества.
Информация о работе Институциональные ловушки в российской экономике