Инструменты социальной политики РБ и механизмы их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:28, реферат

Описание

Цель работы: рассмотреть инструменты социальной политики и сферы их применения. Цель данной работы – изучить инструменты государственной социальной политики, а именно: социальные программы, государственные гарантии, потребительские бюджеты.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 52.33 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

В любой стране, при любой  общественно-политической и социально-экономической  системе экономика в той или  иной степени управляется государством в лице государственных органов.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства  и его органов в экономическую  деятельность предприятия и предпринимателей меньше, чем в странах с централизованной экономикой, и носит преимущественно  косвенный характер.

Государство воздействует на экономику посредством законодательных  ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных  инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных  социальных и экономических программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена частной, акционерной, коллективной собственностью на средства производства, включая  землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников  от государства и его органов  управления.

Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет  целью создание материальной базы для  улучшения условий жизни. Поскольку  люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку  и изменение условий жизни  отдельного индивида не может происходить  в отрыве от изменения этих условий  для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий  жизни. Указанная деятельность и  получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.

Цель работы: рассмотреть  инструменты социальной политики и  сферы их применения. Цель данной работы – изучить инструменты государственной социальной политики, а именно: социальные программы, государственные гарантии, потребительские бюджеты.

Задачи работы:

1) показать сущность социальной  политики;

2) изучить социальные  программы как инструмент социальной  политики РБ;

3) изучить государственные  гарантии и социальные стандарты  в системе социальной защиты  населения РБ;

4) изучить потребительские  бюджеты как один из инструментов  государственной социальной политики.

 

1.  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ

В широком смысле слова  социальным принято называть все, что  непосредственно относится к  обществу, людям, их жизни. Вместе с  тем существует и более узкая  область экономики, непосредственно  связанная с социальными явлениями  и именуемая социальной сферой. К  социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно  связанные и касающиеся образа жизни  людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом..

Социальная экономика  как наука исследует и анализирует  природу возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру  потребления, выделяет рациональные потребности  человека, социальных групп, регионов, общества с учётом разнообразия самих  потребностей и потребителей.

С другой стороны, в зону действия социальной экономики попадают доходы различных слоёв и групп  населения. Виды, природа возникновения, источники, уровень доходов, включая, в первую очередь, денежные доходы населения  – это всё вопросы социальной экономики. Мера соответствия доходов  и расходов, потребительские бюджеты  человека и семьи применительно  к разнообразным половозрастным, территориальным, профессиональным группам  также составляет предмет социальной экономики [1].

Так как социальная экономика  ориентирована на человека, призвана способствовать удовлетворению его  запросов, интересов, потребностей, то о состоянии и успехах этой экономики судят по тому, как живут  люди. При всем многообразии жизненных  проявлений можно получить общее  представление об условиях, в которых  живут люди, о том насколько  они довольны этими условиями, что им дает жизнь. Всё это вместе взятое определяет качество жизни.

Качество жизни охватывает и характеризует весь диапазон её свойств, распространяется на все её стороны, отражает удовлетворённость  людей предоставленными им материальными  и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным  требованиям, безболезненность и продолжительность  жизни.

К числу употребляемых  показателей уровня жизни относятся  денежные доходы населения в расчете  на одного человека или семью. Обычно измеряется месячный доход, который  должен превышать прожиточный минимум, рассчитанный исходя из потребления  каждым человеком минимально необходимого набора благ – «потребительской корзины».

Наряду с денежными  доходами на уровень жизни влияют общественные фонды потребления, к  которым относятся блага и  услуги, предоставляемые государством населению бесплатно. В странах  с централизованной экономикой государственными могут быть здравоохранение и  образование, частично – услуги культуры и физкультуры, в некоторой степени  – питание и отдых для отдельных  групп, категорий населения. В странах  с рыночной экономикой также есть общественные фонды потребления, но чаще всего блага и услуги бесплатны  или частично платны для отдельных  категорий потребителей, обладающих низкими доходами.

Непосредственно к социальной экономике относятся все виды социального обеспечения, то есть денежного  содержания, материальной помощи, оказываемой  отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и категориям населения, которые  не имеют собственных доходов  и источников существования либо обладают ими в ограниченной степени.

Практически все отрасли  экономики имеют то или иное отношение  к социальной сфере, обслуживают  и удовлетворяют социальные потребности  людей. На социальные нужды работают промышленность – и не только пищевая и легкая, но и промышленный комплекс, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля, общественное питание.

При переходе к рыночной экономике поневоле приходится иметь  дело с возрастанием негосударственных  и платных форм доступа к источникам культуры, образования, медицинского обслуживания (страховая медицина).

Удовлетворение потребностей ряда категорий населения в финансовых ресурсах и источников существования, а в особенности не имеющих  стабильных доходов, принимает на себя отрасль социального обеспечения  населения, называемая социальной защитой.

Эффективность социальной политики государства, масштабы и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью реального  сектора экономики страны, уровнем  ее экономического развития. Вместе с  тем социальная политика оказывает  огромное обратное воздействие на эффективность  развития народного хозяйства и  имеет самостоятельное значение в социально-экономическом развитии общества. Эффективность социальной политики зависит не только от экономической  базы страны, но и от самого государства  как основного субъекта, ее определяющего  и практически реализуемого [1].

Целью социальной политики (социальными приоритетами) являются:

    1. достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
    2. обеспечение занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
    3. гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
    4. переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
    5. нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения;
    6. улучшение социальной инфраструктуры.

Важнейшими принципами формирования и функционирования эффективной  социально ориентированной политики являются:

- принцип социального равенства людей – членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);

- принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;

- принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемы как отношения эквивалентности в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального положения человека и т.п.).

Основные функции социальной политики можно свести к следующему:

- стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения;

- поддержание и стимулирование социальной и экономической активности населения;

- социальная поддержка и защита.

Социальная политика по своей  сути является долгосрочной, ориентированной  на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей [2].

 

2.ИНСТРУМЕНТЫ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ И МЕХАНИЗМЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

2.1 ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РБ

 

Государственная социальная политика гарантирует равные качество и условия жизни для населения  вне зависимости от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению  на всей территории страны государственных  дифференцированных стандартов.

Государство, проводя социальную политику, использует следующие инструменты:

  • социальные гарантии. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантия обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья. Созданы четыре специальных внебюджетных фонда: пенсионный фонд, фонд занятости, социального и фонд медицинского страхования. Бюджеты этих фондов составляют более 40% по отношению к расходам государственного бюджета.
  • минимальные социальные стандарты. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Они необходимы для определения финансовых нормативов. К минимальным социальным стандартам относятся прожиточный минимум, нормативы обеспечения жильем, нормативы в области охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды.

Стандарты разрабатываются  на единой правовой базе, общих методических принципах. Они используются при  формировании бюджетов субъектов РБ и местных бюджетов до утверждения государственных минимальных стандартов.

  • потребительские бюджеты служат основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения. Также минимальной потребительский бюджет используется для расчета минимальной оплаты труда и пенсий. Прожиточный минимум включает в минимально приемлемые нормы питания и расходов на непродовольственные товары (жилье, лекарства) и исчисляется на основе потребительской корзины. Прожиточным минимумом фиксируется официальная черта бедности. Он исчисляется для различных социальных групп и служит правовой основой для разработки социальных программ [3].

Законом Республики Беларусь «О формировании  и использовании  минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа  определения  и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский  бюджет представляет собой расходы  на приобретение набора потребительских  товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные  потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала  для 8 социально-демографических групп населения.

Минимальный потребительский  бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений  уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления  граждан к научно обоснованному  уровню.

В настоящее время среднедушевой  минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права  граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 147 утверждены следующие размеры среднедушевых  минимальных потребительских бюджетов в ценах сентября 2010 г. на период с 1 ноября 2010 г. по 31 января 2011 г.:

  • семьи из 4-х человек – 459620 руб.;
  • молодой семьи с одним ребенком – 473920 руб.;
  • трудоспособного населения – 575960 руб.;
  • пенсионеров – 478250 руб.;
  • студентов – 437430 руб.;
  • детей в возрасте до 3-х лет – 364120 руб.;
  • детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 443910 руб.;
  • детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 514890 руб.

Информация о работе Инструменты социальной политики РБ и механизмы их использования