Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:28, реферат
Цель работы: рассмотреть инструменты социальной политики и сферы их применения. Цель данной работы – изучить инструменты государственной социальной политики, а именно: социальные программы, государственные гарантии, потребительские бюджеты.
Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах сентября 2010 года по статьям расходов:
2.2СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РБ
Бюджет Республики Беларусь сформирован таким образом, чтобы все важнейшие социальные программы, которые утверждены и находятся на контроле Президента страны, были выполнены в полном объеме. В первую очередь это касается президентской программы "Дети Беларуси", сферы пенсионного обеспечения и социальной реабилитации, поддержки семьи и детей, а также строительства всех социальных объектов. В бюджете республики достаточно средств, в том числе накоплений прошлых периодов, чтобы гарантированно обеспечить реализацию пенсионных и социальных программ.
Следует подчеркнуть, что политика государства в отношении пенсионного обеспечения и заработной платы сохранится. Пока пенсионная реформа "нигде ни на каком уровне не обсуждается". Увеличение пенсионного возраста в стране не рассматривается, а рассматривается только вопрос повышения пенсий в связи с ростом заработной платы [4].
Эффективная социальная политика государства призвана создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь должна обеспечиваться проведением эффективной социальной политики, критериями которой являются:
- реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
- гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
- дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
- взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
- права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.
Главной целью социальной политики
Республики Беларусь в долгосрочной
перспективе является обеспечение
устойчивого роста уровня и качества
жизни населения и создание условий
для развития человеческого потенциала.
При этом государство должно предоставить
каждому трудоспособному
- создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
- последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
- формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
- обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
- повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания.
Приоритетной задачей
В соответствии с социально-экономическим
курсом Главы государства, Национальной
стратегией устойчивого социально-
Приоритетными направлениями политики
нашей страны в области оплаты
труда должны стать: кардинальное повышение
уровня заработной платы работников
как основного источника
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
- обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
- формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
- поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
- овершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
- регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
- развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
-усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.
В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.
Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение в Республике Беларусь следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 – 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах [4].
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
С увеличением минимальной
Пенсионное обеспечение –
Основной целью социальной политики
Республики Беларусь в области пенсионного
обеспечения является повышение
уровня жизни пенсионеров через
создание стабильной, финансово устойчивой
пенсионной системы, удовлетворяющей
принципам социальной справедливости,
способной противостоять
Стратегической задачей
- проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
- развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;
- совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
- обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие в Республике Беларусь необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
В области организации системы
социального страхования
2.3 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
Основными задачами в области социальной
защиты населения являются обеспечение
государственной поддержки
В ближайший период в республике
предусматривается завершить
В комплексе мер по обеспечению
устойчивого развития в республике
должна быть повышена значимость социальной
поддержки ветеранов и
Важнейшим условием реализации этих
мер должна стать координация
различных видов
2.4 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие образования. В 2003 г. она достигла 6,6% от ВВП (в 1990 г. – 4,3%, в 2002 г. – 6,8%), что сопоставимо с мировыми показателями (Швеция – 7,8%, Франция – 5,8%, Германия – 4,6%, Канада – 5,5%, Польша – 5% (по предварительной оценке ЮНЕСКО). Индекс уровня образования составил 0,950 и сравнялся с такими странами, как Швейцария, Польша, Латвия. Республика Беларусь по этому показателю удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина – 0,930, Казахстан – 0,920, Узбекистан – 0,910).
Информация о работе Инструменты социальной политики РБ и механизмы их использования