Инструменты социальной политики РБ и механизмы их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:28, реферат

Описание

Цель работы: рассмотреть инструменты социальной политики и сферы их применения. Цель данной работы – изучить инструменты государственной социальной политики, а именно: социальные программы, государственные гарантии, потребительские бюджеты.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 52.33 Кб (Скачать документ)

Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей  потребностям личности, общества и  государства, формирование условий  для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и  труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной  рыночной экономикой.

Для реализации этой цели требуется  решить следующие задачи:

- создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека;

- обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;

- повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования;

- обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования ставится повышение  качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого планируется  осуществить комплекс мероприятий  по:

- завершению реформы общеобразовательной школы;

- последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;

- научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;

- внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет;

- организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;

- обновлению и расширению материально-технической базы;

- обеспечению широкого выбора образовательных программ и услуг;

- рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования.

К 2010 г. в Республике Беларусь прогнозировалось повысить индекс уровня образования в стране до 0,96, а к 2020 г. – до 0,98 против 0,95 в 2003 г. В 2011 – 2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда [5].

Для решения поставленных перед  образованием целей и задач следует  обеспечить его необходимое финансирование, создать условия для привлечения  инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Республики Беларусь в мировой образовательный процесс.

Стратегической целью в области  здравоохранения Республики Беларусь является создание эффективной системы  здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью, создание государственного механизма  поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для  его удовлетворения. Для конечного  достижения этой цели необходимо решение  следующих задач:

- совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;

- формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;

- укрепление и обновление материально-технической базы, увеличение доли финансирования в ВВП на развитие здравоохранения, увеличение объемов финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развитие форм добровольного медицинского страхования;

- повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности;

- создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;

- уделение особого внимания охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы;

- совершенствование медицинской помощи пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;

- совершенствование системы контроля качества лекарственных средств, развитие отечественного производства медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Благодаря целенаправленной социальной политике государства по возрождению  белорусской культуры сохранен культурный потенциал Республики Беларусь. Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается историко-культурное наследие, увеличилось число театров, музеев, выпуск книг и брошюр.

Однако из-за недостаточных объемов  бюджетного финансирования культуры в  республике возникают проблемы укрепления материально-технической базы отрасли, комплектования библиотечных фондов, обеспечения современными техническими средствами и др.

Стратегической целью государственной  политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций. Для реализации этой цели требуется решение следующих задач:

- развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей доступ граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и других фондов культуры;

- сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка, расширение сферы его применения, создание условий для свободного творчества, развитие профессионального творчества и профессионального художественного образования, народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры;

- обеспечение условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в Республике Беларусь;

- достижение здорового нравственного климата в обществе;

- обеспечение доступности культурных ценностей для всех социальных слоев населения;

- усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании гражданской позиции и социально активной личности;

- интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как равноправного участника глобальных социально - культурных процессов.

Развитие физической культуры и  спорта является одним из ведущих  направлений в физическом и духовном оздоровлении народа, важным фактором формирования здорового образа жизни  человека, совершенствования человеческого  капитала.

В Республике Беларусь, которая является спортивной державой, проводится целенаправленная работа по повышению эффективности  физкультурно-оздоровительных и  спортивных занятий во всех сферах жизнедеятельности. Пополняются фонды  отрасли новыми спортивными объектами.

Однако эффективность физического  оздоровления населения в определенной мере снижается слабой материально-технической  базой отрасли, низкой обеспеченностью  спортивными сооружениями, физкультурно-оздоровительной  базой, инвентарем и оборудованием.

Главной целью развития национальной системы физической культуры и спорта является укрепление здоровья и физическое совершенствование населения путем повышения  уровня физкультурно-оздоровительной работы, формирования у населения интереса к занятиям физической культурой и спортом, расширения образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни, повышения конкурентоспособности системы подготовки белорусских спортсменов высокого класса, достижения высоких спортивных результатов на международной арене, развития международных связей.

Главная цель развития физической культуры и спорта в ближайший период заключается  в подъеме уровня массовости физкультурно-спортивного  движения в стране, повышении эффективности  физкультурно-оздоровительной и  спортивно-массовой работы и обеспечении  социально гарантированных минимальных  потребностей населения в услугах  отрасли.

Понятие здорового образа жизни  должно прочно войти в массовое сознание населения Беларуси. Для этого  государственную политику в сфере  физической культуры и спорта следует  реализовывать во взаимодействии всех органов исполнительной и законодательной  власти, спортивных организаций и  средств массовой информации.

Беларусь располагает богатыми природным потенциалом и историко-культурными  ресурсами для развития различных  видов туризма. Но из более чем 16 тыс. единиц туристского потенциала, в его целях используется менее 10%. Удельный вес стоимости туристских услуг в объеме ВВП страны составляет лишь 0,2%. В то же время мировой опыт свидетельствует, что только расходы на туризм как высокодоходной отрасли мирового хозяйства составляют 12% мирового валового продукта.

Стратегической целью развития туризма является создание в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, взаимоувязанного с сохранением природных и  социально-культурных ресурсов. Основными  задачами ее реализации должны стать:

- преодоление отрицательного сальдо в торговле туристскими услугами;

- формирование привлекательного имиджа Республики Беларусь как страны, благоприятной для туризма;

- развитие туристской инфраструктуры, поиск новых целевых туристских рынков, проведение структурных преобразований хозяйственного механизма отрасли и системы управления;

- разработка конкретных целевых программ развития наиболее перспективных видов туризма, в том числе экологического, сельского, этнического, охотничьего, транзитного;

- переход на мировые стандарты качества туристских услуг, внедрение современных технологий развития туризма.

Целями жилищной политики, проводимой в нашей республике, являются повышение уровня обеспеченности граждан жильем, развитие жилищного строительства с преимущественным использованием средств внебюджетных источников финансирования и долгосрочных форм кредитования граждан на приобретение жилья, дальнейшее развитие рынка жилья и жилищных услуг, эффективное использование существующего жилищного фонда.

Преимущество в структуре жилищного  строительства Республики Беларусь должно получить возведение жилых домов  высоких потребительских качеств, где наряду с традиционными   получат развитие новые системы благоустройства с низким уровнем энергопотребления, с использованием нетрадиционных источников энергии. Эти же направления, наряду с мероприятиями по усилению теплозащитных свойств домов, должны получить развитие при реконструкции и модернизации имеющегося жилищного фонда, особенно в сельской местности.

Устойчивое развитие жилищно-коммунального  хозяйства определяется созданием  эффективной и устойчивой инженерно-технической  инфраструктуры населенных пунктов  по производству и поставке услуг  жизнеобеспечения населению и обеспечению  жизнедеятельности производств, оказанию других видов коммунальных услуг, связанных с управлением жилищным фондом, его содержанием и ремонтом.

Дальнейшее реформирование жилищно-коммунального  хозяйства должно направляться на создание экономических, правовых и организационных  условий развития отрасли с целью  повышения эффективности и надежности ее функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости.

Реализация этих направлений должна обеспечиваться решением следующих  целевых задач:

- внедрение высокоэффективных, надежных, экологически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг жилищно-коммунального хозяйства, основанных на использовании достижений научно-технического прогресса, местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;

- обеспечение минимальных нормативов социального стандарта по представлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания;

- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;

- совершенствование организационной структуры управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в этой системе;

- совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств [2].

 

 

В области социальной политики (в частности, политики доходов населения) основными задачами на сегодняшний  день остаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.

В целом, согласно Конституции РБ страна имеет социальную направленность. Под  этим подразумевается высокая социальная защищенность граждан. В этих целях  государственный бюджет Республики имеет социальную направленность, где  немалая часть доходов распределяется в пользу финансирования малообеспеченных слоев населения, а также предусматривается  ряд социальных гарантий населению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое государство  независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области  социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в  предусмотренных законодательством  случаях в момент наступления  форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.

Информация о работе Инструменты социальной политики РБ и механизмы их использования