Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:59, реферат
Современную стадию в развитии глобальных процессов отличает разрыв между стремительным ходом экономической глобализации и достаточно слабыми усилиями государств по созданию согласованной политической системы ее регулирования. Фактически, одной из важнейших долгосрочных проблем человеческого развития в мире становится необходимость выработать ее действенный механизм.
Введение
Трудности при изучении глобального управления.
Глобальное управление для глобальных проблем.
Формирование глобального общественного мнения.
Глобальное управление и суверенные государства.
Новый банк для глобального регулирования?
Глобальные экономические перспективы
Управление финансовой глобализацией.
Правовая база для глобального управления.
Предложения ООН по глобальному регулированию.
Заключение
Список литературы
Глобальное управление как таковое не будет возможным без значительной трансформации всего международно-правового режима, в котором в данном случае акцент должен быть сделан не на суверенитете государств, а на их глобальной ответственности и, более того, на их подчиненности институтам глобального управления. Возможно ли предсказать подобную трансформацию международного права в среднесрочный период, для чего, очевидно, потребуется консенсус всех государств? По логике вещей, вряд ли.Весьма важным событием, оказавшим влияние на дискуссии о будущем международного права, стал косовский кризис 1999 года. Операция НАТО в Югославии вызвала к жизни в западных странах ряд достаточно радикальных концепций о переустройстве будущей правовой системы.
Весьма показательным
отголоском косовских событий
В результате сложного взаимодействия государств и иных акторов на мировой арене иногда возникает ситуация, при которой реальным проводником наднациональности выступает бюрократический аппарат международных межправительственных организаций. Именно он на повседневном уровне координирует международное сотрудничество государств, обобщает и корректирует их предложения по повестке дня международных саммитов и иных заседаний, прорабатывает тексты деклараций и заявлений, внося в них соответствующие "проглобалистские" идеи и пр. При этом с течением времени самостоятельная роль бюрократического аппарата международных организаций, как правило, возрастает, и он становится реальной силой, с мнением которой нужно считаться так же, как и с мнением государств-членов этой организации. На субглобальном уровне эта эволюция наиболее хорошо прослеживается на примере Европейского Союза, когда т.н. "брюссельская бюрократия", аккумулированная в аппарате Европейской Комиссии, стала актором, равнозначным, если не превосходящим по своему политическому весу, сообщество государств-членов, форумом которого является Совет ЕС.
Еще одна форма глобального
управления, которая способна реализоваться,
- это наднациональное
В результате, в научный и политический оборот начинает вводиться термин «транснациональная юстиция» (transnational justice), который обозначает уже не только деятельность международных судов, рассматривающих дела государств, но гораздо более широкую сферу отношений: правосудие между отдельными людьми в рамках мирового сообщества (или глобального общества, как угодно). Иногда этот термин заменяется более амбициозным понятием “глобальная юстиция”, в которую входят и на которую замыкаются все существующие уровни правосудия в мире.
Более того, развитие глобальной
юстиции представляется в ряде концепций
как весьма важный инструмент для
преодоления “демократического
дефицита” международных
Поскольку глобальная юстиция
требует соответствующей
Идея глобального управления тесно соединяется во многих концепциях с идеей глобального общества или по крайней мере, «глобальной общественной сферы». Она должна составить материальную основу для наднационального мониторинга, регулирования, контроля и принуждения при решении из единого центра глобальных проблем. При этом, поскольку большинство концепций глобального управления исходят из его построения так или иначе на демократической основе, то т.н. "глобальный госсектор" никоим образом не должен превращаться в замкнутую структуру, в мир бюрократии per se, но, напротив, должен поддерживать очень тесные (а, возможно, и институционализированные) связи с глобальным гражданским обществом (воспринимаемым либо как единое транснациональное целое, либо как сеть и совокупность гражданских обществ из отдельных стран).
Выход на мировую арену
новых негосударственных
Достаточно сложным и
пока не слишком изученным является
вопрос о сочетании двух уровней
наднационального управления – глобального
и регионального (к примеру, ООН-ЕС).
Каким образом будет
Еще один вопрос – что
станет с государствами после
реализации глобального управления?
Растворятся ли они вообще и предстанут
не более как административные единицы
«глобальной республики». Или же
напротив, переход к глобальному
управлению будет осуществлен через
качественно
Далее, как повлияет введение глобального управления на попытки размывания государственного суверенитета «снизу»? Как поведут себя внутригосударственные регионы в этом случае? Потребуют ли они особого глобального форума для своего представительства (по типу Комитета регионов ЕС)? На все эти вопросы пока нет четких ответов, но без них практическая реализация глобального управления также будет невозможна.
Доклад ПРООН о развитии человека за 1994 г. выдвинул предложение о создании "новой глобальной архитектуры", которая предусматривала бы создание новых наднациональных институтов для решения глобальных проблем, которые не поддаются урегулированию на внутригосударственном уровне. Среди них были выделены:
- Совет экономической
безопасности - для деятельности
в связи с угрозой
- Всемирный центральный
банк - для обеспечения глобального
макроэкономического
- Международный инвестиционный
фонд - для передачи избытков средств,
- Всемирный антимонопольный
орган - для наблюдения за
Генеральный секретарь ООН
Кофи Аннан в своем докладе
в 1998 г. предложил достаточно серьезную
и радикальную реформу
Выполненный под эгидой ООН доклад комиссии Л.Брахими по проблемам современного миротворчества, представленный в 2000 г., предложил наделить ООН гораздо более серьезными самостоятельными полномочиями в сфере миротворчества, в частности предоставить ООН право выступать инициатором миротворчества и антикризисного вмешательства.
Доклад ПРООН за 1999 год, специально посвященный человеческому измерению глобализации, еще более модифицировал и детализировал эти предложения, упомянув в качестве элементов "новой глобальной архитектуры" следующие институты:
- Всемирный центральный банк с функциями последнего кредитора в критической ситуации;
- Всемирное экологическое учреждение;
- Всемирный инвестиционный фонд с перераспределительными функциями;
- Международный уголовный суд с более широким мандатом в области прав человека;
- Двухпалатная Генеральная Ассамблея ООН, в которой были бы представлены, помимо государств, и институты гражданского общества.
Всемирной торговой организации в этом контексте предлагается предоставить полномочия на формирование глобальной политики в области конкуренции в сочетании с антимонопольными положениями и кодексом поведения многонациональных корпораций.
Очевидно, что в случае
реализации такой схемы, было бы уже
вполне возможным говорить о глобальном
управлении как о свершившемся факте,
поскольку ощутимо высокая
Сессия Тысячелетия: новый взгляд на глобальное сотрудничество.
Сессия Тысячелетия
В этой связи следует особо подчеркнуть, что разработка системы регулирования для XXI века должна начаться с формирования твердой приверженности глобальной этике. Для того, чтобы глобальное управление/сотрудничество было эффективным, должны сформироваться общие ценности, стандарты и позиции, воспринятые широкими кругами всех стран и на транснациональном уровне.
Декларация Тысячелетия ООН специально подчеркнула, что обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, а также устранением угроз международному миру и безопасности должна разделяться между народами мира и осуществляться на многосторонней основе.
Помимо этого, на Сессии Тысячелетия
было особо подчеркнуто, что центром
формирования архитектуры нового глобального
миропорядка может и должна оставаться
ООН. Она глобальна и универсальна
по своему составу, в нее входит 189
государств, с ООН сотрудничают все
наиболее значимые НПО, и кроме того
ООН является ядром семьи специализированных
международных организаций, охватывающих
важнейшие сферы в
Заключение:
Для сохранения преимуществ глобальной рыночной конкуренции и направления сил глобализации на поддержку прогресса человека необходимо их более эффективное регулирование. Острый характер глобальных проблем ставит на повестку дня вопрос о сознательном управлении их развитием. Поэтому изучение проблем глобального управления и глобального сотрудничества является крайне важной и актуальной темой.
Главным вопросом в этой связи
является характер отношений между
существующими суверенными
Важной проблемой является
демократичность глобального