Институты глобального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:59, реферат

Описание

Современную стадию в развитии глобальных процессов отличает разрыв между стремительным ходом экономической глобализации и достаточно слабыми усилиями государств по созданию согласованной политической системы ее регулирования. Фактически, одной из важнейших долгосрочных проблем человеческого развития в мире становится необходимость выработать ее действенный механизм.

Содержание

Введение

Трудности при изучении глобального управления.
Глобальное управление для глобальных проблем.
Формирование глобального общественного мнения.
Глобальное управление и суверенные государства.
Новый банк для глобального регулирования?
Глобальные экономические перспективы
Управление финансовой глобализацией.
Правовая база для глобального управления.
Предложения ООН по глобальному регулированию.


Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Самостоятельная работа.docx

— 56.55 Кб (Скачать документ)

В то же время противоположный  фактор, который может послужить  стимулом для государств к формированию глобального управления, - это тенденция к наднациональности. Идущие последние десятилетия разговоры о необратимости глобального управления мало-помалу, согласно социопсихологическим закономерностям, могут приобрести характер самосбывающегося пророчества. В политической сфере этот эффект самым значительным образом усилился после краха биполяризма и окончания "холодной войны". Вслед за этим как в дискуссиях ученых, так и в программах политиков, начали все чаще обосновываться утверждения о том, что окончание эры биполярного противостояния означает отказ как от Ялтинско-Потсдамского мирового порядка, закрепившего современную систему границ в Европе и сформировавшего ООН, так и от Вестфальской системы мира, основанной на примате суверенных государств. В результате концепция "растворения суверенитета", его эрозии сверху и снизу приобрела довольно большое распространение в мире, а пример Европейского Союза позволил ее сторонникам оперировать практическими аргументами. Впрочем, следует в этой связи отметить, что ряд крупных государств мира (такие, как США, Китай, Индия, Россия) в своей политической практике не собирается следовать концепции "растворения суверенитета", поэтому европейский опыт надо переносить на глобальный уровень с достаточной долей осторожности.

Тем не менее, концепция "растворения  суверенитета" завоевывает все  большую популярность и в политической среде также начинает преподноситься как самосбываемое пророчество, в значительной степени формируя тем самым направленность интеллектуальной мысли и политического действия во многих странах. И как следствие этого, уже почти общепринятое восприятие неизбежности глобализации в сочетании с "растворением суверенитета" может создать в общественном мнении разных стран ощущение назревающих институциональных изменений и правовых подвижек на глобальном уровне, что в свою очередь может послужить стимулом к их практическому осуществлению.

Далее, оценивая взаимодействие государств и глобальных структур, необходимо иметь в виду следующее. Бюджеты (с той или иной долей  расходов, направленных на социальные нужды), прямое налогообложение и  легитимированные силовые структуры - вот несколько из ключевых функций  современного государства, которые  определяют его самодостаточность  и, в конечном счете, силой финансов и оружия обеспечивают его суверенность. В этой связи о глобальном управлении как о реальной форме осуществления  власти можно будет говорить по большому счету только тогда, когда исполнение этих функций будет передано с государственного на наднациональный глобальный уровень. Возможно ли это в среднесрочной перспективе? По существующей логике вещей - вряд ли, особенно, если не экстраполировать опыт ЕС на весь мир в целом. В то же время, выдвинутая в Докладах ПРООН о развитии человека концепция "новой глобальной архитектуры" не исключает такого перераспределения функций между государствами и глобальными институтами (прежде всего, в сфере социальной бюджетной политики). С другой стороны, все активнее звучащие голоса о создании собственных антикризисных сил ООН могут предоставить Организации объединенных наций такие инструменты для легитимированного силового воздействия, которые она может использовать, уже не привлекая национальные контингенты государств. Таким образом, возможные подвижки в передаче части ключевых государственных функций на глобальный уровень в современной политической аналитике не исключаются.Другой путь глобального регулирования, существующий сейчас, - когда на глобальном уровне принимаются правовые и политические документы, которые затем путем их признания государствами (через ратификацию или в качестве политического руководства к действию) имплементируются ими в национальные правовые структуры и правоприменительную практику. Таким образом, глобальные нормы реализуются в мире через совокупность национальных институтов. Вполне очевидно, что такой способ их воплощения в жизнь зависит прежде всего от воли государств, которые свободны в своем выборе: подписывать и ратифицировать им тот или иной документ или нет, голосовать за или против той или иной резолюции и пр.

Еще одной немаловажной проблемой  являются судьбы демократии в условиях глобального управления. С одной  стороны, глобализация и глобальное сплочение приводят к все возрастающему распространению в мире демократических ценностей и институтов. "Третья волна" демократизации стала первостепенной характеристикой современного мира. Но с другой стороны, существует опасность того, что будущий "политический режим" в системе глобального управления может стать скорее авторитарным, чем демократичным. Это может быть вызвано тем, что решения по глобальным вопросам могут приниматься ограниченным кругом акторов и без должной гласности, а также потому, что внутренняя структура многих из этих акторов (транснациональные корпорации (ТНК), неправительственные организации (НПО), аппарат международных организаций) строится отнюдь не на демократических принципах, а на жесткой корпоративной дисциплине.

Следует отметить, что авторитарный характер возможного глобального управления будет в корне противоречить  основополагающим принципам самой  концепции человеческого развития. Ведь как известно, один из ее наиболее известных протагонистов и аналитиков Амартья Сен положил в основу человеческого развития т.н. "возможностный подход", согласно которому процесс развития понимается прежде всего как увеличение реализуемых "возможностей" людей. Тем самым человеческое развитие четко увязывается с наличием свободы. В условиях же авторитарного глобального управления осуществление подобной модели человеческого развития будет невозможно, и притом - в планетарном масштабе.

 

Важной составляющей демократичности  глобального управления является обеспечение  подотчетности его структур публичному контролю. Опасения в том, что глобальные управленческие институты будут  действовать, как хотят, являются достаточно распространенными и служат весьма важным сдерживающим элементом.В то же время, как считают некоторые аналитики, концепция демократии применительно к глобальному регулированию должна претерпеть серьезные трансформации. По их мнению, международные институты отнюдь не нуждаются в традиционной модели внутригосударственной демократии, поскольку в их задачу не входит ни побуждение людей к вооруженной защите своей территории, ни принуждение к сбору налогов. Поэтому международные институты должны получать легитимацию для своей деятельности иным образом: одни - путем строгого следования своим собственным уставным документам (например, ООН), другие - только лишь путем достигаемой эффективности и приемлемости при решении поставленных перед ними задач (например, МВФ).

 

  1. Новый банк для глобального регулирования?

Анализ международной  реакции на финансовый кризис 1997-98 гг. показал, что важнейшей функцией глобального управления должна будет  стать транснациональная социальная защита.

Как отмечает Доклад ПРООН  о развитии человека за 1999 год, в  сфере глобального регулирования  на данный момент боле весомые успехи достигнуты в разработке норм для  открытых глобальных рынков, чем в  интересах людей и для защиты их прав. В этой связи дилеммой № 1 как для глобального сотрудничества, так и для глобального управления, является выбор между регулированием исключительно ради оптимизации  мировых финансовых и торговых потоков  и регулированием, ориентированным  на решение социальных и человеческих задач в общемировом масштабе. От того, какой выбор здесь будет  сделан мировым сообществом и  мировой политической элитой, во-многом будет зависеть глобальное развитие человечества в XXI веке.На саммите 1992 г. в Рио-де-Жанейро, посвященном устойчивому развитию, в качестве одного из инструментов, призванных обеспечить эффективность международных усилий в этой сфере, предлагалось создать международный экологический банк, который направлял бы свои средства на поддержку проектов по устойчивому развитию. На многих других конференциях, посвященных глобальных проблемам, создание международных банков, чья деятельность была бы социально ориентирована, также всячески приветствовалось.Необходимость их создания вполне очевидна потому, что для проведения эффективной транснациональной социальной защиты в распоряжении международных организаций должны находиться значительные ресурсы. Поэтому аккумулирование финансовых средств с целью их использования на человеческое развитие по логике вещей должно стать еще одной функцией социально ориентированного глобального управления.

Отдельным вопросом является то, в какой степени государства  будут оказывать влияние на деятельность этих финансовых структур. Во многом именно фактор контроля за финансами будет определять уровень глобального регулирования в будущем. В том случае, когда роль государств в этом вопросе будет большой, речь пойдет о глобальном сотрудничестве (и именно так обстоит дело сегодня). Если же международные организации смогут распоряжаться финансовыми средствами самостоятельно, без ощутимого влияния со стороны государств, то именно в этом случае можно будет вести речь о подлинном глобальном управлении, осуществляемом на наднациональной основе.

  1. Глобальные экономические перспективы предложенные Всемирным Банком: 12 января 2011 года – Мировая экономика переходит от фазы послекризисного оживления к фазе медленного, но достаточно стабильного роста в текущем и следующем годах, причем почти половина мирового экономического роста приходится на развивающиеся страны, указывается в последнем докладе Всемирного банка «Глобальные экономические перспективы на 2011 год». По оценкам Всемирного банка рост мирового ВВП, составивший 3,9 процента в 2010 году, замедлится до 3,3 процента в 2011 году, прежде чем выйдет на уровень 3,6 процента в 2012 году. Ожидается, что рост в развивающихся странах составит 7 процентов в 2010 году, 6 процентов в 2011 году и 6,1 процента в 2012 году. По темпам роста они будут и далее опережать страны с высоким доходом, рост в которых, по прогнозам, составит 2,8 процента в 2010 году, 2,4 процента в 2011 году и 2,7 процента в 2012 году. В большинстве развивающихся стран ВВП вновь вышел на уровни, которые наблюдались бы в отсутствие цикла спада-подъема. Хотя стабильный рост прогнозируется до конца 2012 года, оздоровление экономики в ряде стран с формирующимся рынком в Европе и Азии и некоторых странах с высоким доходом остается непрочным. Если на национальном уровне не будут приняты меры для выправления ситуации, высокие уровни задолженности домашних хозяйств и безработицы и слабость жилищного и банковского секторов, вероятно, станут тормозом для экономического подъема.«С положительной стороны следует отметить быстрый рост внутреннего спроса в развивающихся странах, которому принадлежит ведущая роль в развитии мировой экономики, однако непрекращающиеся проблемы финансового сектора в ряде стран с высоким уровнем дохода по-прежнему представляют опасность для роста и требуют принятия срочных мер политики», — заявил главный экономист и старший вице-президент по развивающимся странам Всемирного банка Джастин Ифу Линь. В 2010 году резко возрос чистый приток международного акционерного и облигационного капитала в развивающиеся страны, увеличившийся на 42 и 30 процентов соответственно, причем основная часть этого прироста  приходится на девять стран. Объемы прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны возросли за 2010 год не столь значительно, на 16 процентов, и вышли на уровень 410 млрд долларов после снижения на 40 процентов в 2009 году. В значительной мере это оживление обусловлено ростом инвестиций между странами Юга, прежде всего инвестиций из стран Азии.«Рост международных потоков капитала способствует подъему экономики в большинстве развивающихся стран», — сказал директор по вопросам перспектив развития Всемирного банка Ханс Тиммер. «Однако значительный приток ресурсов в некоторые крупные страны со средним уровнем дохода чреват определенными рисками и может поставить под угрозу возрождение экономики в среднесрочной перспективе, особенно в случае неожиданного повышения курсов валют или возникновения пузырей цен на активы». В большинстве стран с низким доходом в 2010 году наблюдался рост торговли, а ВВП этих стран увеличился за 2010 год на 5,3 процента. Этому способствовало повышение цен на биржевые товары, и, в меньшей степени, рост денежных переводов и туризма. Согласно прогнозам, перспективы этих стран еще более улучшатся, и их рост составит 6,5 процента как в 2011, так и в 2012 году.Как указывается в докладе, текущие относительно высокие цены на продовольственные товары оказывают неоднозначное воздействие. Во многих странах снижение курса доллара повлекло за собой улучшение внутренних условий, а повышение цен на товары и услуги означает, что реальная цена продовольствия увеличилась меньше, чем выраженная в долларах США цена продовольственных товаров, реализуемых на мировом рынке. «Однако выражаемое двузначными числами увеличение цен на важнейшие продукты питания в последние несколько месяцев ложится дополнительным грузом на домашние хозяйства в странах, уже и без того испытывающих тяжелое бремя бедности и недоедания. Более того, в случае дальнейшего повышения мировых цен на продовольственные товары наряду с ценами на другие важнейшие биржевые товары нельзя будет исключить повторения ситуации 2008 года», — предупредил управляющий по вопросам глобальной макроэкономики в группе по перспективам развития Всемирного банка Эндрю Бернс.

 Краткая информация  по регионам: Регион Восточной Азии и Тихого океана, рост ВВП в котором в 2010 году составил, по оценкам, 9,3 процента, находился во главе процесса оздоровления мировой экономики. Основной движущей силой столь быстрого роста служило увеличение ВВП Китая на 10 процентов (по имеющимся оценкам), а также увеличение его импорта на 35 процентов. Производство в других странах региона также значительно возросло, на 6,8 процента. Мягкая денежно-кредитная политика в странах с высоким уровнем дохода способствовала ускорению притока капитала, причем объемы рынков акционерного капитала Таиланда и Индонезии с января 2010 года выросли более чем на 40 процентов. Притоки капитала привели к удорожанию национальных валют несмотря на принятые компенсационные меры в виде наращивания резервов и других корректировок. Прогнозируется, что по мере снижения темпов подъема мировой экономики рост ВВП будет замедляться, хотя и будет оставаться высоким, на уровне 8 процентов в 2011 и 7,8 процента в 2012 году.Ожидается, что вслед за снижением ВВП на 6,6 процента в 2009 году производство в регионе Европы и Центральной Азии возрастет в 2010 году на 4,7 процента благодаря глубокой реструктуризации, проводимой в нескольких странах. Производство в Болгарии, Кыргызской Республике, Литве и Румынии в 2010 году останется на прежнем уровне или снизится, после чего прогнозируется рост объемов производства на всего лишь 2 процента в 2011 и 3,3 процента в 2012 году. При исключении этих стран из расчета рост в остальной части региона, согласно прогнозам, замедлится до 4,2 процента как в 2011, так и в 2012 году. Процесс оздоровления экономики в регионе остается особенно чувствительным к положению дел в странах Европы с высоким уровнем дохода, устойчивость ситуации с суверенной задолженностью которой вызывает опасения. Регион Латинской Америки и Карибского бассейна вышел из кризиса с небольшими потерями, если сравнивать показатели этого региона с его результатами в прошлом и темпами оздоровления экономики в других регионах. После сокращения на 2,2 процента в 2009 году ВВП увеличился, согласно оценкам, на 5,7 процента в 2010 году, что примерно соответствует средним показателям роста, отмеченным в период быстрого подъема экономики в 2004-2007 годах. Прогнозируется, что в 2011 и 2012 годах рост несколько замедлится, до примерно 4 процентов, в основном по причине ухудшения внешней конъюнктуры в связи с ослаблением роста в странах с развитой экономикой и Китае. Несколько стран региона испытали потенциально дестабилизирующий приток капитала, способствовавший перегреву экономики и быстрому удорожанию наиональных валют.В развивающихся странах Ближнего Востока и Северной Африки незначительное ускорение роста в 2010 году было связано как с улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, так и с продолжающимся воздействием осуществленных ранее программ стимулирования. Развивающимся странам-экспортерам нефти благоприятствовало повышение цен на нефть в течение этого года, а оживление экономики в некоторых регионах еврозоны и рост экономики в странах с высоким уровнем дохода, входящих в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, способствовал дальнейшему возрождению экспорта, денежных переводов и туризма. После 3,3-процентного роста в 2010 году регион, как ожидается, достигнет более высоких показателей роста 4,3 и 4,4 процента в 2011 и 2012 годах, соответственно, в связи с продолжающимся увеличением внутреннего спроса, укреплением экспортных рынков и сохранением высокого уровня цен на нефть.В Южно-Азиатском регионе рост ВВП прогнозируется на уровне 7,9 процента в среднем в 2011-2012 бюджетных годах, чему будет способствовать быстрый рост экономики в Индии. Это сопоставимо с оценочными показателями роста на уровне 8,7 процента в 2010 бюджетном году. Региону пошли на пользу решительные меры по стимулированию спроса, улучшение настроений среди инвесторов и потребителей и возобновление притока капитала. Недавние меры по ужесточению политики, вероятно, необходимо будет продолжить, учитывая значительные размеры бюджетных дефицитов в регионе (самые крупные среди всех развивающихся регионов), а также высокие уровни инфляции и ухудшающееся состояние счетов текущих операций. Объемы производства в странах Африки к Югу от Сахары в 2010 году возросли, по оценкам, на 4,7 процента, что было значительно выше увеличения на 1,7 процента в 2009 году. В Южно-Африканской Республике, крупнейшей экономике региона, увеличившейся, по оценкам, на 2,7 процента в 2010 году, экономическому росту препятствовали сокращение частных инвестиций, повышение курса ранда и забастовки трудящихся. Прогнозируется, что рост в ЮАР ускорится до 3,5 процента и 4,1 процента в 2011 и 2012 годах, соответственно, в связи с дальнейшем улучшением экономических условий в мире. В остальной части региона (исключая ЮАР) результаты фактически были более высокими. ВВП в этих странах увеличился, по оценкам, на 5,8 процента в 2010 году и прогнозируется на уровне 6,4 процента в 2011 году и 6,2 процента в 2012 году. Наивысшие показатели роста были отмечены в странах-экспортерах металла и полезных ископаемых, а также экспортерах нефти, которым благоприятствовало повышение цен на биржевые товары. 

  1. Управление финансовой глобализацией.

К активизации еще одной  формы глобального управления направлены призывы реформировать существующую мировую финансовую систему, особенно открыто прозвучавшие после финансового  кризиса 1997-98 гг. В ряде из них делался  акцент на создании принципиально иной глобальной финансовой системы, призванной сократить существующий риск кризисов и преодолеть хронический экономический  застой в странах с переходной экономикой и в развивающихся  странах. Некоторые эксперты, в частности известный американский экономист Джеффри Сакс на симпозиуме, организованном ПРООН в Нью-Йорке в декабре 1998 г., призвали создать специальную комиссию под эгидой ООН, которая бы выработала свои рекомендации по пересмотру стратегии международного развития, которые позволили бы уменьшить долговое бремя, реформировать международную финансовую систему и переориентировать международную помощь в сторону решения насущных глобальных проблем.

Вообще нужно особо  подчеркнуть, что финансовый кризис 1997-98 гг. стал своего рода катализатором  для активного обсуждения проблемы глобального финансового регулирования. Доклад о развитии человека за 1998 г. особо подчеркнул в этой связи, что  реакция международной общественности на подобные кризисы должна быть более  активной как с точки зрения их предотвращения, так и в плане  международных мер по социальной защите населения государств, ставших  жертвами кризиса. В качестве главной  задачи международных организаций  данный доклад выделил необходимость  минимизации последствий подобных кризисов на человеческое развитие.

После кризиса 1997-98 гг. ряд  экспертов внес конкретные предложения  по созданию новой глобальной финансовой архитектуры. В частности, была выдвинута  идея создания института, предоставляющего гарантии по международным кредитам, и этот институт брал бы на себя функции  международного центрального банка.

В этой связи представляет интерес доклад комиссии Конгресса  США по вопросам международных финансовых институтов (комиссии Мелтцера), представленный в марте 2000 г. По его предложениям, Всемирный банк должен перестать предоставлять кредиты (эта функция полностью отойдет к МВФ) и превратиться в организацию, оказывающую исключительно финансовую помощь и техническое содействие – т.е. стать тем самым социально ориентированным глобальным финансовым институтом, о создании которого так много говорилось. В связи с этим принципиальным изменением функций Всемирного банка комиссия Мелтцера даже предложила переименовать его во Всемирное агентство по развитию (World Development Agency). Параллельно этому предложению ряд других финансовых аналитиков, в частности Дж.Сорос, предлагают разрешить Всемирному банку предоставлять свои средства не только под правительственные гарантии стран-реципиентов, т.е. позволить ему работать напрямую с конкретными компаниями, НПО и пр.

Информация о работе Институты глобального управления