Инструменты социальной политики РБ и механизмы их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:28, реферат

Описание

Цель работы: рассмотреть инструменты социальной политики и сферы их применения. Цель данной работы – изучить инструменты государственной социальной политики, а именно: социальные программы, государственные гарантии, потребительские бюджеты.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 52.33 Кб (Скачать документ)

Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи  из 4-х человек в ценах сентября 2010 года по статьям расходов:

  • продукты питания – 54,0 %;
  • одежда, белье, обувь – 19,0 %;
  • пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 9,8 %;
  • бытовые услуги, транспорт, связь – 6,1 %;
  • предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 7,0 %;
  • культурно-просветительные мероприятия и отдых – 1,9 %;
  • взносы и платежи – 0,3 %;
  • предметы  санитарии, гигиены, лекарства – 1,9 % [5].

 

 

 

 

2.2СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РБ

 

  Бюджет Республики Беларусь сформирован таким образом, чтобы все важнейшие социальные программы, которые утверждены и находятся на контроле Президента страны, были выполнены в полном объеме. В первую очередь это касается президентской программы "Дети Беларуси", сферы пенсионного обеспечения и социальной реабилитации, поддержки семьи и детей, а также строительства всех социальных объектов. В бюджете республики достаточно средств, в том числе накоплений прошлых периодов, чтобы гарантированно обеспечить реализацию пенсионных и социальных программ.

Следует подчеркнуть, что  политика государства в отношении пенсионного обеспечения и заработной платы сохранится. Пока пенсионная реформа "нигде ни на каком уровне не обсуждается". Увеличение пенсионного возраста в стране не рассматривается, а рассматривается только вопрос повышения пенсий в связи с ростом заработной платы [4].

Эффективная социальная политика государства  призвана создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь  и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением  эффективной социальной политики, критериями которой являются:

- реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;

- гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

- дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;

- взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;

- права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе является обеспечение  устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий  для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным  трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить  социальные обязательства перед  инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными  и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

- создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

- последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

- формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

- обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

- повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.

Приоритетной задачей национальной экономики Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей  страны к экономически развитым странам  на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

В соответствии с социально-экономическим  курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения [2].

Приоритетными направлениями политики нашей страны в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение  уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и  важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда  и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного  потенциала населения; снижение налоговой  нагрузки на фонд заработной платы  субъектов хозяйствования всех форм собственности.

Для достижения поставленных целей  в области оплаты труда необходимо:

- обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;

- формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;

- поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;

- овершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

- регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;

- развитие социального партнерства на всех уровнях управления;

-усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов  и оплаты труда предусматривается  увеличение реальных денежных доходов  в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда  при некотором снижении численности  занятых в экономике.

Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение в Республике Беларусь следует осуществлять по мере роста  эффективности производства, имея в  виду поэтапное приближение ее размера  к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 – 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах [4].

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы  и среднедушевых денежных доходов  предполагается, что доля населения  с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г.

Пенсионное обеспечение – важнейшее  направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система Республики Беларусь столкнулась с целым рядом  внутренних и внешних проблем. Дефицит  средств и проблемы экономики  затрудняют возможности поддержания  достаточного уровня пенсионного обеспечения  и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает  старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике.

Основной целью социальной политики Республики Беларусь в области пенсионного  обеспечения является повышение  уровня жизни пенсионеров через  создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей  принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим  демографическим изменениям.

Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так  и накопительные механизмы. В  перспективе в соответствии с  социально-экономическими программными документами в республике предусматривается:

- проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;

- развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;

- совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;

- обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.

Важной составляющей повышения  уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его  развитие в Республике Беларусь необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных  с утратой заработка, работы или  здоровья, формирование достаточной  экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации системы  социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска  для различных категорий работников; добиться справедливого распределения  ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

 

2.3 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА  НАСЕЛЕНИЯ

 

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение  государственной поддержки нуждающихся  групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

В ближайший период в республике предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции. Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения.

В комплексе мер по обеспечению  устойчивого развития в республике должна быть повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной  социальной политики по отношению к  инвалидам должно стать реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации [5].

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация  различных видов государственной  социальной поддержки граждан и  создание единой информационной системы  социальной помощи.

 

2.4  СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Несмотря на сложные экономические  условия, государство стремится  в пределах имеющихся ресурсных  возможностей непрерывно увеличивать  долю государственных расходов на развитие образования. В 2003 г. она достигла 6,6% от ВВП (в 1990 г. – 4,3%, в 2002 г. – 6,8%), что сопоставимо с мировыми показателями (Швеция – 7,8%, Франция – 5,8%, Германия – 4,6%, Канада – 5,5%, Польша – 5% (по предварительной оценке ЮНЕСКО). Индекс уровня образования составил 0,950 и сравнялся с такими странами, как Швейцария, Польша, Латвия. Республика Беларусь по этому показателю удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина – 0,930, Казахстан – 0,920, Узбекистан – 0,910).

Информация о работе Инструменты социальной политики РБ и механизмы их использования