Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:59, реферат
Современную стадию в развитии глобальных процессов отличает разрыв между стремительным ходом экономической глобализации и достаточно слабыми усилиями государств по созданию согласованной политической системы ее регулирования. Фактически, одной из важнейших долгосрочных проблем человеческого развития в мире становится необходимость выработать ее действенный механизм.
Введение
Трудности при изучении глобального управления.
Глобальное управление для глобальных проблем.
Формирование глобального общественного мнения.
Глобальное управление и суверенные государства.
Новый банк для глобального регулирования?
Глобальные экономические перспективы
Управление финансовой глобализацией.
Правовая база для глобального управления.
Предложения ООН по глобальному регулированию.
Заключение
Список литературы
В то же время противоположный фактор, который может послужить стимулом для государств к формированию глобального управления, - это тенденция к наднациональности. Идущие последние десятилетия разговоры о необратимости глобального управления мало-помалу, согласно социопсихологическим закономерностям, могут приобрести характер самосбывающегося пророчества. В политической сфере этот эффект самым значительным образом усилился после краха биполяризма и окончания "холодной войны". Вслед за этим как в дискуссиях ученых, так и в программах политиков, начали все чаще обосновываться утверждения о том, что окончание эры биполярного противостояния означает отказ как от Ялтинско-Потсдамского мирового порядка, закрепившего современную систему границ в Европе и сформировавшего ООН, так и от Вестфальской системы мира, основанной на примате суверенных государств. В результате концепция "растворения суверенитета", его эрозии сверху и снизу приобрела довольно большое распространение в мире, а пример Европейского Союза позволил ее сторонникам оперировать практическими аргументами. Впрочем, следует в этой связи отметить, что ряд крупных государств мира (такие, как США, Китай, Индия, Россия) в своей политической практике не собирается следовать концепции "растворения суверенитета", поэтому европейский опыт надо переносить на глобальный уровень с достаточной долей осторожности.
Тем не менее, концепция "растворения суверенитета" завоевывает все большую популярность и в политической среде также начинает преподноситься как самосбываемое пророчество, в значительной степени формируя тем самым направленность интеллектуальной мысли и политического действия во многих странах. И как следствие этого, уже почти общепринятое восприятие неизбежности глобализации в сочетании с "растворением суверенитета" может создать в общественном мнении разных стран ощущение назревающих институциональных изменений и правовых подвижек на глобальном уровне, что в свою очередь может послужить стимулом к их практическому осуществлению.
Далее, оценивая взаимодействие государств и глобальных структур, необходимо иметь в виду следующее. Бюджеты (с той или иной долей расходов, направленных на социальные нужды), прямое налогообложение и легитимированные силовые структуры - вот несколько из ключевых функций современного государства, которые определяют его самодостаточность и, в конечном счете, силой финансов и оружия обеспечивают его суверенность. В этой связи о глобальном управлении как о реальной форме осуществления власти можно будет говорить по большому счету только тогда, когда исполнение этих функций будет передано с государственного на наднациональный глобальный уровень. Возможно ли это в среднесрочной перспективе? По существующей логике вещей - вряд ли, особенно, если не экстраполировать опыт ЕС на весь мир в целом. В то же время, выдвинутая в Докладах ПРООН о развитии человека концепция "новой глобальной архитектуры" не исключает такого перераспределения функций между государствами и глобальными институтами (прежде всего, в сфере социальной бюджетной политики). С другой стороны, все активнее звучащие голоса о создании собственных антикризисных сил ООН могут предоставить Организации объединенных наций такие инструменты для легитимированного силового воздействия, которые она может использовать, уже не привлекая национальные контингенты государств. Таким образом, возможные подвижки в передаче части ключевых государственных функций на глобальный уровень в современной политической аналитике не исключаются.Другой путь глобального регулирования, существующий сейчас, - когда на глобальном уровне принимаются правовые и политические документы, которые затем путем их признания государствами (через ратификацию или в качестве политического руководства к действию) имплементируются ими в национальные правовые структуры и правоприменительную практику. Таким образом, глобальные нормы реализуются в мире через совокупность национальных институтов. Вполне очевидно, что такой способ их воплощения в жизнь зависит прежде всего от воли государств, которые свободны в своем выборе: подписывать и ратифицировать им тот или иной документ или нет, голосовать за или против той или иной резолюции и пр.
Еще одной немаловажной проблемой являются судьбы демократии в условиях глобального управления. С одной стороны, глобализация и глобальное сплочение приводят к все возрастающему распространению в мире демократических ценностей и институтов. "Третья волна" демократизации стала первостепенной характеристикой современного мира. Но с другой стороны, существует опасность того, что будущий "политический режим" в системе глобального управления может стать скорее авторитарным, чем демократичным. Это может быть вызвано тем, что решения по глобальным вопросам могут приниматься ограниченным кругом акторов и без должной гласности, а также потому, что внутренняя структура многих из этих акторов (транснациональные корпорации (ТНК), неправительственные организации (НПО), аппарат международных организаций) строится отнюдь не на демократических принципах, а на жесткой корпоративной дисциплине.
Следует отметить, что авторитарный
характер возможного глобального управления
будет в корне противоречить
основополагающим принципам самой
концепции человеческого
Важной составляющей демократичности глобального управления является обеспечение подотчетности его структур публичному контролю. Опасения в том, что глобальные управленческие институты будут действовать, как хотят, являются достаточно распространенными и служат весьма важным сдерживающим элементом.В то же время, как считают некоторые аналитики, концепция демократии применительно к глобальному регулированию должна претерпеть серьезные трансформации. По их мнению, международные институты отнюдь не нуждаются в традиционной модели внутригосударственной демократии, поскольку в их задачу не входит ни побуждение людей к вооруженной защите своей территории, ни принуждение к сбору налогов. Поэтому международные институты должны получать легитимацию для своей деятельности иным образом: одни - путем строгого следования своим собственным уставным документам (например, ООН), другие - только лишь путем достигаемой эффективности и приемлемости при решении поставленных перед ними задач (например, МВФ).
Анализ международной
реакции на финансовый кризис 1997-98 гг.
показал, что важнейшей функцией
глобального управления должна будет
стать транснациональная
Как отмечает Доклад ПРООН
о развитии человека за 1999 год, в
сфере глобального
Отдельным вопросом является то, в какой степени государства будут оказывать влияние на деятельность этих финансовых структур. Во многом именно фактор контроля за финансами будет определять уровень глобального регулирования в будущем. В том случае, когда роль государств в этом вопросе будет большой, речь пойдет о глобальном сотрудничестве (и именно так обстоит дело сегодня). Если же международные организации смогут распоряжаться финансовыми средствами самостоятельно, без ощутимого влияния со стороны государств, то именно в этом случае можно будет вести речь о подлинном глобальном управлении, осуществляемом на наднациональной основе.
Краткая информация по регионам: Регион Восточной Азии и Тихого океана, рост ВВП в котором в 2010 году составил, по оценкам, 9,3 процента, находился во главе процесса оздоровления мировой экономики. Основной движущей силой столь быстрого роста служило увеличение ВВП Китая на 10 процентов (по имеющимся оценкам), а также увеличение его импорта на 35 процентов. Производство в других странах региона также значительно возросло, на 6,8 процента. Мягкая денежно-кредитная политика в странах с высоким уровнем дохода способствовала ускорению притока капитала, причем объемы рынков акционерного капитала Таиланда и Индонезии с января 2010 года выросли более чем на 40 процентов. Притоки капитала привели к удорожанию национальных валют несмотря на принятые компенсационные меры в виде наращивания резервов и других корректировок. Прогнозируется, что по мере снижения темпов подъема мировой экономики рост ВВП будет замедляться, хотя и будет оставаться высоким, на уровне 8 процентов в 2011 и 7,8 процента в 2012 году.Ожидается, что вслед за снижением ВВП на 6,6 процента в 2009 году производство в регионе Европы и Центральной Азии возрастет в 2010 году на 4,7 процента благодаря глубокой реструктуризации, проводимой в нескольких странах. Производство в Болгарии, Кыргызской Республике, Литве и Румынии в 2010 году останется на прежнем уровне или снизится, после чего прогнозируется рост объемов производства на всего лишь 2 процента в 2011 и 3,3 процента в 2012 году. При исключении этих стран из расчета рост в остальной части региона, согласно прогнозам, замедлится до 4,2 процента как в 2011, так и в 2012 году. Процесс оздоровления экономики в регионе остается особенно чувствительным к положению дел в странах Европы с высоким уровнем дохода, устойчивость ситуации с суверенной задолженностью которой вызывает опасения. Регион Латинской Америки и Карибского бассейна вышел из кризиса с небольшими потерями, если сравнивать показатели этого региона с его результатами в прошлом и темпами оздоровления экономики в других регионах. После сокращения на 2,2 процента в 2009 году ВВП увеличился, согласно оценкам, на 5,7 процента в 2010 году, что примерно соответствует средним показателям роста, отмеченным в период быстрого подъема экономики в 2004-2007 годах. Прогнозируется, что в 2011 и 2012 годах рост несколько замедлится, до примерно 4 процентов, в основном по причине ухудшения внешней конъюнктуры в связи с ослаблением роста в странах с развитой экономикой и Китае. Несколько стран региона испытали потенциально дестабилизирующий приток капитала, способствовавший перегреву экономики и быстрому удорожанию наиональных валют.В развивающихся странах Ближнего Востока и Северной Африки незначительное ускорение роста в 2010 году было связано как с улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, так и с продолжающимся воздействием осуществленных ранее программ стимулирования. Развивающимся странам-экспортерам нефти благоприятствовало повышение цен на нефть в течение этого года, а оживление экономики в некоторых регионах еврозоны и рост экономики в странах с высоким уровнем дохода, входящих в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, способствовал дальнейшему возрождению экспорта, денежных переводов и туризма. После 3,3-процентного роста в 2010 году регион, как ожидается, достигнет более высоких показателей роста 4,3 и 4,4 процента в 2011 и 2012 годах, соответственно, в связи с продолжающимся увеличением внутреннего спроса, укреплением экспортных рынков и сохранением высокого уровня цен на нефть.В Южно-Азиатском регионе рост ВВП прогнозируется на уровне 7,9 процента в среднем в 2011-2012 бюджетных годах, чему будет способствовать быстрый рост экономики в Индии. Это сопоставимо с оценочными показателями роста на уровне 8,7 процента в 2010 бюджетном году. Региону пошли на пользу решительные меры по стимулированию спроса, улучшение настроений среди инвесторов и потребителей и возобновление притока капитала. Недавние меры по ужесточению политики, вероятно, необходимо будет продолжить, учитывая значительные размеры бюджетных дефицитов в регионе (самые крупные среди всех развивающихся регионов), а также высокие уровни инфляции и ухудшающееся состояние счетов текущих операций. Объемы производства в странах Африки к Югу от Сахары в 2010 году возросли, по оценкам, на 4,7 процента, что было значительно выше увеличения на 1,7 процента в 2009 году. В Южно-Африканской Республике, крупнейшей экономике региона, увеличившейся, по оценкам, на 2,7 процента в 2010 году, экономическому росту препятствовали сокращение частных инвестиций, повышение курса ранда и забастовки трудящихся. Прогнозируется, что рост в ЮАР ускорится до 3,5 процента и 4,1 процента в 2011 и 2012 годах, соответственно, в связи с дальнейшем улучшением экономических условий в мире. В остальной части региона (исключая ЮАР) результаты фактически были более высокими. ВВП в этих странах увеличился, по оценкам, на 5,8 процента в 2010 году и прогнозируется на уровне 6,4 процента в 2011 году и 6,2 процента в 2012 году. Наивысшие показатели роста были отмечены в странах-экспортерах металла и полезных ископаемых, а также экспортерах нефти, которым благоприятствовало повышение цен на биржевые товары.
К активизации еще одной
формы глобального управления направлены
призывы реформировать
Вообще нужно особо
подчеркнуть, что финансовый кризис
1997-98 гг. стал своего рода катализатором
для активного обсуждения проблемы
глобального финансового
После кризиса 1997-98 гг. ряд экспертов внес конкретные предложения по созданию новой глобальной финансовой архитектуры. В частности, была выдвинута идея создания института, предоставляющего гарантии по международным кредитам, и этот институт брал бы на себя функции международного центрального банка.
В этой связи представляет интерес доклад комиссии Конгресса США по вопросам международных финансовых институтов (комиссии Мелтцера), представленный в марте 2000 г. По его предложениям, Всемирный банк должен перестать предоставлять кредиты (эта функция полностью отойдет к МВФ) и превратиться в организацию, оказывающую исключительно финансовую помощь и техническое содействие – т.е. стать тем самым социально ориентированным глобальным финансовым институтом, о создании которого так много говорилось. В связи с этим принципиальным изменением функций Всемирного банка комиссия Мелтцера даже предложила переименовать его во Всемирное агентство по развитию (World Development Agency). Параллельно этому предложению ряд других финансовых аналитиков, в частности Дж.Сорос, предлагают разрешить Всемирному банку предоставлять свои средства не только под правительственные гарантии стран-реципиентов, т.е. позволить ему работать напрямую с конкретными компаниями, НПО и пр.