Инвестиции и их роль в развитии современной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание

Инвестициями с точки зрения микроэкономики, нужно признать любые вложения физических и юридических лиц, государства и муниципальных образований, направленные на производство новой стоимости, на приобретение активов, обладающих свойством возможности их использования в процессе создания новой стоимости (как предметов или средств труда), либо предоставляющих возможность получения части новой стоимости, которая будет произведена контрагентом субъекта, осуществляющего вложения, или третьим лицом

Содержание

Введение
Глава 1 Инвестиции: экономическая сущность и виды
1.1. Экономическая сущность инвестиций
1.2. Роль государственных инвестиций в развитии экономики
1.3. Роль иностранных инвестиций в развитии экономики
Глава 2 Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.28 Кб (Скачать документ)

     2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции,  облигации и иные ценные бумаги).

     3. Среднесрочные и долгосрочные  международные кредиты и займы  ссудного капитала промышленным  и торговым корпорациям, банкам  и другим финансовым учреждениям.

     Прямые  инвестиции могут обеспечивать инвестирующим  корпорациям либо полное владение инвестируемой  компанией, либо позволяют устанавливать  над ней фактический контроль (в большинстве случаев для  этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала).

     Портфельные инвестиции -- основной источник средств  для финансирования акций, выпускаемых  предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях  в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации  на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

     На  движение данного вида инвестиций оказывает  влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным  ценным бумагам. Так, высокая норма  процентных ставок в США привлекла  множество иностранных инвесторов, особенно японских.

     В 70 -- 80 гг. произошел взрыв роста  международных кредитов, что привело  к образованию мировой кредитно-финансовой сферы.

     Международный рынок ссудных капиталов растет особенно высокими темпами: его валовый  объем увеличился с 10 млрд. долларов в 1960 году до 2395 в конце 80 гг. Основная доля этих сумм приходится на межбанковские  операции. http://www.e-investicii.com

     В настоящее время международный  рынок ссудных капиталов разделяется  на денежный рынок и рынок собственно капиталов.

     1. Денежный рынок -- рынок краткосрочных  кредитов (до одного года). С их  помощью корпорации и банки  пополняют временную нехватку  оборотных средств. 

     2. Рынок капиталов -- рынок среднесрочных  (от 2 до 5 лет) банковских кредитов  и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в основном  при выпуске и приобретении  ценных бумаг.

     В последние годы на международном  рынке используются нетрадиционные формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование, заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий.

     Таким образом, инвестиции являются важнейшей  экономической категорией и играют значимую роль как на макро-, так  и микроуровне, в первую очередь  для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения  многих социальных проблем. 
 
 
 

     1.2 Роль государственных инвестиций в развитии экономики

     Основным  инструментом активной государственной  инвестиционной политики является Инвестиционный фонд РФ, который представляет собой  часть средств федерального бюджета, предусмотренных для предоставления государственной поддержки реализации важнейших инфраструктурных и инновационных  инвестиционных проектов общегосударственного значения, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

     Инвестиционный  фонд РФ уже имеет свою историю. В 2002-2004 гг. в результате благоприятной  конъюнктуры на мировых сырьевых рынках в России впервые за всю  ее новую историю возник вопрос о  планировании и распределении избыточных финансовых ресурсов, а также создании эффективного механизма, ограничивающего  влияние внешних условий на бюджет и экономику в целом.

     Минэкономразвития России совместно с Минфином России и заинтересованными федеральными министерствами разработали предложения  об использовании части средств  Стабфонда, накопленных сверх уровня, установленного бюджетным законодательством, для создания Инвестиционного фонда  РФ. В основу концепции Инвестиционного  фонда была заложена гибкость использования  его средств, а также накопительный  характер и обеспечение многолетнего финансирования инвестиционных проектов. В итоге 23 ноября 2005 г. Правительство  РФ утвердило «Положение об Инвестиционном фонде Российской Федерации», а средства Фонда на 2006 г. в размере 69,7 млрд. руб. нашли отражение в законе о бюджете. Тернавский А.А., Петрикова  Е.М. Инвестиционный фонд РФ как инновационный инструмент государственной инвестиционной политики//Финансы.- 2007.-№11.-С.13-17

     Положение о Фонде определяет порядок его  формирования; формы, механизмы и  условия предоставления государственной  поддержки для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное  значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства; этапы и процедуру их отбора; основные требования к предоставляемой документации и проведению мониторинга реализации проектов.

     При подготовке бюджета на 2008-2010 гг. остро  встал вопрос снижения возможностей дальнейшего экстенсивного развития топливно-энергетического комплекса. Сильная зависимость бюджета  от сырьевых ресурсов создает серьезные  макроэкономические риски. Колебания  налоговых доходов при изменении  цен на мировых сырьевых рынках приводят к необходимости попеременно  резко увеличивать и уменьшать  бюджетные расходы, пересматривать налоговые ставки, либо проводить  заимствования для замещения  выпадающих доходов. В свою очередь, непредсказуемость и изменчивость ключевых макроэкономических показателей, как показывает международный опыт, служит серьезным препятствием для  инвестиций и экономического роста.

     Для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств с 2008 г. Стабилизационный фонд России будет  разделен на резервный фонд (10% ВВП) и ресурсы, сберегаемые для будущих  поколений. Создание данных фондов, с  одной стороны, позволит поддерживать стабильный уровень государственных  расходов, так как предполагает их полное или частичное сбережение в периоды интенсивной эксплуатации недр и высоких цен на сырье  и использование сбережений в  периоды сокращения добычи или падения цен. С другой стороны, это позволит обеспечить долгосрочную сбалансированную инвестиционную политику государства путем предварительного распределения и резервирования средств для обеспечения многолетнего финансирования общегосударственных инвестиционных проектов. Тернавский А.А., Петрикова Е.М. Инвестиционный фонд РФ как инновационный инструмент государственной инвестиционной политики//Финансы.- 2007.-№11.-С.13-17

     В законе о федеральном бюджете  на 2008-2010 гг. на Инвестиционный фонд заложены следующие ассигнования: 89,2 млрд. руб., 109,6 млрд. руб. и 76,5 млрд. руб. по годам  соответственно. Предельный объем Фонда, т.е. объем средств, в пределах которых  могут приниматься обязательства  по реализации общегосударственных  инвестиционных проектов, составляет, таким образом, на 2006-2010 гг. - 455,5 млрд. руб. Тернавский А.А., Петрикова Е.М. Инвестиционный фонд РФ как инновационный  инструмент государственной инвестиционной политики//Финансы.- 2007.-№11.-С.13-17

     Государственная поддержка на инвестиционные проекты  за счет средств Инвестиционного  фонда предоставляется в следующих  формах: софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов с  оформлением прав собственности  России; направление средств в  уставные капиталы юридических лиц; предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.

     В рамках отбора инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной  поддержки за счет средств Инвестиционного  фонда РФ, в Минэкономразвития  России в 2006-2007 гг. поступило свыше 65 заявок. Общая стоимость проектов, предлагаемых к реализации с привлечением средств Фонда, составила 2,3 трлн. руб., а запрашиваемый объем государственной  поддержки -- 765 млрд. руб. 43% из этих инвестиционных проектов относятся к транспортной отрасли, 14% -- к энергетике, 17% -- к промышленности, 11% -- к ЖКХ, 6% -- к сельскому хозяйству, 9% -- к другим отраслям народного хозяйства. Там же.

     На  восьми заседаниях Инвестиционной комиссии, проведенных в 2006-2007 гг., рассмотрено 24 инвестиционных проекта, 21 из которых  был одобрен, 2 -- отклонены, 1 -- одобрен  с замечаниями. На четырех заседаниях Правительственной комиссии были рассмотрены  и одобрены 12 инвестиционных проектов. Их условно можно разделить на 2 группы:

     -проекты,  направленные на промышленное  развитие территорий и освоение  новых месторождений полезных  ископаемых;

     -концессионные  проекты, направленные на повышение  качества транспортных услуг,  устранение инфраструктурных ограничений  для развития экономики, укрепление  межрегиональных связей, повышение  мобильности населения.

     Механизм, заложенный в основу функционирования Фонда, не предполагает прямого возвращения  средств в Инвестиционный фонд. Установление требуемой доходности государства  на вложение капитала из средств Фонда  на уровне 4% используется исключительно  для аналитических целей и  не носит никакого практического  характера. Но с другой стороны, на рубль  государственных инвестиций привлекается несколько рублей частных инвестиций, отдача в виде новых рабочих мест и дополнительных налогов многократно  превышает вложения государства.

     Таким образом, Инвестиционный фонд РФ является своевременным и эффективным  инструментом государственной инвестиционной политики, позволяющим государству  не только комплексно решать неотложные проблемы с минимальными затратами, но и диверсифицировать экономику, обеспечить развитие инфраструктуры и высокотехнологичных производств на равных условиях для бизнеса и государства. 

     1.3 Роль иностранных  инвестиций в развитии  экономики

     Учитывая  серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству  позиций, одной из важнейших проблем  реформирования и модернизации российской экономики является привлечение  прямых иностранных инвестиций. России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для  России) технологии и современные  методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран  показывает, что инвестиционный бум  в экономике начинается с прихода  иностранного капитала. Создание собственных  передовых технологий в ряде стран  начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

     При выпуске любого долгового инструмента  основным фактором, определяющим условия  заимствования, является кредитный  риск, связанный с опасностью невыполнения заемщиком своих платежных обязательств. Среди различных инструментов оценки данного фактора на международном  и внутренних рынках капитала наибольшее значение получило присвоение рейтинга.

     По  определению агентства "Moody's Investors Services" рейтинг представляет собой  аналитическую оценку вероятности  невыполнения платежных обязательств или дефолта (а также тяжести  оного), т.е. ситуации пропуска или задержки выплат процентных платежей или номинальной  суммы долга, банкротства, внешнего управления или неэквивалентного обмена, при котором эмитент предлагает держателям облигаций новые ценные бумаги с уменьшением величины его финансовых обязательств или со снижением их статуса (долговые обязательства с меньшим купоном либо номиналом), либо когда явной целью такого обмена является помощь замщику в избежание дефолта. Шастико А., Яковлева Е. Инвестиционный имидж России//Мировая экономика и международные отношения.-2006.-№9.-С.25-31. Речь идет не только о возможности, но и о желании эмитента платить по своим долгам. При этом агентства настаивают на том, что их рейтинги не являются рекомендацией для совершения тех или иных операций с ценными бумагами и не свидетельствуют о приемлемости или неприемлемости различных вариантов инвестиций. Лазин А.В. Кредитный рейтинг инвестиционного уровня// Финансы.- 2005.-№ 2.-С.10-12

     15 декабря 2005г. агентство Standard&Poor's повысило суверенный рейтинг  России до инвестиционного уровня. Теперь российский инвестиционный  рейтинг подтвержден всей тройкой  мировых рейтинговых агентств. Ранее  инвестиционный уровень суверенного  рейтинга России был установлен  агентствами Moody's и Fitch.

     Standard&Poor's считается самым консервативным  агентством из этой тройки. Оно  действительно долго выжидало, но, наконец, присоединилось к коллегам. По гамбургскому счету страна  признается инвестиционно привлекательной  с того момента, как это подтверждают  все три мировых агентства,  так что у российского правительства  есть все формальные основания  считать свою политику успешной. Однако, отмечая позитивные сдвиги  в динамике экономического роста,  внешнеторговой деятельности и  в области бюджетной политики, эксперты Standard&Poor's обращают внимание  на сохраняющиеся высокие политические  риски, непрозрачность бизнеса  и слабое продвижение в области  институциональных реформ. С повышением  рейтинга России до инвестиционного уровня можно ожидать улучшения условий заимствования на международном рынке капитала.

Информация о работе Инвестиции и их роль в развитии современной экономики