Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:59, реферат
Современную стадию в развитии глобальных процессов отличает разрыв между стремительным ходом экономической глобализации и достаточно слабыми усилиями государств по созданию согласованной политической системы ее регулирования. Фактически, одной из важнейших долгосрочных проблем человеческого развития в мире становится необходимость выработать ее действенный механизм.
Введение
Трудности при изучении глобального управления.
Глобальное управление для глобальных проблем.
Формирование глобального общественного мнения.
Глобальное управление и суверенные государства.
Новый банк для глобального регулирования?
Глобальные экономические перспективы
Управление финансовой глобализацией.
Правовая база для глобального управления.
Предложения ООН по глобальному регулированию.
Заключение
Список литературы
Самостоятельная работа
На тему:
«Институты глобального управления(Всемирный банк)»
Выполнила: Рыскулбекова Элиза
БасылбековаНаргиза
ЭУ-12-09
Бишкек 2011
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение:
Основные концепции
Современную стадию в развитии
глобальных процессов отличает разрыв
между стремительным ходом
Глобализация во все большей
мере начинает включать в себя не только
транснациональные финансовые потоки.
Глобализация, как справедливо отмечено
в Докладе о развитии человеческого
потенциала в РФ за 2000 г., начинает восприниматься
как новое качество взаимосвязанности
и взаимозависимости
Очевидно то, что глобальное управление (или, по крайней мере, отдельные его элементы) может сложиться как стихийно, путем спорадического взаимодействия прежде всего экономических и финансовых структур, так и осознанно, путем планомерного его формирования, осуществляемого на основе консенсуса всех (или наиболее крупных) глобальных акторов.
К настоящему времени в
мировой политической мысли сформировалось
несколько основных концепций по
возможной организации
1. "Мировое правительство".
Наиболее старая
2. Трансформация существующей
системы ООН. Здесь есть два
основных пути. Один - постепенное
повышение уровня легитимности
Совета Безопасности ООН и
уровня его эффективности (на
этом делает акцент и
3. Политическое управление
глобальным развитием.
4. Корпоративное глобальное
управление. В этом случае к
коллективным усилиям
Из ряда проблем, затрудняющих
изучение глобального управления, две
стоит выделить особо. Первая - это
расплывчатость грани между международным
сотрудничеством суверенных государств
и самостоятельной, уже наднациональной
ролью международных
Элементы глобального управления стали главным образом проявляться применительно к глобальным проблемам (см. о них соответствующую главу пособия). Проблема бедности развивающихся стран и более широкий вопрос - проблема "Север-Юг" и глобальное неравенство "богатого и бедного мира" - стали одной из самых важных из них. Решением этой проблемы, начиная с 1970-х гг., занимались бреттон-вудские международные финансовые институты, которые предлагали свои рецепты по оздоровлению экономической и социальной жизни беднейших стран, причем предполагалось, что и развитые страны в своей политике по отношению к "третьему миру" будут придерживаться этих рецептов, выработанных на наднациональном уровне. В частности, Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) принимали усилия по реструктуризации и списанию государственных долгов беднейших стран. Всемирный банк в начале 1970- х гг. провозгласил стратегию "перераспределения за счет роста", предусматривавшую переток капиталов от богатых стран к бедным, осуществляемый в глобальном масштабе и под наднациональным (глобальным) регулированием. Однако реальная эффективность этих усилий по глобальному регулированию бедности была не слишком большой, возможно, в силу слишком узкого акцента на исключительно финансовых аспектах данной глобальной проблемы.
На этом фоне принципиально важным моментом в развитии подходов к глобальному управлению стала активизация деятельности Программы развития ООН (ПРООН) на рубеже 1980-1990-х годов. Программа развития ООН, начиная с 1990 г. издает специальные всемирные доклады о человеческом развитии. С 1995 г. публикуются и национальные доклады России о человеческом развитии.Общая идеология ПРООН, предусматривающая отход от зацикленности на чисто экономических показателях и введение более широкой категории для анализа уровня жизни в мире - индекса развития человеческого потенциала, внесла новое измерение и в исследование перспектив глобального управления. Деятельность ПРООН поставила на повестку дня вопрос о необходимости глобального управления "с человеческим лицом", которое было бы принципиально отлично по своим целям от транснациональной сети финансовых институтов и крупнейших корпораций. Такая модель глобального управления должна ориентироваться в первую очередь на более адекватную реализацию человеческих потребностей во всем мире. Эта противопоставленность и полемика между двумя подходами в значительной степени усилилась после масштабного финансового кризиса 1997-98 гг., когда "традиционные" рецепты МВФ по разрешению глобальных социально-экономических проблем были подвергнуты серьезной критике, и встал вопрос об их эффективности.Укрепление международных механизмов контроля за глобальными проблемами в этой связи стало бы тем инструментом, с помощью которого смогло бы развиваться глобальное сотрудничество и осуществляться глобальное регулирование. Как подчеркнуто в Докладе ПРООН о развитии человека за 1998 г., мировое сообщество должно нести ответственность как за финансирование, так и за организационную структуру этих механизмов. Важным аспектом этого вопроса является сбалансированное распределение международной ответственности между странами за решение глобальных проблем. Отдельной темой являются все усиливающиеся призывы к глобальному экологическому управлению.
Следует отметить, что с очень большой долей условности вышеизложенные подходы к глобальному управлению могут быть сопоставлены с традиционной для большинства развитых стран противопоставленностью между либеральной и социально ориентированной политикой. На этом основании можно поставить и достаточно важный футурологический вопрос. Общественно-политическое устройство большинства развитых стран сегодня основано на механизме периодической смены консервативных и социально-ориентированных правительств. Какой курс будет в глобальном управлении?
Решение глобальных проблем стало одной из задач для многих международных организаций, таких, как ООН, Международная организация труда и др. В качестве одной из форм их работы на этом направлении является активное формирование мирового общественного мнения по данным вопросам. Это достигается в т.ч. путем регулярной публикации специальных докладов, в которых, во-первых, дается подробный обзор состояния проблемы, а во-вторых, предлагаются концептуальные пути для ее разрешения.
Во-многом именно по причине распространения данных транснациональных концепций по решению глобальных проблем в общественном мнении, в научной среде и в СМИ по всему миру, правительства государств вынуждены волей-неволей принимать во внимание данные разработки, а часто и претворять их в жизнь на национальном уровне. Таким образом, на сегодняшний момент в деятельности международных организаций по решению глобальных проблем следует выделить два аспекта, которые могут рассматриваться как предтечи элементов возможного глобального управления в будущем. Это формирование глобального общественного мнения насчет особо животрепещущих проблем, волнующих все человечество, и продвижение концепций по решению этих проблем на глобальном уровне, в русле которых постепенно начинают следовать и суверенные государства.Механизм "запуска" предложений международных организаций для их реального осуществления в этой связи представляется принципиально важным. Так, было отмечено, что каждый год в Докладе ПРООН о развитии человека выносятся рекомендации в отношении национальной и международной политики. Эти предложения, иногда поддерживавшие предложения других исследователей, а иногда привносившие новые подходы, заслуживали как критику, так и высокую оценку. Но важнее всего то, что они помогали начинать политические обсуждения, которые вели к расширению имевшихся возможностей.
Особой проблемой при изучении глобального управления является анализ общественной и политической реакции в отдельно взятых государствах на его вызовы. Среди возможных стратегических подходов государств по этому вопросу можно выделить следующие:
- Восприятие данных процессов как угрозы для национальной безопасности, подогреваемое постулатами об "особой роли" государства в мире, и об опасности "мировой закулисы" в различных ее формах. Соответственно, в данном случае у государства может возникнуть стремление "отгородиться" от глобальных систем управления.
- Активное встраивание государства в данные процессы и вызываемый этим наступательный интервенционизм, стремление государства занять место среди наиболее значимых акторов глобального управления.
При анализе данного вопроса
следует также подчеркнуть, что
в настоящее время процесс
глобального регулирования