Инвестиции и их роль в развитии современной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание

Инвестициями с точки зрения микроэкономики, нужно признать любые вложения физических и юридических лиц, государства и муниципальных образований, направленные на производство новой стоимости, на приобретение активов, обладающих свойством возможности их использования в процессе создания новой стоимости (как предметов или средств труда), либо предоставляющих возможность получения части новой стоимости, которая будет произведена контрагентом субъекта, осуществляющего вложения, или третьим лицом

Содержание

Введение
Глава 1 Инвестиции: экономическая сущность и виды
1.1. Экономическая сущность инвестиций
1.2. Роль государственных инвестиций в развитии экономики
1.3. Роль иностранных инвестиций в развитии экономики
Глава 2 Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.28 Кб (Скачать документ)
ify">     - научно-техническая продукция;

     - права на интеллектуальную собственность;

     - имущественные права;

     - другие субъекты собственности.

     Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов  общества.

     Государственное регулирование инвестиционной деятельностью  может выступать в форме:

     - государственных инвестиционных  программ;

     - прямого управления государственными  инвестициями;

     - налоговой политике;

     - предоставления финансовой помощи  на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

     - финансовой, кредитной, ценообразовательной  и амортизационной политике;

     - антимонопольной политике;

     - приватизации объектов государственной  собственности;

     - контроля за соблюдением норм  и стандартов.

     В соответствии со статьей 12 закона об инвестиционной деятельности решения по государственным  инвестициям принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального  развития РФ, схем развития и размещения производственных сил, научно-технических  и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

     Финансирование  осуществляется за счет средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих в  реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть и кредиты  банков под государственные гарантии.

     Предварительный объем государственных капитальных  вложений устанавливается Министерством  экономики и сообщается госзаказчикам. Они, на основании предварительных  объемов, разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и необходимыми расчетами. Утвержденный перечень является основанием для проведения торгов подряда. Результатом проведения торгов считается заключение государственных  контрактов, в которых уточняются все необходимые данные: стоимость, сроки и т.д.

     Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство  гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях.

     К сожалению, стоит заметить, что большинство  гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку  не разработаны механизмы их реализации.

     В целях защиты прав инвесторов по инициативе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг недавно были приняты поправки в Уголовный кодекс РФ, которые  ввели уголовную ответственность  руководителей предприятий и  профессиональных участников рынка  ценных бумаг за предоставление инвесторам недостоверной информации.

     Наряду  с инвестиционным законодательством  существенное влияние на инвестиционный климат оказывает вся правовая система, регулирующая хозяйственную деятельность -- налоговое и таможенное законодательство, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий, земельное  законодательство, регулирование финансового  сектора, валютное регулирование, законодательство о реструктуризации естественных монополий. Например, в Налоговом кодексе  РФ, п/п 2 п. 1 ст. 259 НК РФ предусматривает  начисление амортизации нелинейным методом (так называемая ускоренная амортизация). А гл. 26.4 НК РФ вводится система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции, согласно которой устанавливается  специальный налоговый режим, применяемый  при выполнении соглашений, которые  предусматривают увеличение доли государства  в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора  при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются  в соответствии с условиями соглашения. Коновалова, Т.В., Кузьмина, Н.А. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности//Финансы.- 2005.-№ 6.-С. 40- 44

     В целом рамочный характер инвестиционного  законодательства на федеральном уровне позволяет регионам развивать собственную  правовую базу. Вложение средств в  наукоемкие, высокотехнические, высокотехнологические  программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что в  конечном счете не может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный уровень  и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление  о проводимой государством инвестиционной политике. Ее целью является поиск  оптимального правового регулирования  инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов.

     Как уже упоминалось, большая роль в  инвестиционной политике принадлежит  налоговой реформе. Однако, она, к  сожалению, не послужила укреплению и развитию отечественной науки. Процесс совершенствования законодательства о налогах и сборах не обеспечил  преемственность по составу налоговых  льгот, которые предоставлялись  научным организациям по ранее действовавшему законодательству, и это чуть не обернулось для науки крахом всей системы ее внебюджетного финансирования. Из-за ошибки законодателя при принятии главы Налогового кодекса о налоге на прибыль организаций, едва не был  разрушен механизм финансирования научной  деятельности через отраслевые и  межрегиональные фонды, формирующиеся  за счет добровольных отчислений предприятий  на научные разработки в пределах 1,5% себестоимости продукции. По подсчетам  специалистов, такая ошибка могла  дорого обойтись, привести к ежегодному отвлечению от отраслевой науки и  прикладных исследований до 16 млрд. руб. Коновалова, Т.В., Кузьмина, Н.А. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности//Финансы.- 2005.-№ 6.-С. 40- 44

     Базовый закон 2000 г. "Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации" предусматривает  возможность предоставления льгот  по крупным инвестициям и "приоритетным проектам". Однако получить льготы практически  нереально из-за отсутствия подзаконных  актов. Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует  отнести укрепление законодательной  базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним следует отнести отрасли  инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.

     Безусловно, государство должно осуществлять мероприятия  по оказанию финансовой поддержки тех  отраслей национальной экономики, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения интересов общества, а с другой -- не может осуществляться без притока  денежных средств извне. При этом эффективная система инвестирования в целом предполагает одновременную  максимизацию доходов государства  и инвесторов, обеспечение правовых гарантий частным и институциональным  вкладчикам. Одним из условий положительного эффекта экономических преобразований в России является осуществление  инвестиционной политики, стимулирующей  развитие производственного и научного потенциала каждого субъекта Федерации  на базе сочетания общегосударственных  и региональных интересов, а также  создания действенного механизма регулирования  инвестиционной деятельности предприятий  различных форм собственности.

     В целях управления инвестиционной политики указом президента была создана Государственная  инвестиционная корпорация для федеральных  и региональных программ социального и экономического развития, а также для привлечения иностранных инвесторов и стимулировании внутренних инвестиций. Корпорация создана в форме государственного предприятия, имущество передано ей на праве полного хозяйственного ведения. Уставной фонд корпорации состоит из имущества, оцениваемого в 1 млрд. долларов, которые могут использоваться в качестве гарантий возврата иностранным инвесторам. Корпорация осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию инвестиционных проектов, используя при этом средства, выделяемые им для централизованных капитальных вложений, кредиты ЦБ России, привлеченные и собственные средства. Мухетдинова Н.М. Региональные проблемы современного инвестиционного роста России// Государственная власть и местное самоуправление.-2007.-№4.-С. 24-29.

     Таким образом, необходимо принятие мер по улучшению инвестиционного климата, созданию стабильной политической ситуации и принятию каких-то решений относительно сохраняющейся опасности очередного передела собственности, непоследовательности экономической политики государства, постоянного изменения «правил  игры», плохо развитой инфраструктурой - финансовой, транспортной, сервисной, в области связи, высоких налогов, правовой незащищенности и нерешенности многих вопросов собственности, борьбы с коррупцией, которые не только не способствуют инвестициям вообще, а иностранным в особенности, но и, в свою очередь, не есть плюс для  любой экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, в системе взаимосвязей между  макроэкономическими показателями инвестиционные процессы занимают важнейшее  место. Инвестиции как экономическая  категория выполняют ряд функций, без которых немыслимо нормальное развитие любого государства.

     Инвестиции  на макроуровне являются основой  для:

     - осуществления политики расширенного  воспроизводства;

     - ускорения научно-технического прогресса,  улучшения качества и обеспечения  конкурентоспособности отечественной  продукции;

     - структурной перестройки общественного  производства и сбалансированного  развития всех отраслей народного  хозяйства;

     - создания необходимой сырьевой  базы промышленности, гражданского  строительства, развития здравоохранения,  культуры, высшей и средней школы,  а также решения других социальных  проблем;

     - смягчения или решения проблемы  безработицы;

     - охраны природной среды;

     - конверсии военно-промышленного  комплекса;

     - обеспечения обороноспособности  государства и решения многих  других проблем. 

     Инвестиции  играют исключительно важную роль и  на микроуровне.

     На  этом уровне он необходимы, прежде всего, для  достижения следующих  целей:

     - расширения и развития производства;

     недопущения чрезмерного морального и физического  износа основных фондов;

     - повышения технического уровня  производства;

     - повышения качества и обеспечения  конкурентоспособности продукции  конкретного предприятия;

     - осуществления природоохранных  мероприятий;

     - приобретения ценных бумаг и  вложения средств в активы  других предприятий.

     Таким образом, инвестиции являются важнейшей  составляющей социально-экономического развития государства и играют значимую роль, как на макро-, так и на микроуровне.

     В России проблема инвестиций является одной из самых важных и сложных  проблем. Разумная стратегия капиталовложений может облегчить структурную  перестройку экономики, уменьшить  масштабы безработицы, сохранить наукоемкие производства и ускорить интеграцию России в сообщество развитых стран. Инвестиции непосредственно связаны с увеличением ВНП, а, следовательно, и экономическим ростом страны: достаток завтрашнего дня создается сегодняшними инвестициями. 

                                           
 
 

     Список  литературы

     1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации:Федер.закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ//Собрание  законодательства РФ.-1998.- N 31.-Ст. 3823.

Информация о работе Инвестиции и их роль в развитии современной экономики